г. Москва |
|
18 ноября 2013 г. |
Дело N А40-75698/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей: |
Свиридова В.А., Якутова Э.В., |
при ведении протокола |
помощником судьи Аверьяновым И.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств на решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.06.2013 г.
по делу N А40-75698/2013, принятое судьей Корогодовым И.В.,
по заявлению Мещанского межрайонного прокурора г.Москвы
к Межгосударственному статистическому комитету Содружества Независимых Государств (ИНН 7708003386, ОГРН 1027700427534, 107450, г.Москва, ул.Мясницкая, д.39, стр.1)
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
Епифанцева Н.В. по удост. ТО N 156347; |
от ответчика: |
Гулидов А.Д по дов. от 16.07.2013 г. N 26; |
УСТАНОВИЛ:
Мещанский межрайонный прокурор г. Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств (далее - ответчик, Статкомитет СНГ) к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ, в связи с использованием недвижимого имущества без надлежаще оформленных документов.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 25.07.2013 вышеуказанные требования удовлетворены, поскольку суд пришел к выводу о наличии в действиях Общества события и вины вменяемого административного правонарушения, соблюдения порядка, процедуры и сроки привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указал на отсутствие правовых оснований для привлечения Статкомитет СНГ к административной ответственности.
В своем письменном отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает на то, что Статкомитет СНГ незаконно использует помещения, не перечисленные в договоре от 12.07.2000 N 01-3/80.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, изложил свою правовую позицию, указанную в апелляционной жалобе. Считает, что действиях общества отсутствует событие административного правонарушения, вина ответчика не доказана.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ.
Изучив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела Мещанской межрайонной прокуратурой г. Москвы 29 мая 2013 года в 14 час. 00 мин. проведена проверка соблюдения законодательства об использовании недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью в здании, расположенном по адресу: г.Москва, ул.Мясницкая, д.39, стр.1.
Проверкой установлено, что Межгосударственным статистическим комитетом Содружества Независимых Государств нарушаются требования гражданского законодательства при использовании объекта федеральной собственности, находящегося на праве оперативного управления за Федеральной службой государственной статистики.
На основании распоряжения ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве от 27.09.2010 N 1969, акта о приеме-передаче здания (сооружения) от 01.11.2010 N 3, помещение, площадью 24 228,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, д. 39, стр.1 передано на праве оперативного управления Федеральной службе государственной статистики 10.02.2011 77 AM N 837470.
На указанное помещение зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.08.2010 77 AM N 581350, запись регистрации N 77-77-12/019/2010-039.
Между Федеральной службой государственной статистики, Минимуществом России и Межгосударственным статистическим комитетом Содружества Независимых Государств заключен договор о передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью, закрепленного за организацией на праве оперативного управления от 12.07.2000 N 01-3/80. Срок договора указан до 31.05.2005.
Согласно п.п. 6.5 и 6.6 договора Статкомитет СНГ имеет преимущественное право перед другими лицами на продление договора и обязано уведомить о желание продлить договор собственника имуществам (ТУ Росимущества) и балансодержателя (Росстат) не позднее, чем за месяц до истечения срока указанного договора. В связи с тем, что Статкомитетом СНГ направлены в ТУ Росимущество и Росстат письма о намерении продлить договор, а также в связи с тем, что возражение ТУ Росимущества и Росстата не получено, договор безвозмездного пользования от 12.07.2000 N 01-3/80 со Статкомитетом СНГ считается возобновленным на неопределенный срок.
Согласно договору Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств принимает в безвозмездное пользование нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Москва, ул.Мясницкая, д.39, стр.1, общей площадью 1213, 7 кв.м (а именно: 1 этаж помещение IV комнаты N N 51-53, 67, 71; помещения I комнаты NN41,41а,; 5 этаж помещения I комнаты NN 1-12, 18-25, 27-36, 38-43, 47-48).
Согласно Акту от 10.04.2013 ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве комплексной проверки использования федерального недвижимого имущества, проверки использования федерального недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, д. 39, стр.1, Статкомитет СНГ занимает помещения общей площадью 882, 9 кв.м (а именно: корпус "Б" 3 этаж комната N 304 (34,93 кв.м); 4 этаж комнаты N N 434 (52, 71 кв.м), 430 (17,14 кв.м), 426 (54,19 кв.м), 423 (16,99 кв.м); 5 этаж комнаты NN532 (21,04 кв. м), 533 (35, 1 кв. м), 534 (16, 91 кв. м), 502 (37,35 кв. м.), 524 (17,05 кв.м), 522 (17, 05 кв.м), 521 (34, 98 кв.м), 520 (36,63 кв.м), 6 этаж комнаты NN 625 (35,1 кв.м), 624 (33,86 кв.м), 7 этаж комнаты NN 721 (34, 99 кв.м), 720 (34,99 кв. м), 713 (17, 08 кв. м); 5 корпус "К" 3 этаж: ком. N309 (63,01 кв. м), 4 этаж ком. N404 (10,22 кв. м), 5 этаж комнаты NN 519, 520 (35,37 кв. м) - касса Комитета, 6 этаж комнаты NN618 (21,7 кв.м), 623 (17,3 кв. м); корпус "Б'" 5 этаж комнаты NN 502 (38, 02 кв. м), 503 (13, 71 кв. м), 504 (72, 56 кв. м), 505 (57, 01 кв. м), 506 (1,9 кв. м), 510 (около 2 кв.м), 511 (около 2 кв.м) (в соответствии с представленной Росстатом технической документацией).
Каких-либо документов, свидетельствующих о согласии собственника имущества на передачу площадей, не перечисленных в договоре от 12.07.2000 г. N 01-3/80, в ходе проверки не представлено.
Согласно ст.28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации, в том числе и по ст. 7.24 КоАП РФ.
30.05.2013 года Мещанским межрайонным прокурором г. Москвы Радионовым Г.Г. в отношении Статкомитета СНГ возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.24 КоАП РФ.
Состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ, подлежит рассмотрению в арбитражном суде в соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Часть 2 ст. 7.24 КоАП РФ устанавливает, что использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
В соответствии со ст.ст. 294, 295 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Согласно п. 5.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" вышеуказанный орган осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В настоящем случае, как усматривается из материалов дела ответчиком без согласия Росимущества и его территориального органа- Территориального управления в г.Москве, используются помещения, не перечисленные в договоре от 12.07.2000 N 01-3/80.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции, принимая решение о привлечении Статкомитета СНГ к административной ответственности пришел к выводу о наличии события и вины Статкомитета СНГ в совершении вменяемого правонарушения, поскольку ответчик имел возможность воздержаться от использования нежилого помещения, находящегося в федеральной собственности, не перечисленных в договоре от 12.07.2000 N 01-3/80.
Суд апелляционной инстанции не согласен с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно пункту 2.3.14 Договора от 12.07.2000 N 01-3/80 о передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества являющегося федеральной собственностью, закрепленного за организацией на праве оперативного управления пользователь ( Статкомитет СНГ) обязан освободить помещения в связи с постановкой здания на капитальный ремонт.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.10.2006 N 595 О Федеральной целевой программе "Развития государственной статистики России в 2007-20011г.г." здание, где по договору располагается Статкомитет СНГ, было поставлено на капитальный ремонт и реконструкцию.
Как усматривается из материалов дела, с начала реконструкции административного здания Статкомитет СНГ размещался на 5-м этаже, в помещениях, которые поименованы в Договоре от 12.07.2000 N 01-3/80.
За счет уплотнения размещения сотрудников Статкомитета СНГ на этом этаже Статкомитет СНГ временно высвобождал кабинеты под реконструкцию под гарантийные письма Руководства Росстата о последующем возврате площадей.
Письмом от 16.05.2012 заместитель руководителя Росстата В.Н. Забелин обратился в Статкомитет СНГ об освобождении до 23.05.2012 помещений, занимаемых Статкомитетом СНГ на 5-м этаже под реконструкцию, и предоставлении помещений для временного размещения Сотрудников Статкомитета СНГ на разных этажах этого же здания. (л.д.80).
Росстат проинформировал Агентство по управлению государственным имуществом об уменьшении кабинетных площадей в здании и попросил изыскать возможность предоставления площадей для размещения Статкомитета СНГ в другом здании.
Письмом от 07.06.2012 временно исполняющий обязанности Росимущества Г.С. Никитин сообщил об отсутствии площадей для размещения Статкомитета СНГ (лд.д.82).
Как следует из имеющейся в деле переписки Статкомитет СНГ за период с 2010 года, когда строители приступили к реконструкции 5-го этажа, Статкомитет СНГ направлял в Росстат письма о необходимости возврата площадей после реконструкции.
По инициативе Росимущества (письмо от 18.12.2012 (л.д.84) 29.01.2013 в Росстате состоялось Согласительное совещание, на котором присутствовали руководители Росстата, Статкомитета СНГ, ответственные работники Исполкома СНГ Минэкономразвития России и от Росимущества - Начальник Управления по размещению Федеральных органов власти и других организаций (л.д.86). На совещании принято решение: принять на период документального оформления кадастрового паспорта на здание Росстата предложение руководителя Росстата о предоставлении Статкомитету СНГ помещения общей площадью 310.1 кв.м. из них 287.1 кв.м. основной площади и 23 кв.м. - вспомогательной, что в общем зачете составляет 1218.93 кв.м. общей площади. По оформлению кадастрового паспорта на здание Росстата вернуться к вопросу размещения Статкомитета СНГ в здании Росстата в соответствии с нормативами размещения Федеральных органов исполнительной власти.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что с согласия собственника (Росимущества) Статкомитет СНГ распоряжался имуществом обозначенном в Акте проверки от 10.04.2013.
Кроме того, анализируя фактические обстоятельства дела и имеющуюся в деле переписку, суд апелляционной инстанции считает, что Статкомитет СНГ предпринимались все необходимые меры для того, чтобы обеспечить выполнение положений Договора от 12.07.2000 N 01-3/80.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств на основании ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что наличие в действиях общества события и вины вменяемого состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 7.24 КоАП РФ, заявителем не доказаны, что в силу ч. 2 ст. 206 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении требований Мещанского межрайонного прокурора г.Москвы о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь ч.4.1 ст.206 ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.06.2013 г. по делу N А40-75698/2013 отменить.
В удовлетворении требований Мещанского межрайонного прокурора г.Москвы о привлечении Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств к административной ответственности по ч.2 ст.7.24 КоАП РФ отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-75698/2013
Истец: Мещанская межрайонная прокуратура города Москвы, Мещанская межрайонная прокуратура центрального округа города Москвы
Ответчик: Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств