Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2013 г. N 13АП-21341/13
г. Санкт-Петербург |
|
22 ноября 2013 г. |
Дело N А56-18432/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явились-извещены( уведомление N 20551);
от заинтересованного лица: Деркульской О.Г. по доверенности от 03.10.2013 N 160;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21341/2013) ОАО "Завод "Сланцы" решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2013 г. по делу N А56-18432/2013 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ОАО "Завод "Сланцы"
к Северо-Западному территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ОАО "Завод "Сланцы" (188560, Ленинградская обл, г.Сланцы, ул.Заводская, д.1, ОГРН, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству (191123, Санкт-Петербург, Манежный пер, д.14, далее - административный орган) от 14.03.2013 N 09-02/2013/016/14483 о привлечении общества к административной ответственности по ст.8.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 7 500 рублей.
В обоснование своих доводов заявитель указал на недоказанность административным органом состава административного правонарушения и его малозначительность.
Решением суда первой инстанции ОАО "Завод "Сланцы" в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным привлечением общества к административной ответственности по ст.8.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Завод "Сланцы" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что вменяемое обществу правонарушение следует признать малозначительным, поскольку обществом применяются все меры по поддержанию очистных сооружений в исправном состоянии и недопущению нарушений ПДК в сточных водах.
В судебное заседание представитель общества не явился, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы общество извещено надлежащим образом.
Представитель административного органа в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, возражения изложил в отзыве и просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителя административного органа, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании приказа СЗТУ Росрыболовства от 24.12.2012 N 527 в отношении ОАО "Завод "Сланцы", находящегося по адресу по адресу: Ленинградская область, г.Сланцы, ул. Заводская, д.1, проведена плановая выездная проверка в порядке государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания.
По результатам проверки составлен акт от 28.02.2013 N 527, из которого следует, что общество при осуществлении хозяйственной деятельности производит сброс недостаточно очищенных сточных вод после очистных сооружений с превышением нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, установленных приказом Федерального агентства по рыболовству от 18.01.2010 N 20, в рыбохозяйственные водоемы первой категории: 2 выпуска в реку Плюсса и один выпуск в реку Сиженка, что является нарушением требований, установленных подпунктом 1 пункта 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации, пункта 11 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 N 1045 с последующими изменениями и дополнениями, действующего в соответствии со статьей 55 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Факт превышения ПДК подтверждается лабораторными исследованиями.
В отношении ОАО "Завод "Сланцы" 28.02.2013 СЗТУ Росрыболовства составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление от 14.03.2013 N 09-02/2013/016/014483 о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 7 500 рублей.
ОАО "Завод "Сланцы" не согласилось с указанным постановлением по тем основаниям, что административный орган не доказал состав административного правонарушения и не принял во внимание его малозначительность. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, дал полную оценку материалам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Согласно пункту 4 статьи 23 указанного Закона выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Подпунктом 1 пункта 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации установлен запрет на осуществление сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.
Аналогичная норма закреплена в подпункте "а" пункта 11 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 N 1045, согласно которой запрещается сбрасывать в рыбохозяйственные водоемы, на берега и на лед этих водоемов неочищенные и необезвреженные сточные воды промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных предприятий и всех видов транспорта, а также производственные, бытовые и другие виды отходов и отбросов.
В силу части 1 статьи 47 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 N 484 нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разработаны и утверждены Федеральным агентством по рыболовству и согласованы с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Приказом Росрыболовства от 18.01.2010 N 20 утверждены Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения. Нормирование содержащихся в сбросах сточных вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "Завод "Сланцы" на основании разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду от 10.07.2009 N 17-08-41-С-09/13, выданного Северо-Западным управлением Ростехнадзора, которым предусмотрен перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в реку Плюсса через 2 выпуска и реку Сиженка через 1 выпуск.
Вместе с тем, материалами лабораторных исследований за январь - декабрь 2012 года установлено, что общество при ведении хозяйственной деятельности осуществляет сброс недостаточно очищенных сточных вод после очистных сооружений, с превышением установленных нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в рыбохозяйственные водоемы первой категории.
Так, по данным лабораторных исследований концентрации загрязняющих веществ на выпуске сточных (хозяйственно-бытовых, производственных, поверхностных) вод в реку Плюсса (выпуск N 1-1) превышают установленные предельно допустимые концентрации по азоту нитритному - в 4 раза, по фосфору общему - 1,2-1,77 раз, по ХПК - в 1,3 раза; на выпуске сточных (хозяйственно-бытовых, производственных) вод в реку Плюсса (выпуск N 1-2) превышают установленные предельно допустимые концентрации по БПКп - в 1,2 раза, ХПК - в 1,4 раза, по азоту нитритному - в 5,5-9,5 раз, по азоту нитратному - в 1,59 раз, по азоту общему - в 1,4 раз, по фосфору общему - в 1,4 раз; на выпуске сточных (производственных и поверхностных) вод в реку Сиженка (выпуск N2) превышают установленные предельно допустимые концентрации - по азоту аммонийному в 1,23 раза, что влечет вредное воздействие на качество воды водного объекта рыбохозяйственного значения первой категории, изменение гидрохимического состава воды в реке, изменение среды обитания водных биологических ресурсов, ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции.
Таким образом, административным органом доказан факт нарушения обществом требований пункта 6 статьи 60 Водного кодекса РФ и пункта 11 Положения об охране запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства принятия обществом всех зависящих от него, необходимых и достаточных мер по соблюдению нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах рек Плюсса и Сиженка и качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, ни в суд первой инстанции, ни в апелляционную инстанцию не представлены, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении.
Согласно статье 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Судом рассмотрены доводы общества о признании совершенного правонарушения малозначительным и отклоняются, поскольку квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и с учетом положений пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. При этом, необходимо установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
С учетом характера правонарушения и охраняемых интересов, положений Водного кодекса РФ и обстоятельств дела, суд не находит оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении общества к административной ответственности, в том числе нарушения статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судом не установлено.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал объективную оценку обстоятельствам дела и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы ОАО "Завод "Сланцы" не имеется
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 сентября 2013 года по делу N А56-18432/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Завод "Сланцы" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.