г. Санкт-Петербург |
|
21 ноября 2013 г. |
Дело N А56-35146/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Девина В.В. по дов.от 14.08.2012 N 14-08/12
от заинтересованного лица: Псинкова Ю.А. по дов.от 30.01.2013 N 04-23/02624
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21109/2013) ООО "Гестион" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.08.2013 по делу N А56-35146/2012 (судья Рыбаков С.П.), принятое
по заявлению ООО "Гестион"
к Балтийской таможне
3-е лицо: ЗАО "ФИН-СТРОЙМАТЕРИАЛ"
о признании незаконным бездействия
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Гестион": Санкт-Петербург, Загородный пр., д. 40, литер Б, пом. 1-Н ОГРН 5067847302001 (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Балтийской таможни: 198184, г. Санкт-Петербург, Канонерский остров, 32а, ОГРН 1037811015879 (далее - таможенный орган, заинтересованное лицо), выразившегося в непринятии решения о выпуске товаров по ДТ N 10216130/230412/0017687 в период с 24.04.2012 по 25.04.2012.
Определением суда от 20.07.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ЗАО "ФИН-СТРОЙМАТЕРИАЛ".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2012, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012, требование заявителя было удовлетворено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.04.2013 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012 по делу N А56-35146/2012 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.08.2013 в удовлетворении заявления ООО "Гестион" о признании незаконным бездействия Балтийской таможни, выразившегося в непринятии решения о выпуске товаров по ДТ N 10216130/230412/0017687 в период с 24.04.2012 по 25.04.2012 отказано.
ООО "Гестин" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.08.2013 по делу N А56-35146/2012 и принять новый судебный акт. Податель жалобы считает, что у таможенного органа отсутствовали законные основания для не выпуска товара.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества апелляционную жалобу поддержал, представитель таможни против удовлетворения жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве, считает решение суда не подлежащим отмене.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в отсутствие третьего лица - ЗАО "ФИН-СТРОЙМАТЕРИАЛ", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Как следует из материалов дела, ООО "Гестион", являясь таможенным представителем согласно свидетельству N 0298/03 от 26.04.2012, заключило договор на оказание услуг таможенным представителем от 01.03.2011 N Г-11-149 с ЗАО "ФИН-СТРОЙМАТЕРИАЛ".
23.04.2012, действуя в интересах декларанта, общество предъявило к таможенному декларированию на т/п Лесной порт Балтийской таможни товары: плиты древесноволокнистые, поступившие в адрес ЗАО "ФИН-СТРОЙМАТЕРИАЛ" по коносаменту N FELFRTM00028830.
Декларирование товаров осуществлялось путем удаленного доступа в электронной форме.
Вместе с декларацией на товары общество представило все необходимые документы, перечень которых предусмотрен статьей 183 ТК ТС и решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376.
Декларация на товары была подана и зарегистрирована таможенным органом 23.04.2012, ДТ присвоен номер 10216130/230412/0017687.
В тот же день таможенным органом принято решение о продлении срока выпуска товара, задекларированного по ДТ N 10216130/230412/0017687 в связи с проведением дополнительной проверки заявленной таможенной стоимости данного товара.
26.04.2012 от общества поступили документы, запрошенные в рамках дополнительной проверки по таможенной стоимости.
По результатам анализа данных документов таможенным органом принято решение о принятии заявленной ООО "Гестион" таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ N 10216130/230412/0017687. И в этот же день 26.04.2012, таможенным органом принято решение о выпуске данного товара, что подтверждается отметкой "выпуск разрешен" на бланке ДТ N 10216130/230412/0017687.
Считая незаконным бездействие таможенного органа, выразившееся в непринятии решения о выпуске товаров по ДТ в период с 24.04.2012 по 25.04.2012, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления общества, исходил из того, что заявителем не представлено доказательств того, что действия таможенного органа не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции признал жалобу ООО "Гестион" не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий: 1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с ТК ТС и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров; 2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с ТК ТС, а при установлении таможенных процедур в соответствии с пунктом 2 статьи 202 ТК ТС - международными договорами государств - членов таможенного союза и пунктом 3 статьи 202 ТК ТС - законодательством государств - членов таможенного союза; 3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу пункта 3 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами в срок, не превышающий сроки, указанные в статье 196 ТК ТС.
Согласно пункту 1 статьи 196 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено ТК ТС.
Статьей 111 ТК ТС установлено, что при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах (п. 3). Запрос дополнительных документов и сведений в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров, если иное прямо не предусмотрено ТК ТС (п. 4).
Сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не могут превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено ТК ТС (п. 4 ст. 196 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 9 статьи 106 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) при обнаружении до выпуска товаров признаков, указывающих на то, что заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку. В целях проведения дополнительной проверки таможенный орган назначает таможенную экспертизу или запрашивает дополнительные документы и сведения. Для получения дополнительных документов и сведений таможенный орган незамедлительно в письменной форме уведомляет декларанта о необходимости предоставления сведений о характеристиках товаров, влияющих на классификацию этих товаров, и о том, какими именно документами данные сведения должны быть подтверждены. Декларант вправе предоставить имеющиеся у него другие документы, содержащие сведения о товарах.
Пунктом 10 статьи 106 Закона N 311-ФЗ установлено, что если дополнительная проверка не может быть окончена в сроки, определенные статьей 196 ТК ТС для выпуска товаров, выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения дополнительной проверки. Таможенный орган в письменной форме сообщает декларанту размер требуемого обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. В указанном случае выпуск товаров производится таможенным органом не позднее одного дня, следующего за днем предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Исключительные случаи продления сроков выпуска товаров в пределах 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, определены в части 2 статьи 220 Закона N 311-ФЗ.
К таким случаям, в частности, относятся запрос дополнительных документов и сведений в отношении товаров, сведения о которых заявлены в таможенной декларации, или проверка товаров в форме их таможенного досмотра в случаях выявления несоответствия сведений о декларируемых товарах в таможенной декларации сведениям, содержащимся в представленных документах, и (или) маркировке или другим сведениям на упаковке товаров, и (или) внешнему виду товаров, наличия предварительной информации о возможных нарушениях при таможенном декларировании, полученной от других контролирующих или надзирающих органов, а также в случае идентификации товаров как товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации с возможными нарушениями таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательства Российской Федерации о таможенном деле, указанными в части 1 статьи 162 названного Федерального закона.
В этих случаях сроки выпуска товаров продлеваются до получения запрошенных дополнительных документов или завершения таможенного досмотра товаров.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с названным Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза. Если дополнительная проверка не может быть проведена в сроки, установленные статьей 196 названного Кодекса для выпуска товаров, то решение о проведении дополнительной проверки не является основанием для отказа в выпуске товаров. Выпуск товаров осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определенного таможенным органом в соответствии со статьей 88 ТК ТС.
Как следует из материалов дела, на этапе принятия ДТ N 10216130/230412/0017687 таможней был выявлен автоматический профиль риска N 27/10200/023012012/90308/1, содержащий 5 мер по минимизации рисков, в том числе меру 639 "выставление требования декларанту о представлении оригиналов документов, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ, на бумажных носителях (при декларировании товаров в электронной форме)".
В связи с изложенным, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что выявление риска недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров в силу прямого указания статьи 69 ТК ТС и пункта 11 Порядка N 376 является основанием для принятия решения о проведении дополнительной проверки, следовательно, у таможенного органа были основания для продления срока выпуска товаров по ДТ N 10216130/230412/0017687.
Система управления рисками призвана предотвратить нарушения таможенного законодательства посредством эффективного использования ресурсов таможенных органов. При этом содержащаяся в установленных профилях риска информация ограниченного доступа не подлежит разглашению (распространению) либо передаче третьим лицам (части 1 и 4 статьи 162 Закона N 311-ФЗ).
Товары по спорной ДТ выпущены в установленный пунктом 4 статьи 196 ТК ТС срок, с учетом проведения дополнительных контрольных мероприятий, решение о проведении которых принято до истечения предусмотренного законом срока выпуска товаров.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания арбитражным судом оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Обществом в материалы дела не представлены доказательства того, что действия таможенного органа не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал действия таможенного органа законными.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основанием для отмены решения суда, так как они не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины суд оставляет за рассмотрение апелляционной жалобы суд оставляет на подателе жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 августа 2013 года по делу N А56-35146/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Гестион" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-35146/2012
Истец: ООО "Гестион"
Ответчик: Балтийская таможня
Третье лицо: ЗАО "ФИН-СТРОЙМАТЕРИАЛ"
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21109/13
20.08.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-35146/12
04.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1034/13
23.11.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19335/12
15.08.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-35146/12