г. Пермь |
|
22 ноября 2013 г. |
Дело N А71-8394/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 ноября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Варакса Н.В., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.,
при участии:
от заявителя (открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Удмуртэнерго") (ОГРН 1075260020043, ИНН 5260200603): Мерзлякова Н.Н., представитель по доверенности от 01.07.2013, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица (Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики) (ОГРН 1061831042866, ИНН 1831119423): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Удмуртэнерго"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 октября 2013 года
по делу N А71-8394/2013,
принятое судьей Мосиной Л.Ф. при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства,
по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Удмуртэнерго"
к Министерству лесного хозяйства Удмуртской Республики
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики (далее - Министерство, административный орган) от 18.07.2013 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решением арбитражного суда от 04.10.2013 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь в обоснование жалобы на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
В обоснование жалобы ее податель приводит доводы о нарушении процедуры административного производства: общество не было извещено о дате составления протокола об административном правонарушении; протокол составлен через два месяца после обнаружения правонарушения; судом неправомерно отказано в привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц ООО "ЭнергоРОСС" и АУ УР "Удмуртлес", на права и обязанности которых может повлиять судебный акт по настоящему делу. Общество полагает, что факт правонарушения не доказан, поскольку в нарушение п. 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394 по результатам патрулирования не составлялись акт, протокол; рапорт от 29.04.2012 составлен с нарушением требований нормативных актов, фотоматериалы не упоминаются в каком-либо документе в качестве приложения. При этом в фотоматериалах запечатлены лесные участки с устойчивым равномерным снежным покровом, что свидетельствует об их изготовлении не в пожароопасный период.
Присутствовавший в судебном заседании представитель общества поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы, настаивал на отмене судебного акта и удовлетворении жалобы.
Министерство против доводов жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Административный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителя не направил, что не является препятствием для рассмотрения дела судом на основании ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба принята судом апелляционной инстанции к производству в порядке, предусмотренном ст. 261 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без указания на рассмотрение дела судом первой инстанции в порядке упрощенного судопроизводства.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в коллегиальном составе судей. Присутствующему в заседании суда апелляционной инстанции представителю заявителя разъяснено о рассмотрении судом дела коллегиально. Возражения у представителя заявителя относительно порядка рассмотрения дела не заявлено, что зафиксировано аудиозаписью.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе патрулирования территории Кезского участкового лесничества ГКУ УР "Кезское лесничество" инженером охраны и защиты леса Дробининым А.Г. установлено, что в квартале 16 выдела 47 Лесного участкового лесничества Кезского лесничества; в квартале 49 выделах: 10, 11, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22; квартале 50 выделах: 8, 12, 14, 15, 16, 17, 18; квартале 156 выделах; 2, 3, 4, 5 Кузьминского участкового лесничества Кезского лесничества обществом в период с июля 2012 года по август 2012 года проводились работы по рубке лесных насаждений в охранных зонах линий электропередач (ЛЭП). После производства работ порубочные остатки не убраны, а разбросаны вдоль линий ЛЭП, древесина частично не складирована (охранные зоны ЛЭП не очищены от горючих материалов); результаты патрулирования отражены в рапорте от 29.04.2013 (л.д. 82).
По факту установленного нарушения 25.06.2013 уполномоченным должностным лицом Министерства составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ (л.д. 80).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 18.07.2013 вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30000 рублей (л.д. 65).
Полагая, что привлечение к административной ответственности является необоснованным, общество обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании постановления незаконным и отмене.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности, и отказал в удовлетворении требований.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя общества, проверив правильность применения судом положений законодательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения по следующим основаниям.
На основании ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно п. 3 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации).
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 и устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (далее - Правила N 417).
В соответствии с п. 19 Правил N 417 срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.
Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Согласно п. 34 Правил N 417, просеки, на которых находятся линии электропередачи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов (п. 35 Правил N 417).
Согласно п. 61 Правил заготовки древесины очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. Очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах.
Оспариваемым постановлением обществу вменяется нарушение вышеназванных положений Правил N 417, выразившееся в необеспечении очистки просеки вдоль линейных объектов (ВЛ-110 кВ Сегедур-Кузьма ц.1.2.) в период пожароопасного сезона, которые должны быть свободными от горючих материалов.
Факт нарушения непосредственно установлен при проведении патрулирования должностным лицом ГКУ УР "Кезское лесничество" Дробининым А.Г. и послужил поводом для возбуждения дела об административном правонарушении.
Помимо рапорта факт нарушения подтвержден протоколом об административном правонарушении от 21.05.2013, приложением к которому являются фотоматериалы, представленные обществом уведомление о проведенной расчистке трасс от 01.10.2012, отчет об использовании лесов, не связанном с заготовкой древесины.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает событие правонарушения доказанным.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в совершении правонарушения заключается в том, что оно не обеспечило выполнение требований Правил пожарной безопасности в лесах при отсутствии к тому каких-либо объективных препятствий. Доказательств невозможности соблюдения обществом данных требований и принятия всех мер, направленных на предупреждение правонарушения, суду не представлено.
Таким образом вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ подтвержден надлежащими доказательствами.
Судом апелляционной инстанции исследованы и отклонены доводы апелляционной жалобы о том, что нарушения выявлены при проведении надзорных мероприятий в форме патрулирования при исполнении должностных обязанностей.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных п. 36 и п. 37 ст. 81 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и(или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (ч. 2 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно подп. 2 ч. 3 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанные в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право на осуществление патрулирования лесов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 утверждено Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (далее - Положение).
На основании п. 8 Положения должностные лица органов исполнительной власти и государственных учреждений, указанных в абзацах первом и втором пункта 3 настоящего Положения, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использование лесов; осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации; осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства.
В п. 10 Положения указано, что должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в установленной сфере деятельности, обязаны проводить мероприятия по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) на основании и в соответствии с распоряжениями соответственно Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, их территориальных органов или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о проведении указанных мероприятий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Исходя из п.12 Положения федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством, в том числе проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из содержания вышеуказанных нормативных актов следует, что одной из форм государственного лесного надзора являются мероприятия по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, в том числе в виде патрулирования.
Согласно постановлению Правительства Удмуртской Республики от 26.12.2011 N 480 в Удмуртской Республик уполномоченным на осуществление в соответствии с законодательством на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах является Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики.
В соответствии с приложением 3 к указанному постановлению должностными лицами Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) и федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Удмуртской Республики, являются, в том числе инженеры охраны и защиты леса, лесничие участковых лесничеств, участковые лесничие государственных казенных учреждений - государственные лесные инспектора в соответствующих лесничествах.
Следовательно, действия инженера охраны и защиты леса ГКУ Кезское лесничество по проведению патрулирования лесного участка являются законными, установленные в ходе патрулирования факты нарушений изложены в рапорте и послужили поводом для возбуждения административного производства (ч. 1, 2 ст. 28.1 КоАП РФ).
Представленные в материалы дела фототаблицы являются приложением к протоколу об административном правонарушении, о чем имеется указание в протоколе.
Судом апелляционной инстанции признаны несостоятельными доводы общества о допущенных в ходе административного производства процессуальных нарушениях.
В ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ установлено, что о совершении административного правонарушения оставляется протокол.
Оспариваемое постановление вынесено на основании протокола об административном правонарушении, составленном 25.06.2013.
Место и время составления протокола об административном правонарушении указано в уведомлении от 04.06.2013 (л.д. 79), направленном в адрес общества. Уведомление получено обществом 11.06.2013, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 71).
Протокол составлен 25.06.2013 в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного, направлен обществу 26.06.2013. Действительно копия почтового уведомления не содержит отметок ФГУП "Почта России" о получении корреспонденции. Однако в материалы дела представлена выписка с сайта "Почта России", содержащая внутрироссийский почтовый классификатор 42758063009800, совпадающий с классификатором указанным в почтовой квитанции и свидетельствующий о вручении документа адресату 04.07.2013 (л.д.106 оборот, 108).
В апелляционной жалобе ее податель указывает, что протокол от 25.06.2013 не содержит никакой информации о том, что путем его составления вносятся изменения в протокол от 21.05.2013.
Согласно ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ в случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 настоящего Кодекса, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
Материалами дела подтверждается, что в связи с обнаруженными административным органом недостатками при составлении протокола об административном правонарушении от 21.05.2013, должностным лицом Министерства, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях 31.05.2013 вынесено определено о возвращении протокола об административном правонарушении, которое направлено в адрес общества 01.06.2013, вручено 05.06.2013 (л.д. 74, 76, 78).
В рассматриваемом случае, установив нарушение установленных законом требований к процедуре составления протокола об административном правонарушении, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, уполномоченное должностное лицо Министерства воспользовалось предоставленным ему законом правом и вынесло определение о возвращении протокола об административном правонарушении.
После устранения нарушений 25.06.2013 с соблюдением всех требований относительно извещения лица, в отношении возбуждается дело об административном правонарушении, был составлен протокол и материалы административного дела вновь направлены должностному лицу для рассмотрения.
Указанное обстоятельство не является существенным процессуальным нарушением и основанием для отмены постановления по административному делу, поскольку именно в целях соблюдения прав и гарантий привлекаемого к административной ответственности лица протокол от 21.05.2013 был возвращен для устранения недостатков.
В данном случае существенный характер нарушений определяется исходя из последствий нарушений и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10).
КоАП Российской Федерации не предусматривает способы устранения недостатков оформления протокола об административном правонарушении, поэтому в рассматриваемой ситуации составление нового протокола, по мнению суда апелляционной инстанции, является допустимым.
Доказательства, подтверждающие нарушение прав общества, наступление для него негативных последствий в связи с возвратом протокола от 21.05.2013 и составлением другого протокола от 25.06.2013 суду не представлены.
Определением от 04.07.2013 общество извещено о рассмотрении административного дела 18.07.2013 в 13 час. 30 мин. (л.д. 69, 70).
Таким образом существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, повлекших незаконное привлечение общества к административной ответственности, Министерством не допущено.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Наказание назначено заявителю в минимальном размере санкции, предусмотренной ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ апелляционным судом не установлено.
Довод заявителя жалобы о том, что в нарушение процессуальных норм судом к участию в дело в качестве третьего лица не привлечены ООО "ЭнергоРОСС" и автономное учреждение УР "Удмуртлес", апелляционным судом признан несостоятельным по следующим основаниям.
На основании ст. 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело при условии, если судебный акт может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон.
Оснований полагать, что судебный акт по настоящему делу может повлиять на права и обязанности ООО "ЭнергоРОСС" и АУ УР "Удмуртлес", не имеется, соответственно, отсутствуют основания для привлечения указанных лиц к участию в рассмотрении настоящего дела.
Доводы о том, что не доказан факт нарушений в период противопожарного режима в лесах, апелляционным судом также признан несостоятельным, поскольку правонарушение выявлено в период противопожарного режима, объявленного приказом Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики N 537 с 25.04.2013.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 октября 2013 года по делу N А71-8394/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Удмуртэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Х.Риб |
Судьи |
Н.В.Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-8394/2013
Истец: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Удмуртэнерго"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики