г. Воронеж |
|
01 июня 2007 г. |
А14-2512/2006/98/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2007 г.
Полный текст постановления изготовлен 01.06.2007 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей: Алферовой Е.Е.,
Безбородова Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Правдик А.Н.,
при участии:
от Министерства финансов РФ: Ситникова Н.В., эксперт юридического отдела УФК по Воронежской области, доверенность N 36-01/572425;
от ГФУ Воронежской области представитель не явился, сведения о надлежащем извещении имеются в материалах дела;
от администрации Воронежской области представитель не явился, сведения о надлежащем извещении имеются в материалах дела;
от ОАО "ЦентрТелеком" представитель не явился, сведения о надлежащем извещении имеются в материалах дела;
от администрации Терновского района Воронежской области представитель не явился, сведения о надлежащем извещении имеются в материалах дела;
от ГУ труда и социального развития администрации Воронежской области представитель не явился, сведения о надлежащем извещении имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.03.2007 года по делу N А14-2512-2006/98/12 (судья Сафонова З.В.) по иску открытого акционерного общества "ЦентрТелеком" к субъекту Российской Федерации - Воронежская область в лице администрации Воронежской области и Главного финансового управления Воронежской области и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, при участи в качестве третьих лиц главного финансового управления Воронежской области, главного управления труда и социального развития администрации Воронежской области и администрации Терновского района Воронежской области, о взыскании 12 500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Центральная телекоммуникационная компания" в лице Воронежского филиала /далее - ОАО "ЦентрТелеком", истец/ обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к администрации Воронежской области /далее - ответчик/ о взыскании 51 724 руб. 60 коп., в частичное возмещение убытков, вызванных предоставлением на льготных основаниях услуг пользования радио лицами, проживающими в Терновском районе Воронежской области в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О ветеранах" за период с июня по декабрь 2003 года.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 10.05.2006 г. за счет казны Воронежской области в пользу истца взысканы убытки в сумме 51 724,60 руб.
В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность указанного решения не проверялась.
Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18.10.2006 г. решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.05.2006 г. отменено и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суд первой инстанции с согласия истца произвел замену ненадлежащего ответчика на субъект Российской Федерации - Воронежскую область в лице администрации Воронежской области, привлек в качестве второго ответчика Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации, а также привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию Терновского района Воронежской области, главное финансовое управление Воронежской области и главное управление труда и социального развития администрации Воронежской области.
Решением от 19.03.2007 г. Арбитражный суд Воронежской области исковые требования ОАО "ЦентрТелеком" удовлетворил, взыскав Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской федерации в пользу ОАО "ЦентрТелеком" в лице Воронежского филиала убытки в сумме 51 724 руб. 60 коп., 500 руб. расходов по уплате государственной пошлине, а также в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1 551 руб. 72 коп. В иске к субъекту Российской Федерации - Воронежской области отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства по Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Воронежской области от 19.03.2007 г., в связи с чем просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что ОАО "ЦентрТелеком" не подтвердило документальными доказательствами наличие убытков и свое утверждение о бездействии государственных органов при формировании бюджета, а Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Воронежской области по данному виду расходов федерального бюджета не является главным распорядителем средств федерального бюджета.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители ОАО "ЦентрТелеком", ГФУ Воронежской области, администрации Воронежской области, главного управления труда и социального развития администрации Воронежской области и администрации Терновского района Воронежской области в судебное заседание не явились. Отзывы на апелляционную жалобу лицами, участвующими в деле, представлены не были.
Ввиду наличия доказательств надлежащего извещения неявившихся лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривалась в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между ОАО "ЦентрТелеком" и комитетом социальной защиты населения Терновского района Воронежской области заключен договор N 4 от 06.01.2003 г., предметом которого являлось предоставление льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах" (в части, подлежащей финансированию из бюджетов субъектов Российской Федерации), и возмещение в связи с предоставлением указанной категории граждан услуг на льготных основаниях за счет средств, поступающих из федерального бюджета, фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и предусмотренных Законом Воронежской области "Об областном бюджете на 2001 год" от 25.12.2001 г.
В соответствии с пунктом 2.5 указанного договора комитет социальной защиты населения Терновского района обязался производить возмещение понесенных расходов на реализацию льгот в пределах выделенных на указанные цели средств, путем их перечисления на расчетный счет ОАО "ЦентрТелеком" после получения от организации необходимых документов.
Задолженность по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг связи ветеранам, за период с июня по декабрь 2003 г. составила 51 724 руб. 60 коп. Размер понесенных затрат истцом подтвержден реестрами ветеранов, воспользовавшихся льготой по оплате за радио, актами сверок, балансом бухгалтерской отчетности истца за 2003 год.
Поскольку указанные расходы ОАО "ЦентрТелеком" в лице Воронежского филиала не были возмещены в полном объеме, последнее обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Принимая решение, арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах", статьями 15, 16, 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о необходимости взыскания убытков с Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции соответствующим законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" возмещение расходов на оплату услуг за пользование радио осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Согласно части 2 указанной нормы порядок возмещения расходов на реализацию данной льготы утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением N 165 от 12.03.2003 г. Администрация Воронежской области утвердила Порядок возмещения расходов организаций в связи с предоставлением льгот ветеранам и инвалидам при реализации Федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг в Воронежской области.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что Законом Воронежской области от 05.01.2003 г. N 1-03 "Об областном бюджете на 2003 год" по статье средства на реализацию Федерального закона "О ветеранах" было предусмотрено и исполнено выделение 506 682 тыс. руб.
Поскольку расходы ОАО "ЦентрТелеком" не были компенсированы в полном объеме выделенными бюджетными средствами, суд области обоснованно признал заявленную ко взысканию сумму убытками.
Статьей 15 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 53 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного действием (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Оценивая положения вышеназванных норм права, а также статей 125, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что причинение ОАО "ЦентрТелеком" убытков связано с предоставлением законно установленных льгот.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 27.05.2002 г. установлен уровень дотаций из федерального бюджета на выплату субсидий Воронежской области в 2002 году в размере 35%. Источник финансирования оставшихся 65% ни органами государственной власти Российской Федерации, ни органами государственной власти субъекта Российской Федерации не определен.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.200г. "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Положения БК РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 г. N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Из дела следует, что денежные средства, предназначенные для реализации данного Закона, из федерального бюджета в бюджет Воронежской области в рассматриваемый период передавались в недостаточном размере. В бюджете субъекта Российской Федерации - Воронежской области на 2003 год средства на финансирование расходов юридических лиц сверх поступивших в федерального бюджета дотаций не предусматривались.
Поскольку предоставление субсидий установлено федеральным законодательством, а уполномоченные государством органы не исполнили обязанность по финансированию этих расходов, их возмещение должно производиться за счет соответствующего публично-правового образования, результатом бездеятельности которого явилось возникновение убытков.
Таким образом, право требования возмещения от государства понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного или недостаточного бюджетного финансирования. Обязанность государства по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления таких льгот определенным категориям граждан, и прекращение обязательства государства возможно путем его исполнения.
Доказательств выделения субъекту Российской Федерации денежных средств, достаточных для возмещения расходов, вызванных предоставлением льгот, а также доказательств их нецелевого использования УФК по Воронежской области суду не представило.
При таких обстоятельствах, причиненные ОАО "ЦентрТелеком" убытки в сумме 117 357 руб. 63 коп. подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Рассматривая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену судебного акта, допущено не было.
Довод апелляционной жалобы о том, что Министерство финансов Российской Федерации по данному виду расходов федерального бюджета не является главным распорядителем средств федерального бюджета, являлся предметом исследования арбитражным судом первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 000 руб. на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.03.2007 года по делу N А14-2512/2006/98/12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации государственную пошлину в сумме 1 000 рублей за подачу апелляционной жалобы в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий судья |
Л.М.Мокроусова |
Судьи |
Е.Е. Алферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-2512/2006
Истец: ОАО "Центр Телеком" в лице Воронежского филиала
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, Субъект Российской Федерации - Воронежская область в лице Администрации Воронежской области и Главного финансовго управления Воронежской области, УФК по Воронежской области
Третье лицо: Администрация Терновского муниципального р-на Воронежской обл., Администрация Терновского района, Главное управление социального развития Воронежской области, ГУ труда и социального развития Воронежской области, ГФУ Воронежской области, муниципальное образование Терновский муниципальный район в лице Администрации Терновского муниципального р-на ВО, Субъект РФ - Воронежская область в лице Департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
01.06.2007 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2059/07