Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 1 апреля 2008 г. N КА-А40/1748-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2008 г.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Машиностроительный завод "Молния" (далее - ФГУП "ПО "МЗ "Молния", заявитель), обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным Постановления Межрайонной ИФНС России N 48 по г. Москве (далее - Инспекция, налоговый орган) от 26.03.2007 г. N 2 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов на общую сумму 38 980 785,50 руб.
Решением суда от 05.10.2007 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2007 г., заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст.ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой налоговый орган просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование своих доводов налоговый орган ссылается на то, что судебные акты вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 26.03.2007 г. Инспекцией вынесено Постановление N 2 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика в пределах сумм, указанных в Требованиях об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Указанное Постановление было направлено налоговым органом в Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам ГУ ФССП по г. Москве, которое Постановлением N 10531/194/9АС/2007 от 30.03.2007 г. возбудило исполнительное производство в отношении заявителя.
В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ).
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст.ст. 47, 48 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 46 НК РФ (в редакции, действовавшей в период выставления требований) взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк инкассового поручения.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика - организации причитающейся к уплате суммы налога (п. 3 ст. 46 НК РФ).
Согласно п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика - организации или отсутствии информации о счетах налогоплательщика - организации налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика - организации в соответствии со ст. 47 НК РФ.
Основанием для принудительного взыскания налога за счет имущества налогоплательщика является постановление налогового органа, направляемое судебному приставу-исполнителю в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве" (п. 1 ст. 47 НК РФ).
Суды обеих инстанций, в обоснование своей правовой позиции правомерно сослались на разъяснение ВАС РФ, изложенное в Постановлении Президиума ВАС РФ N 10353/05 от 24.01.2006, в соответствии с которым, ст. 47 НК РФ не устанавливает какого-либо другого срока, отличного от срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ, для принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента.
В ст. 47 НК РФ, так же как и в ст. 46 НК РФ, определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд.
Поэтому 60-дневный срок, предусмотренный в ст. 46 НК РФ, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента, поскольку ст. 47 НК РФ подлежит применению во взаимосвязи с п. 7 ст. 46 НК РФ.
Иное толкование закона привело бы к возможности принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика без ограничения срока.
Постановление N 2 вынесено Инспекцией 26.03.2007 г. В соответствии с текстом постановления оно является основанием для реализации процедуры принудительного взыскания налоговой задолженности по указанным в нем требованиям.
Между тем, как установлено судами обеих инстанций, по указанным в постановлении требованиям, кроме требования N 14/р от 15.01.2007. срок для вынесения постановления о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика истек, и налоговый орган утратил право на бесспорное взыскание налога. При этом в отношении требований N 421/р, 435/р, 479/р, по которым 60-дневный срок истекает после 01.01.2007 г., судами правомерно учтены следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 1 ст. 47 НК РФ (в редакции Федерального закона N 137-ФЗ от 27.07.2006 г.) установлен новый срок для реализации процедуры взыскания налога за счет имущества налогоплательщика - 1 год.
Ранее данный срок составлял 60 дней и был установлен, как указано выше, положениями ст.ст. 46, 47 НК РФ. Изменение редакции ст.ст. 46 и 47 НК РФ осуществлено в соответствии с п.п. 26 и 27 ст. 1 Федерального закона N 137-ФЗ от 27.07.2006 г. Порядок вступления в силу Федерального закона N 137-ФЗ определен ст. 7 данного закона, в соответствии с которой закон вступает в силу с 01.01.2007 г.
При этом согласно п. 6 указанной статьи, в случае если течение предусмотренных законодательством о налогах и сборах сроков не завершилось до 1 января 2007 года, указанные сроки исчисляются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного закона.
На основании изложенного 60-дневный срок вынесения постановления налоговым органом по требованиям N 421/р, 435/р, 479/р в порядке ст. 47 НК РФ также истек, что является препятствием для бесспорного взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Однако в отдельных требованиях не содержится необходимый перечень сведений, предусмотренных п. 4 ст. 69 НК РФ. Судами обеих инстанций обоснованно указано, что из выставленных в адрес заявителя требований не представляется возможным определить точную дату возникновения обязанности по уплате налога (срок уплаты налога), и как следствие - срок существования просрочки в исполнении обязательства по уплате налога (срок для начисления пени).
В связи с указанным, довод налогового органа о соответствии выставленных им требований законодательству о налогах и сборах отклоняется судом, как не соответствующий действительности.
Таким образом, судебные акты являются законными и обоснованными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежат.
Судом кассационной инстанции рассмотрены все доводы кассационной жалобы, однако они не опровергают выводы судов, положенные в основу судебных актов, и не могут служить основанием для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 5 октября 2007 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 декабря 2007 года по делу N А40-18752/07-98-119 оставить без изменения, кассационную жалобу МИ ФНС России N 48 по г. Москве - без удовлетворения.
Взыскать с МИ ФНС России N 48 по г. Москве в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.4 ст.69 НК РФ в требовании об уплате налога обязательно должны быть указаны сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, сроке исполнения требования, в том числе мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, применимые в случае неисполнения требования.
По мнению ИФНС, направленное налогоплательщику требование об уплате налога полностью соответствует положениям п.4 ст.69 НК РФ.
Налогоплательщик считает, что данное требование об уплате налога составлено с нарушениями, т.к. в нём отсутствует точный срок уплаты налога и не установлен конкретный срок для начисления пени.
В соответствии с п.19 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ" отсутствие этих данных не позволяет суду определить сумму недоимки, на которую произведено начисление пеней, проверить действительность данной суммы и обоснованность исчисления пеней.
Суд указал, что во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Однако в требовании не содержится необходимый перечень сведений, предусмотренных п.4 ст.69 НК РФ. В связи с этим из выставленного в адрес налогоплательщика требования не представляется возможным определить точную дату возникновения обязанности по уплате налога (срок уплаты налога), и как следствие - срок существования просрочки в исполнении обязательства по уплате налога (срок для начисления пени).
Таким образом, суд признал требование об уплате налога не соответствующим положениям п.4 ст.69 НК РФ и подлежащим отмене.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 апреля 2008 г. N КА-А40/1748-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании