г. Владимир |
|
18 ноября 2013 г. |
Дело N А79-4848/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.11.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.11.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Урлекова В.Н., судей Захаровой Т.А., Смирновой И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой И.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Чебоксарский хлебокомбинат" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 21.10.2013 по делу N А79-4848/2013, принятое судьей Щетинкиным А.В. по заявлению открытого акционерного общества "Чебоксарский хлебокомбинат" (ИНН 212600034, ОГРН 10221011363997; Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул.Петрова, д.4) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии от 13.06.2013 N784 о привлечении к административной ответственности.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Первый арбитражный апелляционный суд установил:
открытое акционерное общество "Чебоксарский хлебокомбинат" (далее -Общество, ОАО "Чебоксарский хлебокомбинат") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республики (далее - Роспотребнадзор, административный орган) от 13.06.2013 N 784 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 5 000 руб.
В обоснование своего заявления общество указало на недоказанность в его действиях состава вменяемого ему административного правонарушения.
Роспотребнадзор с доводами заявителя не согласился, считает законным оспариваемое постановление.
Решением суда от 21.10.2013 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить упомянутое выше решение по основаниям недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, и неправильного применения судом первой инстанции норм материального права.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки от 25.02.2013 N 95 с 05 марта по 02 апреля 2013 года в отношении ООО "Комбинат питания" проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей.
В ходе проверки установлено, что в буфете ООО "Комбинат питания", расположенном по адресу: г. Чебоксары, ул. Байдукова, д. 23, буфетчица Иванова Н.П. приняла по товарной накладной N 00000092342 от 19.03.2013 от ОАО "Чебоксарский хлебокомбинат" хлеб "Дарницкий" формовой в количестве 5 упаковок (в одной упаковке 16 шт.), хлеб "Пшеничный" в/с в количестве 1 упаковки (в одной упаковке 14 шт.) и предъявила к продаже остаток от реализованной партии согласно указанной накладной хлеб "Дарницкий" формовой упакованный, в количестве 5 единиц массой нетто одного изделия 0,7 кг, и хлеб из пшеничной муки высшего сорта "Пшеничный" в количестве 3 единиц, массой 0,5 кг, с наличием на клипсаторе нечеткой и нечитаемой информации о дате выработки хлебобулочного изделия (так же остаток от реализованной партии).
По факту выявленного нарушения в отношении ОАО "Чебоксарский хлебокомбинат" должностными лицами отдела защиты прав потребителей составлены акт проверки от 02.04.2013 N 95, протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов и протокол об административном правонарушении от 26.04.2013 N 662.
По результатам рассмотрения протокола руководителем Роспотребнадзора 13.06.2013 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 784 о привлечении ОАО "Чебоксарский хлебокомбинат" к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему административного наказания в виде наложения штрафа в размере 5 000 рублей.
Посчитав данное постановление незаконным, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд Чувашской Республики пришел к выводу о наличии в действиях ОАО "Чебоксарский хлебокомбинат" состава вменяемого ему административного правонарушения, в связи с чем отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения, возникающие в процессе заключения потребителем договоров купли-продажи, выполнения работ или оказания услуг.
Объективную сторону данного административного правонарушения образует нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге).
Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Указанный Закон устанавливает права потребителей на получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Согласно пункту 3.1 "ГОСТ Р 51074-2003. Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 N 401-ст (далее - ГОСТ Р 51074-2003), изготовитель (продавец) обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Пунктом 3.8.1. ГОСТ Р 51074-2003 предусмотрено, что информация может быть нанесена любым способом и должна быть четкой и легко читаемой.
Если групповая потребительская тара, в которую помещен продукт, покрыта дополнительной оберткой, то либо этикетка внутренней упаковки должна быть легко читаемой сквозь наружную обертку, либо на наружной упаковке должна быть аналогичная этикетка.
Средства нанесения информации, контактирующие с продуктом, не должны влиять на качество продукта, должны обеспечивать стойкость маркировки при хранении, транспортировании и реализации продуктов.
В соответствии с пунктом 4.8.1. ГОСТ Р 51074-2003 хлебобулочные изделия и хлебобулочные полуфабрикаты, упакованные в потребительскую тару должны содержать, в том числе информацию о дате изготовления и дате упаковывания (для хлебобулочных изделий со сроком годности более 48 часов и для замороженных хлебобулочных полуфабрикатов), срок годности.
Факт изготовления и направления ОАО "Чебоксарский хлебокомбинат" на реализацию хлебобулочных изделий с нечитаемой информацией о дате производства такой продукции, подтверждается актом проверки от 02.04.2013 N 95 (л. д. 34-35), протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 19.03.2013 (л.д.36), товарной накладной от 19.03.2013 N 92342 (л.д.37), протоколом об административном правонарушении от 26.04.2013 N 662 (л.д.44), образцами упаковки (л.д.62-63), то есть предусмотренными законом средствами доказывания, которым Арбитражным судом Чувашской Республики дана надлежащая правовая оценка в их совокупности.
Доводы общества в обоснование своих возражений, изложенные в апелляционной жалобе, опровергаются имеющимися в деле доказательствами.
Так, в акте проверки зафиксировано, что хлеб находился в шкафчике и предназначался для реализации, о чем свидетельствует меню, имеющееся в материалах дела. Согласно меню хлеб реализовывался в порционном виде с указанием массы одного куска. В наличии в ООО "Комбинат питания N 1" имелся только хлеб "Дарницкий" и хлеб из пшеничной муки высшего сорта формовой, выработанный и упакованный обществом.
Ошибочно утверждение общества о том, что каждая партия хлеба сопровождается сертификатом качества, в котором указывается дата изготовления хлеба. Сертификат качества - это документ, удостоверяющий серийную выработку продукции, который не выдается на конкретную партию товара, а потому такой информации не содержит.
При таких данных Арбитражный суд Чувашской Республики пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюден. Суд первой инстанции не нашел возможность для применения к инкриминируемому обществу деянию положений статьи 2.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Оснований для переоценки степени общественной опасности совершенного обществом правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела апелляционный суд не усматривает.
В связи с вышеизложенным апелляционная жалоба Общества подлежит отклонению.
Арбитражный суд Чувашской Республики полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 21.10.2013 по делу N А79-4848/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Чебоксарский хлебокомбинат" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н. Урлеков |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-4848/2013
Истец: ОАО "Чебоксарский хлебокомбинат"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике