г. Самара |
|
20 ноября 2013 г. |
Дело N А65-12233/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 ноября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18.11.2013 в помещении суда апелляционную жалобу Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.08.2013 по делу N А65-12233/2013 (судья Мусин Ю.С.), принятое по заявлению Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан, г.Аргыз Республики Татарстан, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя Котовой Ольги Юрьевны, г.Сарапул с.Котово, об оспаривании решения и предписания,
в судебном заседании приняла участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан Смирнова Р.А. (доверенность от 07.06.2013 N АГ02/6567),
представитель Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан и ИП Котова О.Ю. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет Агрызского муниципального района Республики Татарстан (далее - исполком) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России) от 08.04.2013 по делу N 06-460/2012 и его предписания от 08.04.2013 N 06-460/2012 (с учетом уточнения заявленных требований).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена индивидуальный предприниматель Котова Ольга Юрьевна.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.08.2013 по делу N А65-12233/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе исполком просил отменить указанное судебное решение и признать оспариваемые решение и предписание Татарстанского УФАС России недействительными. По мнению исполкома, суд первой инстанции не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, и сделал выводы, не соответствующие обстоятельствам дела.
Татарстанское УФАС России в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие предпринимателя Котовой О.Ю. и представителей исполкома, которые надлежащим образом извещались о времени и месте проведения судебных заседаний.
В судебном заседании представитель Татарстанского УФАС России апелляционную жалобу отклонила по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, выступлении представителя Татарстанского УФАС России в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, решением Татарстанского УФАС России от 30.10.2012 исполком был признан нарушившим требования, установленные частью 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе). Этим решением установлено, что в нарушение указанных требований исполком выдал четыре разрешения на установку рекламных конструкций без проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию этих рекламных конструкций на соответствующих земельных участках.
Частью 9.2 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что разрешения, выданные органом местного самоуправления муниципального района с нарушением установленных требований, подлежат аннулированию на основании предписания антимонопольного органа.
На основании указанного решения Татарстанское УФАС России выдало исполкому предписание от 30.10.2012 о прекращении в срок до 17.12.2012 нарушения законодательства о рекламе путем аннулирования разрешений на установку рекламных конструкций на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Материалами дела подтверждается, что во исполнение указанного решения Татарстанского УФАС России исполком направил Котовой О.Ю. уведомления от 20.11.2012 N N 1-4 об аннулировании ранее выданных ей разрешений на установку четырех рекламных конструкций, расположенных по следующим адресам: 1) г.Агрыз, ул.К. Маркса, с восточной стороны от жилого дома N 2; 2) г.Агрыз, ул.К.Маркса, с юго-западной стороны от производственной базы ОАО "Вамин-Татарстан"; 3) г.Агрыз, ул. К.Маркса, с юго-западной стороны от здания ледового дворца; 4) г.Агрыз, ул.К.Маркса, с северо-западной стороны от здания ледового дворца.
Кроме того, исполком вынес Котовой О.Ю. предписания от 20.11.2012 N N 1-4 о демонтаже указанных рекламных конструкций в течение 30 дней с момента получения предписаний.
Указанные уведомления и предписания исполком направил в Татарстанское УФАС России с письмом от 16.11.2012 N АБ-08/15941.
Из материалов дела видно, что срок действия договора между Палатой имущественных и земельных отношений Агрызского муниципального района Республики Татарстан и Котовой О.Ю. от 03.10.2011 N 071-130 на аренду земельных участков для размещения указанных рекламных конструкций истек 03.09.2012. Согласно акту приема-передачи от 04.09.2012 Котова О.Ю. передала, а Палата имущественных и земельных отношений Агрызского муниципального района Республики Татарстан приняла соответствующие земельные участки. По сведениям Палаты имущественных и земельных отношений Агрызского муниципального района Республики Татарстан, упомянутый договор аренды не продлевался.
Решением Татарстанского УФАС России от 08.04.2013 по делу N 06-460/2012 исполком был признан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), поскольку им осуществлялся ненадлежащий контроль за распространением средств наружной рекламы на территории Агрызского муниципального района, а это привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе (в редакции Федерального закона от 21.07.2007 N 193-ФЗ) заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как правильно указано судом первой инстанции, непроведение торгов не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем, что в свою очередь приводит к ограничению допуска всех возможных лиц, претендующих на заключение договоров на размещение рекламных конструкций, к участию в конкурсе.
Материалами дела подтверждается, что торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию указанных рекламных конструкций на соответствующих земельных участках не проводились и что в течение длительного времени исполком не предпринимал предусмотренные законом действия, направленные на демонтаж этих рекламных конструкций.
Таким образом, исполкомом допущено нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в ненадлежащем контроле за распространением средств наружной рекламы на территории Агрызского муниципального района.
Соответственно оснований для признания решения Татарстанского УФАС России от 08.04.2013 по делу N 06-460/2012 недействительным не имеется.
На основании этого решения Татарстанское УФАС России выдало исполкому предписание от 08.04.2013 N 06-460/2012 об устранении в течении 30 дней со дня его получения нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем принятия соответствующих мер по аннулированию разрешений и демонтажу тех же самых рекламных конструкций.
При рассмотрении настоящего дела исполком не представил надлежащих доказательств, свидетельствующих о демонтаже указанных рекламных конструкций до принятия Татарстанским УФАС России оспариваемого предписания.
Таким образом, не имеется оснований для признания оспариваемого предписания в этой части недействительным.
Поскольку ко дню принятия Татарстанским УФАС России оспариваемого предписания исполком уже аннулировал разрешения на установку указанных рекламных конструкций, то в соответствующей части оспариваемое предписание является необоснованным и подлежит признанию недействительным в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ.
На основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ суд апелляционной инстанции изменяет обжалованное судебное решение в связи с несоответствием изложенных в нем выводов обстоятельствам дела и, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 АПК РФ, признает оспариваемое предписание Татарстанского УФАС России недействительным в части обязания исполкома в течении 30 дней со дня получения предписания устранить нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем принятия соответствующих мер по аннулированию разрешений на установку рекламных конструкций, расположенных по следующим адресам: 1) г.Агрыз, ул.К. Маркса, с восточной стороны от жилого дома N 2; 2) г.Агрыз, ул.К.Маркса, с юго-западной стороны от производственной базы ОАО "Вамин-Татарстан"; 3) г.Агрыз, ул. К.Маркса, с юго-западной стороны от здания ледового дворца; 4) г.Агрыз, ул.К.Маркса, с северо-западной стороны от здания ледового дворца.
В остальной части решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 августа 2013 года по делу N А65-12233/2013 изменить.
Признать недействительным предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 08 апреля 2013 года N 06-460/2012 в части обязания Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан в течении 30 дней со дня получения предписания устранить нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем принятия соответствующих мер по аннулированию разрешений на установку рекламных конструкций, расположенных по следующим адресам: 1) г.Агрыз, ул.К. Маркса, с восточной стороны от жилого дома N 2; 2) г.Агрыз, ул.К.Маркса, с юго-западной стороны от производственной базы ОАО "Вамин-Татарстан"; 3) г.Агрыз, ул. К.Маркса, с юго-западной стороны от здания ледового дворца; 4) г.Агрыз, ул.К.Маркса, с северо-западной стороны от здания ледового дворца.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 августа 2013 года по делу N А65-12233/2013 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-12233/2013
Истец: Исполнительный комитет Агрызского муниципального района Республики Татарстан, г. Агрыз
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Котова Ольга Юрьевна, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара