18 ноября 2013 г. |
Дело N А45-11086/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 ноября 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.Е. Лобановой
судей Е.И. Захарчука
И.И. Терехиной
при ведении протокола судебного заседания помощником Никитиным Е.О.
при участии сторон:
от истца: Фокина О.Л. по дов. N 3 от 10.01.2013 г.
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Тогучинского района Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11 сентября 2013 года по делу N А45-11086/2013 (судья Рубекина И.А.)
по иску ООО "Сибирская Инвестиционная Группа", г. Новосибирск
к Администрации Тогучинского района Новосибирской области, г. Тогучин
о признании частично недействительным договора аренды земельного участка от 1 февраля 2013 года N 10/1
установил:
ООО "Сибирская Инвестиционная Группа" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к Администрации Тогучинского района Новосибирской области о признании недействующей редакцию пункта 3.1 договора аренды земельного участка N 10/1 от 01 февраля 2013 года, в части установления размера арендной платы за земельный участок в размере 3608360 рублей в год в связи с несоответствием требованиям действующего законодательства; внесении изменения в договор аренды земельного участка N 10/1 от 1 февраля 2013 года, для приведения заключенного договора в соответствие с действующим законодательством.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 11 сентября 2013 года по делу N А45-11086/2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 11 сентября 2013 года, Администрация Тогучинского района Новосибирской области подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Жалоба мотивирована тем, что выводы суда не могут основываться на наличии объектов железнодорожного транспорта, в момент заключения договора аренды земельного участка такие объекты отсутствовали. Размер арендной платы (не более 2% кадастровой стоимости) для договоров аренды земельный участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, линейные объекты подлежит применению в зависимости от переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок. Порядок определения размера арендной платы, порядок условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. Постановление Правительства от 16.07.2009 г. N 589 не регулирует порядок, условия и сроки внесения арендной платы на эти земли. Ссылается на применение к рассматриваемым отношениям Определения Высшего Арбитражного суда от 23 декабря 2011 года по делу N ВАС-15287/11.
ООО "Сибирская Инвестиционная Группа" в отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что установление размера арендной платы в размере 15 % кадастровой стоимости за земельный участок, предоставленный для строительства железнодорожной станции с предварительным согласованием места размещения объекта противоречит действующем законодательству. Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ за земельный участок, предоставленный для размещения железнодорожных линии, размер арендной платы на год устанавливается в пределах 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков. Считает, что суд первой инстанции принял обоснованное решение о несоответствии требованиям действующего законодательства редакции пункта 3.1 договора аренды земельного участка N 10/1 от 1 февраля 2013 года, в части установления размера арендной платы за земельный участок в размере 3608360 рублей в год.
Ответчик в судебное заседание полномочных представителей не направил. О времени его проведения они надлежаще уведомлен. На основании статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия указанного лица.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, проверив в соответствии со статьёй 268 АПК РФ законность и обоснованность решения Арбитражного суда Новосибирской области от 11 сентября 2013 года по делу N А45-11086/2013, суд апелляционной инстанции оснований для его отмены не находит.
Как следует из материалов дела, ООО "Сибирская Инвестиционная Группа" принадлежит на праве собственности сооружение - железнодорожный путь протяженностью 3637 м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 54 АЕ 086597.
На основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда по делу N А45-21583/2012 и постановления Администрации Тогучинского района Новосибирской области N 1357 от 02.11.2012 г. "О передаче в аренду земельного участка ООО "Сибирская инвестиционная Группа" 1 февраля 2013 года между ООО "Сибирская Инвестиционная Группа" (арендатор) и Администрацией Тогучинского района Новосибирской области (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка на территории Тогучинского района, по условиям которого в аренду передан земельный участок, из категории земель - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения комической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенный по адресу: Новосибирская область, Тогучинский район, южнее ж/д станции Курундус, площадью 350000 кв.м. Разрешенное использование земельного участка - для строительства подъездного железнодорожного пути необщего пользования с вагоносборочной станцией.
По условиям пункта 2.1 договора срок договора установлен с 1 февраля 2013 года по 30 сентября 2014 года. Кадастровая стоимость земельного участка в размере 35 га с кадастровым номером 54:24:052709:675 составляет 24500000 руб.
Годовой размер арендной платы за земельный участок установлен в размере 3608360 руб. (пункт 3.1 договора). Размер арендной платы установлен на основании отчета от 27.12.2012 г. N 13018-ОР "Об определении рыночной стоимости годовой арендной платы за использование земельного участка общей площадью 350000 кв.м., кадастровый номер 54:24:052709:675 (пункт 3.6 договора).
Установив, что стоимость арендной платы превышает максимальный размер арендной платы, установленный действующим законодательством, истец в адрес ответчика направил дополнительное соглашение к договору N 10/1 от 1 февраля 2013 года с предложением внести изменения в договор от 1 февраля 2013 года в части размера арендной платы.
Уведомлением от 6 мая 2013 года ответчик отказал истцу во внесении изменений в договор, что и послужило основанием для предъявления иска.
Согласно статье 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со статьей 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была совершена и без включения недействительной ее части.
По смыслу части 4 статьи 421 и части 1 статьи 424 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В пункте 3 статьи 56 ЗК РФ установлено, что стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность. Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи. При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Предметом регулирования пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" являются правоотношения, возникающие при переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Предельный годовой размер арендной платы для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установленный указанным пунктом, распространяется на случаи переоформления прав на такие земельные участки с права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, в том числе (но не исключительно) на земельные участки, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Аналогичное положение об ограничении предельного размера арендной платы в случае переоформления права аренды на земельный участок установлено подпунктом "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
В соответствии с абзацем 2 подпункта "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 582, установлено, что в случае, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, арендная ставка рассчитывается в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом предоставления земельного участка истцу в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта (линейного объекта), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о ничтожности пункта 3.1 договора аренды земельного участка N 10/1 от 01 февраля 2013 года, в части установления размера арендной платы за земельный участок в размере 3608360 рублей в год в связи с несоответствием требованиям действующего законодательства и наличие оснований для внесения изменений в договор аренды земельного участка N 10/1 от 1 февраля 2013 года, для приведения заключенного договора в соответствие с действующим законодательством.
Доводы ответчика том, что размер арендной платы (не более 2% кадастровой стоимости) для договоров аренды земельный участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, линейные объекты подлежит применению в зависимости от переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок и то, что на момент заключения спорного договора объекты железнодорожного транспорта на нем отсутствовали, подлежат отклонению.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 2 февраля 2010 года N 12404/09 приведено общеобязательное толкование пункта 2 статьи 3 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" N 137-ФЗ от 25.10.2001, в соответствии с которым установленный пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ предельный размер арендной платы для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежат применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.
Сторонами не оспаривается, что на спорном земельном участке расположены подъездные железнодорожные пути, протяженностью 3637 м., принадлежащие истцу на праве собственности. Кроме того, как следует из постановления Администрации Тогучинского района Новосибирской области 3 1357 от 02.11.2012 г., на основании которого заключен договор аренды N 10/1 от 1 февраля 2013 года, земельный участок с кадастровым номером 54:24:052709:675 предоставлен с учетом разрешенного вида использования - для строительства подъездного железнодорожного пути необщего пользования с вагоносборочной станцией.
Ссылка ответчика на Определение Высшего Арбитражного суда от 23 декабря 2011 года по делу N ВАС-15287/11 в данном случае подлежит отклонению, поскольку в нем не содержится устоявшихся правовых позиций.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Решение Арбитражного суда Арбитражного суда Новосибирской области от 11 сентября 2013 года по делу N А45-11086/2013 принято судом на основании фактических обстоятельств дела существовавших на момент рассмотрения дела и правильном применении норм права, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
Нарушения норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения судом апелляционной инстанции не установлены.
Расходы по госпошлине по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Арбитражного суда Новосибирской области от 11 сентября 2013 года по делу N А45-11086/2013 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Л.Е. Лобанова |
Судьи |
И.И. Терёхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-11086/2013
Истец: ООО "Сибирская Инвестиционная Группа"
Ответчик: Администрация Тогучинского района Новосибирской области