Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 апреля 2008 г. N КА-А40/2786-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 7 апреля 2008 г.
ОАО "РЖД" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 (далее - Инспекция, налоговый орган) от 15.06.2007 г. N 57-14/501 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления НДС за декабрь 2006 г. в размере 14 271,64 руб.
Решением от 31.10.2007 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2007 г., заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст.ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой налоговый орган просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование своих требований налоговый орган ссылается на то, что судебные акты вынесены с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу, Общество указывает на несостоятельность ее доводов, просит судебные акты оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Как усматривается из материалов дела, Общество 20.10.2004 г. представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС по ставке 0% за декабрь 2006 г. и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ. По итогам камеральной налоговой проверки Инспекцией 07.05.2007 г. составлен акт проверки N 63 и принято оспариваемое решение от 15.06.2007 г. N 57-14/501, которым Обществу предложено уплатить доначисленный НДС в размере 71 975 руб., из которых оспаривается доначисление в размере 14 271,64 руб.
При проведении камеральных проверок налоговых деклараций по НДС по налоговой ставке 0% за ноябрь и за декабрь 2006 г. Инспекцией установлено, что в декабре 2006 г. по филиалу ОАО "РЖД" - "Желдоррасчет" заявлены перевозки на сумму 204 489,81 руб., осуществленные в ноябре 2006 г.
По мнению Инспекции, поскольку в подтверждение реализации за ноябрь 2006 г. пакет документов собран в декабре 2006 г., то с данной реализации подлежит уплате НДС по налоговой ставке 0% и отражаться в Разделе 3 налоговой декларации по НДС за ноябрь 2006 г. В результате чего Инспекция включила сумму реализации 204 489,81 руб. в налоговую базу и доначислила налог за ноябрь 2006 г. в сумме 11 267 руб.
Данный вывод Инспекции судами обеих инстанций правомерно признан необоснованным.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 164 НК РФ реализация услуг по перевозке пассажиров и багажа в международном сообщении облагается по налоговой ставке 0%. Применение налоговой ставки 18% к данным услугам Кодексом не предусмотрено.
Применение иной ставки НДС вместо ставки 0% в случае непредставления в установленный срок подтверждающих документов, допускается в соответствии с положениями пункта 9 статьи 165 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1-3 и 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса. При этом положения пункта 9 статьи 165 Кодекса не распространяются на услуги международной перевозки пассажиров и багажа, указанные в подпункте 4 пункта 1 статьи 165 Кодекса.
Обоснованность применения заявителем налоговой ставки 0% подтверждается тем, что филиалом ОАО "РЖД" - "Желдоррасчет" заявлена сумма реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа в международном сообщении, станции отправления по которым расположены за пределами территории Российской Федерации. Перевозочные документы по таким перевозкам оформляются иностранными железными дорогами и, соответственно, провозная плата также получена от пассажиров иностранными железными дорогами.
Перечень документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% при реализации перевозчиками на железнодорожном транспорте услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, установлен пунктом 5 статьи 165 Кодекса.
Согласно указанной норме Кодекса в налоговые органы представляются реестры единых перевозочных документов, оформляемых при перевозках пассажиров и багажа в прямом международном сообщении, определяющих путь следование указанием пунктов отправления и назначения или иные документы, предусмотренные договорами, заключенными российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте с железными дорогами иностранных государств, или международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 41 Соглашения о международном пассажирском сообщении 1951 года (СМПС) железная дорога отправления или железная дорога назначения обязана уплатить другим заинтересованным дорогам причитающуюся им часть платы за проезд пассажиров, за перевозку багажа или товаробагажа, которую она взыскала или которую должна была взыскать. Расчеты между железными дорогами, возникающие в результате применения СМПС производятся на основании Правил о расчетах в международном пассажирском и железнодорожном грузовом сообщении.
Расчеты по пассажирским перевозкам в международном сообщении между железнодорожными администрациями государств - участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики регулируются Правилами комплексных расчетов, утвержденных на 12-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ 10 декабря 1994 года.
При этом следует исходить из того, что предоставление железной дорогой, которая оформила перевозочные документы и удержала провозную плату, информации о дате оказания услуги (отгрузке) железной дороге, участвующей в международной перевозке, указанными международными договорами не предусмотрена. Формы расчетных документов, установленные в приложениях к этим договорам такого реквизита как дата оказания услуги (отгрузки) также не содержат.
С учетом изложенного, в силу норм международных договоров Российской Федерации информация о периодах оказания данных услуг (отгрузке) у Общества отсутствует. Таким образом, доходы от международных пассажирских перевозок со станцией отправления, расположенной за пределами территории Российской Федерации, могут быть отражены в налоговой отчетности только исходя из данных, имеющихся в расчетных документах, полученных от иностранных железных дорог. При этом действующее законодательство не содержит положений о том, что следует считать днем отгрузки услуг в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В связи с учетом особенностей расчетов между железными дорогами различных государств, установленных международными договорами, правилами и тарифами, в Положении об учетной политике для целей налогообложения Общества, утвержденной приказом от 30 декабря 2005 года N 248, установлено, что доходы, причитающиеся заявителю от иностранных железных дорог за перевозки и услуги, оказанные в международном железнодорожном сообщении, определяются не по дате оказания услуг, а по дате составления сальдовых или бухгалтерских выписок в соответствии с международными правилами, договорами, соглашениями и тарифами.
Таким образом, ссылка Инспекции на положения статьи 167 Кодекса правомерно отклонена судами, поскольку Общество подтвердило обоснованность применения налоговой ставки 0% по упомянутым пассажирским перевозкам в налоговой декларации за декабрь 2006 г.
В случае подтверждения правомерности применения налоговой ставки 0% исчисленная сумма НДС соответствует нулевой ставке, следовательно, отсутствуют основания для доначисления недоимки по налогу на добавленную стоимость.
Суды указали, что согласно решению Инспекции предметом проведенной камеральной проверки является налоговая декларация заявителя по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2006 г. Положения НК РФ не предусматривают возможность доначисления налога за тот налоговый период, который не являлся периодом налоговой проверки. Начисление налога фактически означает проведение Инспекцией повторной камеральной проверки за пределами трехмесячного срока проведения такой проверки, что противоречит нормам статьи 88 Кодекса.
Данная позиция подтверждается письмом ФНС России от 5 июля 2005 г. N 03-2-03/1155/15R, согласно которому в случае необходимости начисления налога за периоды, предшествующие периоду, который является периодом камеральной проверки, начисление налога на добавленную стоимость производила в рамках выездной налоговой проверки.
Суды пришли к выводу, что реализация услуг по перевозке пассажиров и багажа, по которой в декабре 2006 г. не подтверждена обоснованность применения налоговой ставки 0%, составила 108 198 руб.
Общество выполнило все предусмотренные налоговым законодательством условия для подтверждения права налогоплательщика на применение налоговой ставки 0% и права на возмещение НДС.
Судом кассационной инстанции рассмотрены все доводы кассационной жалобы, однако они не опровергают выводы судов, положенные в основу судебных актов, и не могут служить основанием для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2007 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2007 г. по делу N А40-49538/07-99-213 оставить без изменения, кассационную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 - без удовлетворения.
Взыскать МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 госпошлину в доход федерального бюджета в размере 1 000 (одна тысяча) рублей по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 апреля 2008 г. N КА-А40/2786-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании