город Ростов-на-Дону |
|
15 ноября 2013 г. |
дело N А32-21323/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ванина В.В.
судей Ю.И. Барановой, М.Г. Величко
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жабской А.Л.
при участии
от общества с ограниченной ответственностью "СпецСтройМонтаж": представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом;
от Администрации Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района Краснодарского края: глава Нововладимировского сельского поселения Горбанев В.Н., удостоверение; представитель Чайко Д.А., паспорт, по доверенности N 175 от 7 ноября 2013 года;
рассмотрев апелляционную жалобу Администрации Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09.09.2013 по делу N А32-21323/2012
по иску общества с ограниченной ответственностью "СпецСтройМонтаж"
к ответчику Администрации Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района Краснодарского края
о взыскании 223 020 руб.,
принятое судьей Назаренко Р.М.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СпецСтройМонтаж" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации Нововладимирского сельского поселения Тбилисского района Краснодарского края (далее - администрация, ответчик) о взыскании денежных средств в размере 175 349 руб. 34 коп. (с учетом уменьшения размер исковых требований в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 9 сентября 2013 года иск удовлетворен. С администрации в пользу общества взыскана задолженность в размере 175 349 руб. 34 коп., а также судебные расходы в размере 96 260 руб. 48 коп. В остальной части производство по делу прекращено. Обществу из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 2 239 руб. 52 коп.
Администрация обжаловала решение суда в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Апелляционная жалоба мотивирована следующим. Сделав вывод об арифметической ошибке при составлении сметного расчета, суд первой инстанции не принял во внимание, что после снижения стоимости работ по объекту на аукционе локальные сметные расчеты составлялись подрядчиком. Суд первой инстанции не учел, что в соответствии с пунктом 3.8 контракта работы, не предусмотренные проектно-сметной документацией, заказчиком не принимаются и не оплачиваются. Суд первой инстанции необоснованно не применил статьи 709, 743 ГК РФ, пункт 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 года N 51, части 4.1, 5 статьи 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В судебном заседании представители администрации поддержали доводы апелляционной жалобы.
Общество, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание, не обеспечило.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 15 часов 00 минут 14 ноября 2013 года. После окончания перерыва судебное заседание было продолжено в отсутствие сторон.
Поскольку, как следует из апелляционной жалобы, решение суда не оспаривается в части прекращения производства по делу в части требований, доводы, направленные на обоснование незаконности судебного акта в данной части, сторонами при рассмотрении апелляционной жалобы не приведены, и в судебном заседании стороны не заявили возражений относительно проверки законности судебного акта только в обжалуемой части, постольку законность и обоснованность судебного акта проверяется в обжалуемой части в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в обжалуемой части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам открытого аукциона между администрацией (муниципальный заказчик) и обществом (подрядчик) был заключен муниципальный контракт N 03183000024111000371/0130505-02/18 от 16 сентября 2011 года, в соответствии с которым общество (подрядчик) обязалось выполнить работы по строительству газопровода низкого давления в х. Ударник Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района в соответствии с техническим заданием, проектно-сметной документацией, требованиями нормативных правовых актов в области строительства, условиями контракта, а администрация обязалась принять и оплатить выполненные работы на основании протокола открытого аукциона в электронной форме администрации муниципального образования Тбилисский район от 29 августа 2011 года N 403, являющегося неотъемлемой частью контракта.
По своей правовой природе спорный контракт представляет собой муниципальный контракт на выполнение строительных работ для муниципальных нужд, правоотношения из которого регулируются параграфом 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 ГК РФ по муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их муниципальному заказчику, а муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Истцом выполнены работы по спорному контракту в полном объеме, их результаты переданы ответчику по актам формы КС-2, что сторонами не оспаривается. За выполненные работы ответчиком истцу уплачена сумма в размере 3 176 937 руб. 26 коп., определенная пунктом 3.1 контракта в качестве цены контракта.
Предметом спора по настоящему делу является требование о взыскании с заказчика денежной суммы в размере расходов, понесенных подрядчиком в связи с приобретением необходимой для выполнения работ трубы в количестве 938,5 м, стоимость которой не была учтена в локальном сметном расчете.
Суд первой инстанции, установив факт использования при выполнении работ по контракту трубы в спорном количестве, а также факт отсутствия ее стоимости в локальном сметном расчете, с учетом заключения судебной экспертизы, взыскал спорную сумму в качестве неосновательного обогащения.
Между тем, суд первой инстанции не принял во внимание следующее.
Из пункта 1 статьи 766 ГК РФ следует, что к существенным условиям муниципального контракта относятся условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Пунктом 3.1 контракта цена контракта определена в сумме 3 176 937 руб. 26 коп. Данная цена определена по результатам аукциона на основании заявки общества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 709 ГК РФ цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.
В соответствии с пунктом 3.2 контракта определенная в пункте 3.1 цена (3 176 937 руб.) включает в себя стоимость работ и расходов, включая налоги (в т.ч. НДС 18%), сборы и обязательные платежи, расходы на страхование, стоимость материалов, транспортные расходы, иные сопутствующие выполнению работ затраты, предусмотренные техническим заданием документации об аукционе и проектной документацией.
Как указано выше, предметом спора по настоящему делу является требование о взыскании с заказчика денежной суммы в размере расходов, понесенных подрядчиком в связи с приобретением необходимой для выполнения работ трубы в количестве 938,5 м, стоимость которой не была учтена в локальном сметном расчете.
Таким образом, иском по настоящему делу подрядчик требует оплаты своих издержек, понесенных при выполнении спорных работ, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 709 ГК РФ, пунктом 3.2 контракта подлежат компенсации в составе цены работ.
В соответствии с частью 4.1 статьи 9 Закона N 94-ФЗ цена муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 данного закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2-6.4 статьи 9 Закона N 94-ФЗ. Из дела не следует существование обстоятельств, установленных пунктом 2.1 части 2 статьи 55, частями 4.2, 6, 6.2-6.4 статьи 9 Закона N 94-ФЗ в качестве оснований изменения цены по спорному контракту.
В соответствии с пунктом 6 статьи 709 ГК РФ подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование - расторжения договора в соответствии со статьей 451 ГК РФ.
Таким образом, существенное возрастание стоимости материалов может служить основанием изменения цены работ только в случае, когда это возрастание нельзя было предусмотреть при заключении договора при наличии условий и в порядке, определенных статьей 451 ГК РФ.
Между тем, из материалов дела не следует, что необходимость расходов на приобретение трубы в спорном количестве невозможно было установить при заключении спорного контракта, поскольку в выполненной ОАО ТИЖГП "Краснодаргражданпроект" проектно-сметной документации, на основании которой предмет спорного контракта был определен в аукционной документации, объем работ по укладке трубы по ул. Веселой, ул. Шоссейной был определен в количестве 2 066, 5 м (позиция 16 локального сметного расчета N 02-02-01, т.4, л.д. 60). Данный объем работ был указан и в представленном истцом локальном сметном расчете N 02-02-01 (т. 2, л.д. 5).
Таким образом, объем работ, образующих предмет спорного контракта, был известен истцу на день его (контракта) заключения.
Будучи, профессионально осуществляющим деятельность в области строительства, подрядчик не мог не знать, что для выполнения работ по укладке 2 066,5 метров трубы недостаточно трубы в количестве 1 128 метров, которое было предусмотрено в том же локальном сметном расчете 02-02-01 (позиции 18, 19 - как в локальном сметном расчете ОАО ТИЖГП "Краснодаргражданпроект", так и в локальном сметном расчете, представленным истцом).
Таким образом, предусмотренное пунктом 6 статьи 709 ГК РФ условие увеличения цены работ, заключающееся в невозможности предусмотреть существенное возрастание стоимости материалов, материалами дела не подтверждается.
Статьей 743 ГК РФ для договора строительного подряда установлено специальное правило изменения цены, в соответствии с которых подрядчик, обнаруживший в ходе строительства, не учтенные в технической документации работы, и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, за счет заказчика (пункт 3 статьи 743 ГК РФ).
Как указано выше, объем работ, образующих предмет спорного контракта, был известен обществу на день его (контракта) заключения.
Из этого следует, что необходимость использования для выполнения работ по укладке трубы в количестве 2 066,5 м трубы в данном количестве, а не в количестве 1 128 метров, не может считаться ставшей известной подрядчику только в ходе строительства.
Кроме того, как следует из материалов дела, письмами б/номера б/даты (получено администрацией 14 октября 2011 года - т.1, л.д. 26), N 27 от 10 ноября 2011 года (т.1, л.д. 27-28), N 89 от 12 декабря 2011 года (т.1, л.д. 29-30) подрядчик ставил муниципального заказчика в известность о том, что в сметном расчете не заложена стоимость 938,5 м полиэтиленовых труб и намерении приостановить выполнение работ в случае не решения вопроса об оплате или поставке недостающего количества трубы.
Доказательства того, что муниципальный заказчик в течение 10 дней ответил на указанные письма, в деле отсутствуют.
Из пункта 3 статьи 743 ГК РФ следует, что в этом случае подрядчик обязан приостановить работы.
Между тем, работы обществом приостановлены не были, а были выполнены в полном объеме.
В соответствии с пунктом 4 статьи 743 ГК РФ подрядчик, не выполнивший установленные пунктом 3 данной статьи обязанности, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.
Доказательства того, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства в деле отсутствуют.
При таких обстоятельствах истец лишен права требовать оплаты понесенных им для выполнения спорных работ расходов сверх определенной контрактом цены.
Кроме того, Законом N 94-ФЗ предусмотрены дополнительные ограничения возможности изменения цены работ по муниципальному контракту. Данные ограничения установлены как для подрядчика, так и для муниципального заказчика и обусловлены тем, что заключению муниципального контракта предшествует выбор подрядчика на торгах, при проведении которых участники предлагают условия заранее и победитель определяется исходя из предложенных им условий. Данный закон устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (статья 1 Закона N 94-ФЗ).
Как указано выше, в соответствии со статьей 9 Закона N 94-ФЗ цена муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением определенных в данном законе случаев. Данным законом установлены ограничения возможности изменения контракта: во-первых, по объему работ (не более 10% от объема, предусмотренного контрактом); во-вторых, по видам работ; в-третьих, возможность изменений должна быть предусмотрена конкурсной документацией; в-четвертых, право внесения изменений в указанных случаях принадлежит именно заказчику, а с подрядчиком этот вопрос только согласовывается. Такие изменения необходимо оформлять дополнительным соглашением.
Доказательства того, что в условиях существования обстоятельств, которыми Закон N 94-ФЗ обусловливает допустимость изменения цены работ по муниципальному контракту, цена работ по спорному контракту, определенная по результатам аукциона, была изменена соглашением сторон путем ее увеличения на спорную сумму стоимости недостающих труб, в деле отсутствуют.
При таких обстоятельствах в содержание обязательства муниципального заказчика по оплате выполненных подрядчиком работ входила уплата суммы в размере 3 176 937 руб. 26 коп. Спорная сумма в размере 175 349 руб. 34 коп. в сумму опосредованной муниципальным контрактом обязанности муниципального заказчика перед подрядчиком не входит.
В силу изложенного основания для взыскания с муниципального заказчика в пользу подрядчика спорной суммы в рамках правоотношений из спорного контракта отсутствуют.
Суд первой инстанции взыскал спорную сумму в качестве неосновательного обогащения. Между тем, суд первой инстанции не принял во внимание, что поскольку отношения сторон по исполнению муниципального контракта регулируются нормами о договоре строительного подряда, постольку основания для применения к спорным правоотношениям главы 60 ГК РФ об обязательствах вследствие неосновательного обогащения отсутствуют. Из выраженной в постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 23 января 2012 года по делу N А01-2241/2010, по делу от 14 апреля 2011 года N А32-12368/2010 правовой позиции следует, что отсутствие у подрядчика права требовать оплаты работ сверх цены, предусмотренной контрактом, не наделяет его правом требовать их оплаты в рамках обязательств вследствие неосновательного обогащения.
При таких обстоятельствах установление факта использования спорных труб при выполнении работ по муниципальному контракту заключением судебной экспертизы не свидетельствует об обстоятельствах, обусловливающих возникновение права подрядчика требовать с муниципального заказчика возмещения расходов на их приобретение ни в рамках правоотношений из муниципального контракта, ни в качестве неосновательного обогащения.
В силу изложенного основания для удовлетворения иска отсутствуют. Решение суда первой инстанции в части удовлетворения иска подлежит отмене как принятое при неправильном применении норм материального права.
В части прекращения производства по делу в части требования решение суда первой инстанции ответчиком не оспаривается. Истцом доводы, направленные на обоснование незаконности судебного акта в данной части, не приведены. При таких обстоятельствах в соответствии с выраженной в пункте 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" правовой позиции у апелляционного суда отсутствует полномочие по проверке законности и обоснованности решения суда в данной части.
Поскольку в иске отказано, постольку понесенные истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску в сумме 6 260 руб. 48 коп., судебные расходы по уплате судебной экспертизы в сумме 50 000 руб., судебные расходы по оплате услуг судебного представителя в сумме 40 000 руб. подлежат отнесению на общество.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
В соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Поскольку в результате удовлетворения апелляционной жалобы в иске отказано, постольку на основании статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 2 000 руб. подлежит взысканию с общества в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 9 сентября 2013 года по делу N А32-21323/2012 в части взыскания с Администрации Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района Краснодарского края (ИНН 2351011319, ОГРН 1052328528890) в пользу общества с ограниченной ответственностью "СпецСтройМонтаж" (ИНН 2308163700, ОГРН 1092308010651) задолженности в сумме 175 349 руб. 34 коп. и судебных расходов в сумме 96 260 руб. 48 коп. отменить.
В иске отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СпецСтройМонтаж" (ИНН 2308163700, ОГРН 1092308010651) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 2 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
В.В. Ванин |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-21323/2012
Истец: ООО "СпецСтройМонтаж"
Ответчик: Администрация Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района Краснодарского края, Администрация Нововладимирского сельского поселения Тбилисского района