Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 7 апреля 2008 г. N КГ-А41/2531-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2008 г.
Закрытое акционерное общество "Нара" (ЗАО "Нара") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области об обязании ответчиков принять в муниципальную собственность объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, д. Мартемьяново, д. 16-А, инвентарный номер 47-5786 (с учетом исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 77, т. 1).
В обоснование истец - ЗАО "Нара" указал, что акционерное общество закрытого типа "Нара" (правопредшественник ЗАО "Нара") образовано в 1994 году в результате преобразования совхоза "Нара". Планом приватизации совхоза "Нара" предусмотрено, что объекты жилищного фонда находятся на балансе и содержании акционерного общества до приватизации его жильцами или передачи в муниципальную собственность. Таким образом, планом приватизации совхоза "Нара" устанавливается обязательность последующей передачи объектов жилищного фонда, находящегося на балансе ЗАО "Нара", в собственность муниципального образования - Наро-Фоминского района Московской области. Однако, осуществить такую передачу истцу не представляется возможным, поскольку Администрация Наро-Фоминского района отказывается принимать объект.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04.10.2007 г. по делу N А41-К1-12300/07 суд обязал Администрацию Наро-Фоминского муниципального района Московской области и Комитет по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области принять в муниципальную собственность объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, д. Мартемьяново, д. 16-А, инвентарный номер 47-5786.
Постановлением от 05.12.2007 г. Десятого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда Московской области от 04.10.2007 г. оставлено без изменения.
Удовлетворяя исковое требование, арбитражные суды исходили из того, что исходя из предмета и оснований заявленного по настоящему делу иска, требования подлежали удовлетворению.
По делу N А41-К1-12300/07 поступило две кассационные жалобы от ответчиков - Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области и Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области, в которых они просят решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области. В обоснование кассационных жалоб заявители указывают, что в силу положений действующего законодательства исковые требования не подлежали удовлетворению, обращая внимание при этом, что по их мнению, суды не дали надлежащей оценки доказательствам, имеющимся в деле.
На кассационные жалобы поступил отзыв от истца - ЗАО "Нара" (вх. N КГ-А41/2531-08-Д1 от 28.03.2008 г.), в котором он просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, ссылаясь на соблюдение при их принятии норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители ответчиков поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационных жалоб, поддержал доводы изложенные в отзыве на кассационные жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и представленного на них отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых актов.
В силу п. 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, жилищный фонд, здания и строения социально-культурного и бытового назначения. При этом независимо от того, на чьем балансе они находятся, объекты передаются в муниципальную собственность.
Порядок приватизации совхозов был установлен Постановлением Правительства от 04.09.1992 г. N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса". В соответствии с его нормами, а также положениями Постановления Правительства Российской Федерации N 235 от 07.03.1995 г. "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" и распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.1992 г. N 114-рп "Об утверждении Положений об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" объекты жилищно-коммунального хозяйства не подлежали приватизации в ходе реорганизации совхозов.
Предметом иска по настоящему делу являются требования об обязании принять в муниципальную собственность объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, д. Мартемьяново, д. 16-А, инвентарный номер 47-5786.
В качестве оснований заявленных требований истец указал, что согласно плану приватизации совхоза "Нара" объекты жилищного фонда, не подлежащие приватизации должны быть переданы в муниципальную собственность, поскольку жильцами не приватизированы.
Из материалов дела усматривается и судами установлено следующее.
Исследовав и оценив доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями действующего законодательства суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили иск поскольку из данных, содержащихся в техническом паспорте Бюро технической инвентаризации (л.д. 22-30), инвентарной карточки N ОС-6 (л.д. 21) и акта оценки стоимости зданий и сооружений совхоза "Нара" (л.д. 18), следует, что спорный объект является жилым домом, то есть, относится к жилищному фонду.
Кроме того суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что доказательства передачи указанного жилого дома с баланса Общества в частную собственность граждан в порядке приватизации в материалах дела отсутствуют. Согласно данным Федеральной регистрационной службы по Московской области (справка на л.д. 9) записей о правах на здание, расположенное по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, д. Мартемьяново, д. 16-А в Едином государственном реестре прав не имеется.
В силу п. 4 Плана приватизации совхоза "Нара" (л.д. 31-35) имущество совхоза "Нара" относилось к федеральной собственности и полежало приватизации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса".
Упомянутый План приватизации совхоза "Нара" соответствует требованиям п. 2 Постановления Правительства от 07.03.1995 г. N 235 (действовавшему на момент приватизации) и его утверждение одновременно являлось решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых актов, не усматривается, доводы заявителей кассационных жалоб - Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области и Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что является недопустимым в кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суда Московского округа, постановил:
решение от 4 октября 2007 г. Арбитражного суда Московской области и постановление от 5 декабря 2007 г. Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-К1-12300/07 оставить без изменения, кассационные жалобы Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области и Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 апреля 2008 г. N КГ-А41/2531-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании