Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2013 г. N 11АП-19007/13
г. Самара |
|
22 ноября 2013 г. |
Дело N А72-5632/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 ноября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18.11.2013 в помещении суда апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива имени Н.К.Крупской на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.09.2013 по делу N А72-5632/2012 (судья Пиотровская Ю.Г.), принятое по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива имени Н.К.Крупской (ИНН 7310000557, ОГРН 1027300787139), п.Новоселки Мелекесского района Ульяновской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области, г.Димитровград Ульяновской области, о признании незаконными действий, о признании незаключенным соглашения о реструктуризации долгов,
в судебном заседании приняли участие:
от СПК имени Н.К. Крупской - Шапиров В.А. (доверенность от 07.08.2013)
от Межрайонной ИФНС России N 7 по Ульяновской области - Абрамова Л.М. (доверенность от 08.11.2013 N 03-05/03246),
УСТАНОВИЛ:
сельскохозяйственный производственный кооператив имени Н.К.Крупской (далее - СПК им.Н.К.Крупской, кооператив) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом принятого судом первой инстанции уточнения требований) о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области (далее - налоговый орган), выразившихся в выдаче справки N 2442 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 18.04.2012, содержащей недостоверные данные о задолженности по следующим налогам:
- налог на прибыль в региональный бюджет (КБК 18210101012020000110) в сумме 190 083 руб. 04 коп., в том числе налог в сумме 120 238 руб. 36 коп., пени в сумме 69 844 руб. 68 коп.;
- налог на прибыль в местный бюджет (до 01.01.2005) (КБК 18210901002050000110) в сумме 61 053 руб. 04 коп., в том числе налог в сумме 39 694 руб. 56 коп., пени в сумме 21 358 руб. 48 коп.;
- налог на добавленную стоимость (КБК 18210301000010000110) в сумме 7 816 руб. 24 коп., в том числе пени в сумме 7 816 руб. 24 коп.;
- транспортный налог (КБК 18210604011020000110) в сумме 620 383 руб. 46 коп., в том числе налог 527 500 руб., пени в сумме 92 883 руб. 46 коп.;
- плата за пользование водными объектами (КБК 18210703000010000110) в сумме 282 130 руб. 33 коп., в том числе налог в сумме 205 020 руб., пени в сумме 77 110 руб. 33 коп.;
- платежи за добычу подземных вод (КБК 18210903023010000110) в сумме 50 328 руб. 61 коп., в том числе налог в сумме 33 647 руб. 32 коп., пени в сумме 16 681 руб. 29 коп.;
- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в региональный бюджет (КБК 18210903082020000110) в сумме 63 145 руб. 85 коп., в том числе налог в сумме 38 264 руб. 62 коп., пени в сумме 24 879 руб. 23 коп.;
- земельный налог, плата за землю (до 01.01.2006) (КБК 18210903082020000110) в сумме 1 190 575 руб. 78 коп., в том числе налог в сумме 1 128 033 руб. 87 коп., пени в сумме 62 541 руб. 91 коп.;
- налог с продаж (КБК 18210906010020000110) в сумме 230 366 руб. 58 коп., в том числе налог в сумме 150 257 руб. 71 коп., пени в сумме 80 108 руб. 87 коп.;
- целевой сбор на содержание милиции (КБК 18210907033050000110) в сумме 149 876 руб. 84 коп., в том числе налог в сумме 126 086 руб. 93 коп., пени в сумме 23 789 руб. 91 коп.;
- ЕСН в федеральный бюджет (КБК 18210909010010000110) в сумме 14 996 350 руб. 34 коп., в том числе налог в сумме 11 374 179 руб. 80 коп., пени в сумме 3 622 170 руб. 54 коп.;
- ЕСН в бюджет ФФОМС в сумме 150 640 руб. 31 коп., в том числе налог в сумме 114 011 руб. 97 коп., пени в сумме 36 628 руб. 34 коп.;
- ЕСН в бюджет ТФОМС (КБК 18210909040091000110) в сумме 3 772 197 руб. 62 коп., в том числе налог в сумме 2 849 936 руб. 02 коп., пени 922 261 руб. 60 коп.
Делу присвоен номер - А72-5632/2012.
Также СПК им.Н.К.Крупской обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаключенным соглашения от 13.03.2004 о реструктуризации долгов (дело - А72-7350/2013).
Определением от 02.09.2013 суд первой инстанции объединил указанные дела в одно производство с присвоением номера - А72-5632/2012.
Решением от 06.09.2013 по делу N А72-5632/2012 арбитражный суд Ульяновской области в удовлетворении требований кооператива отказал.
СПК им.Н.К.Крупской в апелляционной жалобе просил отменить решение суда первой инстанции.
Налоговый орган апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель кооператива апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представитель налогового органа апелляционную жалобу отклонила.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, в выступлении представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, СПК им.Н.К.Крупской обратилось в Межведомственную территориальную комиссию Ульяновской области по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей с заявлением о предоставлении права на реструктуризацию долгов на 01.02.2004 в общей сумме 72 253 743 руб.: основной долг в сумме 28 809 930 руб. и пени в сумме 43 443 813 руб., а также с заявлением о списании задолженности по пени состоянию на 12.03.2004 в сумме 44 056 881 руб., в том числе пени, начисленных по данным учета налоговых органов и государственных внебюджетных фондов и непогашенных по состоянию на 01.01.2002, в сумме 32 712 909 руб.
МРИ МНС России N 2 по Мелекесскому, Новомалыклинскому районам и СПК им.Н.К.Крупской заключили соглашение о реструктуризации задолженности на сумму 28 809 929 руб., в том числе задолженность по налогам (сборам) в сумме 2 673 416 руб., страховым взносам в государственные внебюджетные фонды в сумме 26 136 513 руб. с отсрочкой погашения долга до 2010 года и рассрочкой погашения долга до 2015 года начиная с 2010 года.
П.2, 3 и 4 соглашения предусмотрено, что платежи в счет погашения долгов осуществляются в соответствии с графиком погашения по форме согласно приложению один раз в год, не позднее 15 декабря, при ежеквартальном мониторинге. Плата за отсрочку и рассрочку долгов производится должником со дня подписания соглашения ежегодно, не позднее 15 декабря. Размер платы за отсроченную и (или) рассроченную задолженность по платежам в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов устанавливается в размере 0,5% годовых.
Решением от 26.03.2004 N 4 налоговый орган списал задолженность по пени в сумме 32 712 909 руб.
18.04.2012 налоговый орган выдал СПК им.Н.К.Крупской справку N 2442 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам с отражением в ней задолженности по налогам (взносам) в общей сумме 16 706 871 руб. 16 коп. и пени в сумме 5 058 074 руб. 88 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения СПК им.Н.К.Крупской в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований кооператива, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пп.10 п.1 ст.32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Содержание справки о состоянии расчетов должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов (сборов) и пени.
В справке N 2442 отражена задолженность по налогам и пени, оспариваемая кооперативом, с указанием на то, что она является отсроченной (рассроченной) в порядке реструктуризации и приостановленной к взысканию.
СПК им.Н.К.Крупской включен в программу финансового оздоровления.
Согласно ст.20 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (далее - Закон N 83-ФЗ) реструктуризация долгов предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов.
Законом N 83-ФЗ предусмотрены принципы проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, в частности, принцип добровольности и равнодоступности означает, что в программе имеет право участвовать любой сельскохозяйственный товаропроизводитель, отвечающий требованиям этого Закона. Никто не может принудить должника к участию в программе против его воли (ст.4 Закона N 83-ФЗ).
Заключая соглашение о реструктуризации, кооператив признал как наличие указанной в соглашении задолженности, так и ее размер. Имеющийся в материалах дела график погашения долгов подписан директором и главным бухгалтером СПК им.Н.К.Крупской.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно отклонил довод кооператива об отсутствии доказательств образования задолженности.
То обстоятельство, что экземпляр соглашения кооператива датирован 13.03.2004, налогового органа - 12.03.2004, а Территориальной комиссии - без даты, не свидетельствует о незаключенности соглашения о реструктуризации.
Содержание этих соглашений идентично, как в части лиц, его заключивших, предмета и условий реструктуризации, так и в части сумм, вошедших в реструктурированную задолженность.
Таким образом, разночтение в датах является технической ошибкой и не препятствует исполнению соглашения.
Решением от 12.12.2012 по делу N А72-4947/2012, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, Арбитражный суд Ульяновской области отказал СПК им.Н.К.Крупской в удовлетворении заявления о признании незаключенным соглашения о реструктуризации от 13.03.2004.
Суд указал, что соглашение соответствует требованиям Закона N 83-ФЗ, наличие и размер подлежащей реструктуризации задолженности подтвержден документально, графики погашения задолженности подписаны должностными лицами кооператива.
По своей сути реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со ст.64 НК РФ представляет собой изменение срока уплаты налога. Отождествлять соглашение о реструктуризации с договорными отношениями, регулируемыми гражданским законодательством не правомерно. Отношения по реструктуризации долгов сельскохозяйственных производителей регулируются Законом N 83-ФЗ.
Основания для переоценки выводов суда, сделанных по делу N А72-4947/2012, отсутствуют.
При таких обстоятельствах довод СПК им.Н.К.Крупской о том, что соглашение от 12.03.2004 (на которое ссылается налоговый орган, как на подтверждение наличия задолженности) и соглашение без даты являются недействительными, так как не подписаны всеми членами территориальной комиссии, подлежит отклонению.
Как верно указал суд первой инстанции, ссылки кооператива на протокол заседания территориальной комиссии по финансовому оздоровлению от 01.02.2013 N 47, которым соглашение о реструктуризации долгов признано незаключенным, направлены на преодоление судебного акта по делу N А72-4947/2012.
Соглашение о реструктуризации от кредитора (налогового органа) подписано заместителем руководителя МРИ МНС России N 2 по Мелекесскому, Новомалыклинскому районам Ульяновской области Парфеновой Т.В., назначенной на эту должность приказом УМНС России по Ульяновской области от 14.02.2002 N 33.
В соответствии с должностной инструкцией одной из главных задач заместителя руководителя налогового органа являлся контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, местными органами государственной власти на местах в пределах их компетенции.
Приказом МРИ МНС России N 2 по Мелекесскому, Новомалыклинскому районам Ульяновской области от 16.02.2004 N 17 на заместителя руководителя Парфенову Т.В. были возложены обязанности по координации отдела по взысканию недоимки юридических лиц, в компетенцию которого входило заключение соглашений о реструктуризации долгов.
Таким образом, соглашение о реструктуризации со стороны налогового органа подписано уполномоченным лицом.
Об одобрении налоговым органом соглашения о реструктуризации свидетельствует решение от 26.03.2004 N 4 о списании пени и справка о состоянии расчетов, где указано, что задолженность реструктурирована и приостановлена к взысканию.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания соглашения незаключенным.
Наличие задолженности, отраженной в справке N 2442, подтверждается указанным соглашением о реструктуризации и соответствует реальной обязанности кооператива по уплате налогов и пени.
Согласно п.1 соглашения о реструктуризации общая сумма задолженности составила 28 809 929 руб., в том числе налоги (сборы) - 2 673 416 руб. и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды - 26 136 513 руб.
Из справки налогового органа от 18.02.2004 N 01-07/641 видно, что по состоянию на 01.02.2004 у СПК им.Н.К.Крупской имелась задолженность по налогу на прибыль в общей сумме 160 541 руб. (120 591 руб. + 39 950 руб.), НДС в сумме 8 184 руб., плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 30 761 руб., транспортному налогу в сумме 719 140 руб., водному налогу в сумме 261 530 руб., платежам за пользование акваториями в сумме 33 647 руб., отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 38 265 руб., земельному налогу в сумме 1 129 966 руб., налогу с продаж в сумме 165 295 руб., налогу на милицию в сумме 126 087 руб., ЕСН в общей сумме 14 340 314 руб., взносам в Пенсионный фонд в сумме 9 049 410 руб., Фонд социального страхования в сумме 151 697 руб., Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 87 431 руб., Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 767 743 руб., Фонд занятости в сумме 739 918 руб.
Всего задолженность по справке от 18.02.2004 N 01-07/641 составила 28 809 929 руб., в том числе по налогам - 17 013 730 руб. и страховым взносам во внебюджетные фонды - 11 796 199 руб., что соответствует соглашению о реструктуризации.
Разница по суммам налогов и взносов во внебюджетные фонды, указанным в соглашении и справке, объясняется тем, что задолженность по ЕСН в сумме 14 340 314 руб. в соглашении о реструктуризации включена в задолженность по страховым взносам во внебюджетные фонды (11 796 199 руб. + 14 340 314 руб.).
В реструктуризацию вошли пени в сумме 11 167 866 руб., с учетом справки налогового органа о задолженности по состоянию на 12.03.2004 и пени в сумме 32 712 909 руб., списанных по решению от 26.03.2004 N 4.
В справке N 2442 задолженность по налогам и страховым взносам отражена в общей сумме 27 256 434 руб. 02 коп., в том числе по налогу на прибыль в общей сумме 159 932 руб. 92 коп. (120 238 руб. 36 коп. + 39 694 руб. 56 коп.), транспортному налогу в сумме 527 500 руб., водному налогу в сумме 205 020 руб., платежам за пользование акваториями в сумме 33 647 руб. 32 коп., отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 38 264 руб. 62 коп., земельному налогу в сумме 1 128 033 руб. 87 коп., налогу с продаж в сумме 150 257 руб. 71 коп., налогу на милицию в сумме 126 086 руб. 93 коп., ЕСН в общей сумме 14 338 127 руб. 79 коп. и страховым взносам во внебюджетные фонды в общей сумме 10 549 562 руб. 86 коп.
Таким образом, учитывая частичное погашение задолженности в период с 2004 по 2012 годы, отражение в оспариваемой справке N 2442 суммы задолженности отличной от суммы, указанной в соглашении о реструктуризации, не свидетельствует о недостоверности этих сведений и их несоответствии действительным налоговым обязательствам кооператива.
Как верно указал суд первой инстанции то обстоятельство, что подлежащая реструктуризации задолженность приложением к протоколу от 26.02.2004 N 6 "О включении в состав участников программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей" установлена в сумме 87 792 тыс.руб. (основной долг - 44 348 тыс.руб., 43 444 тыс.руб. - пени и штрафы), а соглашением о реструктуризации - в сумме 28 810 тыс. руб., не свидетельствует о незаконности действий налогового органа по выдаче оспариваемой справки, поскольку сумма реструктурированной задолженности определяется именно соглашением о реструктуризации, а не приложением к протоколу. Эта сумма в дальнейшем нашла свое отражение в справке N 2442.
Ч.1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст.ст.198 и 201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Из материалов дела не усматривается, в чем конкретно выразилось нарушение прав и законных интересов кооператива.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии в данном случае совокупности условий, установленных ч.1 ст.198 АПК РФ для признания незаконными действий налогового органа по отражению в справке реструктурированной задолженности при наличии заключенного соглашения о реструктуризации, и отказал в удовлетворении заявления СПК им.Н.К.Крупской.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06 сентября 2013 года по делу N А72-5632/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.