г. Санкт-Петербург |
|
21 ноября 2013 г. |
Дело N А56-65196/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Савицкой И.Г.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.,
при участии:
от истца (заявителя): Берилло А.П. по доверенности от 31.05.2013 N 05/ЗГДКР/200;
от ответчика (должника): Кремешкова И.Э. по доверенности от 19.11.2013;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21885/2013) ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.2013 по делу N А56-65196/2012 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к Отделу надзорной деятельности Пушкинского района УНД ГУ МЧС России по городу Санкт-Петербургу
об оспаривании постановление о привлечении к административной ответственности
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (ОГРН 1027810310274, 190000, Санкт-Петербург, ул. М. Морская, д. 12, далее - заявитель, предприятие, ГУП "ТЭК") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановлений Отдела надзорной деятельности Пушкинского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу (далее - отдел, административный орган) от 09.10.2012 N N 2-23-610, 2-23-654, 2-23-662 о назначении административного наказания.
Решением суда первой инстанции от 19.09.2013 признано незаконным и отменено постановление от 09.10.2012 N 2-23-662 о назначении административного наказания. В остальной части требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе предприятие просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять новый судебный акт о признании незаконными и отмене постановлений отдела от 09.10.2012 N N 2-23-610, 2-23-654. По мнению подателя жалобы, административным органом были допущены грубые нарушения норм процессуального права. Заявитель указывает на то, что при рассмотрении дел об административном правонарушении присутствовал сотрудник юридического отдела Тимачев И.С. по доверенности от 19.04.2012 N 05/ЗГДПКВ/19, однако указанный представитель в административном процессе участия не принимал, поскольку не был допущен к рассмотрению дел, получить копии постановлений ему не разрешили.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель отдела возражал против ее удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ, принимая во внимание отсутствие возражений сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжений от 24.08.2012 N N 2-23-554, 2-23-537 отделом были проведены плановые выездные проверки в отношении ГУП "ТЭК" на принадлежащих предприятию объектах защиты - котельных, расположенных по адресам: Санкт-Петербург, пос. Шушары, ул. Школьная, д. 56; Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Елизаветинская, д. 21.
По результатам проверки составлены акты от 25.09.2012 N 2-23-554, N 2-23-537, в которых зафиксированы обнаруженные при проверке нарушения:
- по адресу: Санкт-Петербург, пос. Павловск, ул. Елизаветинская, д. 21 (акт от 25.09.2012 N 2-23-554):
- помещения котельной не оборудованы установкой пожарной сигнализации;
- помещения не оборудованы системой оповещения людей при пожаре;
- части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (не установлена противопожарная дверь в дверном проеме помещения электрощитовой);
- высота в свету эвакуационного выхода менее 1,9 м (эвакуационный выход из котельной на улицу);
по адресу: Санкт-Петербург, пос. Шушары, ул. Школьная, д. 56 (акт от 25.09.2012 N 2-23-537):
- помещения не оборудованы установкой пожарной сигнализации;
- помещения не оборудованы системой оповещения людей при пожаре;
- части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (не установлена противопожарная дверь в дверном проеме помещения электрощитовой);
- отделка стен (лестничная клетка) на путях эвакуации выполнена материалами с неустановленными показателями пожарной опасности (не представлены сертификаты на краску);
- эвакуационный выход не обеспечен свободным открыванием изнутри без ключа;
- под лестничным маршем допускается хранение горючего материала (деревянная конструкция);
- выход из лестничной клетки на кровлю не обеспечен противопожарной дверью 2-го типа (не представлен паспорт);
- не произведен расчет категорий для складских и производственных помещений взрывопожарной и пожарной опасности.
По результатам проверки в отношении предприятия были составлены протоколы от 25.09.2012 N 2-23-610 и N 2-23-654 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, от 25.09.2012 N 2-23-656 и N 2-23-655 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Постановлениями от 09.10.2012 N 2-23-610 и N 2-23-654 ГУП "ТЭК СПб" было признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. за каждое правонарушение.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления о признании незаконными и отмене указанных постановлений, при этом обоснованно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны установлена статьей 37 Закона N 69-ФЗ. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) настоящий Закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В части 1 статьи 4 Закона N 123-ФЗ указано, что техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности (далее - ППР).
В соответствии с пунктом 20 ППР руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно пункту 23 ППР на объектах запрещается хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.
Из пункта 35 следует, что запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.
Руководителем организации, на объекте которой возник пожар, обеспечивается доступ пожарным подразделениям в закрытые помещения для целей локализации и тушения пожара.
Согласно пункту 61 ППР руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (далее - СНиП 21-01-97*) устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее - зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов (пункт 1.1).
Согласно пункту 1.4 СНиП 21-01-97* противопожарные нормы и требования системы нормативных документов в строительстве должны основываться на требованиях настоящих норм.
Наряду с настоящими нормами должны соблюдаться противопожарные требования, изложенные в других нормативных документах, утвержденных в установленном порядке.
Противопожарные преграды в зависимости от огнестойкости их ограждающей части подразделяются на типы согласно таблице 1, заполнения проемов в противопожарных преградах (противопожарные двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы) - таблице 2*, тамбур-шлюзы, предусматриваемые в проемах противопожарных преград, - таблице 3 (пункт 5.14 СНиП 21-01-97*).
Из пункта 6.25 СНиП 21-01-97* следует, что в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем:
Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;
Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе;
Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;
В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.
В помещениях класса Ф5 категорий А, Б и В1, в которых производятся, применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1.
Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов.
В силу пункта 6.27 СНиП 21-01-97* высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее:
1,2 м - для общих коридоров, по которым могут эвакуироваться из помещений класса Ф1 более 15 чел., из помещений других классов функциональной пожарной опасности - более 50 чел.;
0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам;
1,0 м - во всех остальных случаях.
В любом случае эвакуационные пути должны быть такой ширины, чтобы с учетом их геометрии по ним можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
Согласно пункту 7.4 СНиП 21-01-97* части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
В соответствии с пунктом 8.4 СНиП 21-01-97*в чердаках зданий, кроме зданий класса Ф1.4, следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна размерами не менее 0,6 х 0,8 м.
Выходы из лестничных клеток на кровлю или чердак следует предусматривать по лестничным маршам с площадками перед выходом, через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75 х 1,5 м. Указанные марши и площадки могут быть стальными, должны иметь уклон не более 2:1 и ширину не менее 0,9 м.
(в ред. Изменения N 2, принятого Постановлением Госстроя РФ от 19.07.2002 N 90)
В зданиях классов Ф1, Ф2, ФЗ и Ф4 высотой до 15 м допускается устройство выходов на чердак или кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа с размерами 0,6 х 0,8 м по закрепленным стальным стремянкам.
Нормы пожарной безопасности 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (далее - НПБ 110-03) устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).
В силу пункта 3 НПБ 110-03 тип автоматической установки тушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определяется организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований действующих нормативно-технических документов.
Здания и помещения, перечисленные в пунктах 3, 6.1, 7, 9, 10, 13 таблицы 1, пунктах 14 - 19, 26 - 29, 32 - 38 таблицы 3, при применении автоматической пожарной сигнализации следует оборудовать дымовыми пожарными извещателями.
Нормы пожарной безопасности 104-03 "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (далее - НПБ 104-03) устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях (далее - зданиях), а также устанавливают типы СОУЭ и определяют перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами.
Пункт 5 НПБ 104-03 определяет типы систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре для зданий и сооружений различного назначения.
Согласно пункту 5.1 НПБ 104-03 тип СОУЭ для зданий определяется по таблице 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей.
Нарушение вышеуказанных правил и норм пожарной безопасности подтверждены материалами дела, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения заявителем требований правил пожарной безопасности в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины общества во вменяемых правонарушениях применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Наличие нарушений требований противопожарной безопасности ГУП "ТЭК СПб" в апелляционном порядке не оспаривается.
Доводы предприятия относительно нарушения процедуры привлечения к административной ответственности подлежат отклонению апелляционным судом ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, результаты проведенных проверок с участием представителей ГУП "ТЭК СПб", зафиксированы в актах проверок от 24.08.2012 N N 2-23-537, 2-23-554.
О времени и месте составления протоколов об административном правонарушении предприятие извещено надлежащим образом (уведомления от 21.09.2013, л.д. 185, 200, том 1).
Копии протоколов от административном правонарушении с указанием времени и места рассмотрения дел об административном правонарушении на 09.10.2013 направлены в адрес предприятия и вручены уполномоченному лицу 01.10.2013 и 02.10.2013 (л.д. 189, 207, том 1).
Оспариваемые постановления от 09.10.2012 N 2-23-654 и N 2-23-610 о назначении административного наказания вынесены уполномоченным должностным лицом отдела в присутствии представителя ГУП "ТЭК СПб" Тимачева И.С., действовавшего на основании оформленной в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенности от 19.04.2012 N 05/ЗГДПКВ/119 (л.д. 196, том 1).
Утверждение заявителя о том, что представитель ГУП "ТЭК СПб" не был допущен к участию в рассмотрении дела об административном правонарушении, подлежит отклонению, поскольку данный довод опровергается материалами дела, в том числе текстом оспариваемых постановлений.
Оспариваемые постановления о назначении административного наказания вынесены уполномоченным должностным лицом, в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования предприятия о признании незаконными и отмене постановлений от 09.10.2012 N 2-23-654 и N 2-23-610 о назначении административного наказания, предусмотренного частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что подателем жалобы не представлено доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, нарушения норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции не установлено, оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в обжалуемой части у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.2013 по делу N А56-65196/20122 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-65196/2012
Истец: ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
Ответчик: Отдел надзорной деятельности Пушкинского района УНД ГУ МЧС России по городу Санкт-Петербургу