Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 15 апреля 2008 г. N КА-А40/2094-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2008 г.
Общество с ограниченной ответственностью "ТРАНССТРИМ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по городу Москве (далее - инспекция) произвести зачет 381 187 рублей 33 копеек с КБК 18210202030060000160 на КБК 18210202010060000160, исключив соответствующие задолженности по пеням на страховую и накопительную часть трудовой пенсии (с отражением в лицевом счете).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по городу Москве и Московской области (далее - управление пенсионного фонда).
Решением от 20.11.07 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением от 18.01.08 N 09АП-18470/2007-АК Девятого арбитражного апелляционного суда решение оставлено без изменения.
Требования о проверке законности решения от 20.11.07, постановления от 18.01.08 в кассационной жалобе инспекции основаны на том, что при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов судом первой инстанции, апелляционным судом неправильно применены положения статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Отзывы на кассационную жалобу не направлены.
От управления пенсионного фонда поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя этого лица, участвующего в деле. Одновременно в ходатайстве указано на обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Представитель инспекции, представитель общества в судебное заседание суда кассационной инстанции явились. Каждый из них в отдельности заявил, что не возражает против рассмотрения кассационной жалобы в отсутствие представителя управления пенсионного фонда.
Заявленное ходатайство удовлетворено.
Относительно кассационной жалобы даны следующие объяснения:
- представитель инспекции объяснил, что доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, поддерживает;
- представитель общества объяснил, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Проверив законность решения от 20.11.07, постановления от 18.01.08 в пределах, установленных для рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя в том числе и из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, объяснений относительно кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения, постановления и принятия нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования, как об этом просит налоговый орган.
В пользу принятых судебных актов суд первой инстанции, апелляционный суд сослались на следующие обстоятельства.
По итогам 2005 года обществом в платежных поручениях (страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии) ошибочно указан другой КБК.
Общество неоднократно обращалось в налоговый орган и в Управление пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о зачете ошибочно перечисленных денежных средств. Однако такой зачет произведен не был.
В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Законно о пенсионном страховании) правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное пре не предусмотрено этим Законом.
Закон о пенсионном страховании вопросы, связанные с зачетом или возвратом излишне уплаченной сумм не регламентирует. Следовательно, подлежат применению нормы Кодекса.
Действующее законодательство о налогах и сборах не ставит возникновение недоимки в зависимость от правильности указания кода бюджетной классификации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Кодекса по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона о пенсионном страховании страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.04 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных.) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлении в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.04 N 174-ФЗ) администратором поступлении в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Следовательно, зачет ошибочно произведенных платежей осуществляются налоговыми органами, а не управлением пенсионного фонда. Поскольку неверное указание КБК неуплату страховых взносов не повлекло, отсутствуют и правовые основания для начисления пени.
Выводы суда первой инстанции, апелляционного суда о применении нормы права, установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Доводы, о неправильном применении судами нормы права проверены и отклонены, поскольку не подтверждены материалами дела.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
С учетом изложенного в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать. В связи с отказом в удовлетворении кассационной жалобы, государственная пошлина за ее рассмотрение в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями главы 25.3 Кодекса подлежит взысканию с инспекции.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 20 ноября 2007 года Арбитражного суда города Москвы, постановление от 18 января 2008 года N 09АП-18470/2007-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-43992/07-108-251 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по городу Москве - без удовлетворения. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по городу Москве в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 апреля 2008 г. N КА-А40/2094-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании