г. Томск |
|
20 ноября 2013 г. |
Дело N А27-8708/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2013.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С. Н. Хайкиной
судей В.А Журавлевой, Л.А. Колупаевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И.М.
при участии:
от заявителя: без участия, извещен
от заинтересованного лица: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11.09.2013 по делу N А27-8708/2013 (судья В. Я. Драпезо)
по заявлению открытого акционерного общества "КемВод" (ОГРН 1024200715340, ИНН 4205002327) к государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) о признании недействительным решения в части,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "КемВод" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 18) (далее - Учреждение, Фонд) N 85 н/с от 30.04.2013 в части привлечения Общества к ответственности в виде штрафа в размере 105,04 рублей, предложения Обществу уплатить дополнительно начисленные взносы в сумме 525,21 рублей, пени в сумме 8,34 рублей, обязания Общества отразить в бухгалтерском учете и в расчетной ведомость по средствам Фонда социального страхования недоимку по страховым взносам.
Решением суда от 11.09.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что Обществом произведена выплата пособия по беременности и родам и единовременного пособия при рождении ребенка с нарушением требований законодательства, в связи с чем такие выплаты подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов.
Лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судбеное заседание представители не явились.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в период с 19.02.2013 по 01.03.2013 Учреждением в отношении Общества проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
По итогам проведенной проверки специалистами Учреждения составлен акт N 18000048 н/с выездной проверки от 29.03.2013, в котором отражено, что Обществом в нарушение пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), пунктов 3, 4 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила N 184), статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) не начислены страховые взносы, в том числе на сумму единовременного пособия при рождении ребенка в размере 14 285,50 рублей Ефремову М. П., на сумму пособия по беременности и родам в размере 177 370,44 рублей (с учетом предельной величины 121 158,48 рублей) Хилинской М. Г.
Общество представило возражения на акт выездной проверки.
30.04.2013 Фондом вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов ОАО "КемВод" к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 85 н/с.
Частично не согласившись с решением Фонда, Общество обратилось в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, пришел к выводам о том, что непринятие Фондом выплат к зачету в счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации является неправомерным; допущенные нарушения не могут служить основанием для отказа в выплате пособий и в принятии расходов Общества к зачету в счет уплаты страховых взносов.
Апелляционная инстанция соглашается с выводами суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Как следует из решения Учреждения от 30.04.2013 N 85 н/с, основанием для привлечения Общества к ответственности по статье 19 Закона N 125-ФЗ, начисления Обществу страховых взносов и пени послужили выводы Фонда о занижении Обществом облагаемой базы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на суммы выплаченных с нарушением требований законодательства пособий.
Следовательно, для установления правомерности указанного решения Учреждения, необходимо определить обоснованность уменьшения Обществом базы для исчисления страховых взносов.
В соответствии со статьей 20 Закона N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Пунктом 3 Правил N 184 (редакция, действовавшая в спорный период) установлено, что страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Пунктом 4 Правил N 184 (редакция, действовавшая в спорный период) предусмотрено, что страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765, за исключением вознаграждения, выплачиваемого гражданам на основании гражданско-правового договора, если указанным договором предусматривается уплата страховых взносов.
В перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, (действовавшего в спорный период) включались государственные пособия гражданам, имеющим детей, пособия по временной нетрудоспособности, социальное пособие на погребение, пенсии, доплаты к пенсиям и иные социальные выплаты, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, а также бюджетов всех уровней.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Пунктом 1 части 1 статьи 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) предусмотрено, что к видам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию относится, в том числе пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов.
Частью 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ закреплено, что для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
Пунктом 46 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок выдачи листков нетрудоспособности), установлено, что листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается врачом акушером-гинекологом, при его отсутствии - врачом общей практики (семейным врачом), а при отсутствии врача - фельдшером. Выдача листка нетрудоспособности по беременности и родам производится в 30 недель беременности единовременно продолжительностью 140 календарных дней (70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов).
Согласно пункту 48 Порядка выдачи листков нетрудоспособности при осложненных родах листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается дополнительно на 16 календарных дней медицинской организацией, где произошли роды.
Как следует из материалов дела, работнику Общества Хилинской М. Г. выдан один листок нетрудоспособности N 016300325090 продолжительностью 156 календарных дней.
Фондом указано, что выдача одного листка нетрудоспособности продолжительностью 156 календарных дней противоречит Порядку выдачи листков нетрудоспособности, необходимо оформление двух листков нетрудоспособности продолжительностью 140 и 16 дней.
Вместе с тем, судом первой инстанции обоснованно указано, что выдача листка нетрудоспособности единовременно продолжительностью 156 календарных дней (70 дней до родов и 86 дней после родов) в рассматриваемом случае не является основанием для непринятия расходов страхователя к зачету, поскольку факт наступления страхового случая подтвержден документально и не оспаривается Фондом.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что врачом акушером-гинекологом до выдачи листка нетрудоспособности установлена необходимость акушерской операции, что в силу Инструкции о порядке предоставления послеродового отпуска при осложненных родах, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации от 23.04.1997 N 01-97, свидетельствует об осложненных родах, при которых послеродовой отпуск предоставляется продолжительностью 86 календарных дней.
Указанные обстоятельства Фондом не оспариваются.
Таким образом, является подтвержденными факт нетрудоспособности Хилинской М. Г. продолжительностью 156 календарных дней, а также обязанность Общества выплатить Хилинской М. Г. пособие с учетом всего периода нетрудоспособности.
Формальное несоответствие листка нетрудоспособности N 016300325090 требованиям пункта 48 Порядка выдачи листков нетрудоспособности при фактическом наступлении страхового случая, с которым связана выдача такого листка нетрудоспособности, не может служить основанием для отказа в выплате соответствующего пособия по беременности и родам и отказа в принятии расходов страхователя по выплате такого пособия к зачету в счет уплаты страховых взносов.
В соответствии с пунктом 28 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н, для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка представляются: а) заявление о назначении пособия; б) справка о рождении ребенка (детей), выданная органами записи актов гражданского состояния; в) справка с места работы (службы, органа социальной защиты населения по месту жительства) другого родителя о том, что пособие не назначалось, - в случае, если оба родителя работают (служат), а также, если один из родителей ребенка не работает (не служит) или обучается по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования, а другой родитель ребенка работает (служит).
Как следует из материалов дела, Обществом назначено и выплачено Ефремову М. П. единовременное пособие при рождении ребенка в сумме 14 285,50 рублей в отсутствие справки органа социальной защиты населения по месту жительства матери о неполучении указанного пособия.
В связи с этим Фондом сделан вывод о необоснованном назначении и выплате Обществом такого пособия, что послужило основанием непринятия к зачету расходов Общества.
Вместе с тем, в ходе камеральной проверки Обществом представлена справка Центрального отдела социальных выплат и льгот управления социальной защиты населения администрации города Кемерово N 102 от 06.03.2013, согласно которой Ефремовой М. В. не назначалось и не выплачивалось единовременное пособие при рождении ребенка.
Таким образом, назначение и выплата Обществом Ефремову М. П. единовременного пособия при рождении ребенка является обоснованным; расходы Общества на выплату такого пособия подлежат возмещению за счет средств Фонда социального страхования.
Ссылки Учреждения на отсутствие справки о неполучении пособия другим супругом на момент назначения и выплаты Обществом единовременного пособия не опровергают факта наступления страхового случая, с которым связана обязанность по выплате пособия.
С учетом изложенного у Фонда не имелось оснований для отказа в принятии к зачету документально подтвержденных расходов Общества на выплату единовременного пособия при рождении ребенка.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования Общества.
Арбитражный апелляционный суд отмечает, что фактически доводы апелляционной жалобы сводятся к возложению на Общество обязанности выплатить за счет собственных средств застрахованным лицам пособий, которые в силу закона обеспечены государством и подлежат выплате за счет средств Фонда социального страхования.
При вынесении решения судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущено нарушений норм процессуального права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 156, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11.09.2013 по делу N А27-8708/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. Н. Хайкина |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-8708/2013
Истец: ОАО "КемВод"
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N18