г. Владивосток |
|
26 ноября 2013 г. |
Дело N А51-18234/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 25 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей В.В. Рубановой, Г.М. Грачёва,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Находкинскому городскому округу Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-7108/2013
на решение от 07.05.2013
судьи О.В. Васенко
по делу N А51-18234/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Находкинскому городскому округу Приморского края (ИНН 2508056455, ОГРН 1022500707162, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.11.2002)
к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Находке (ИНН 2508032415, ОГРН 1022500720076, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.12.2002)
о взыскании 10.365,65 руб. финансовых санкций
при участии: стороны не явились,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Находкинскому городскому округу Приморского края обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Находке о взыскании 10.365,65 руб. финансовых санкций.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 07.05.2013 в удовлетворении заявленных требований учреждению отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, учреждение обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование своих доводов Пенсионный фонд ссылается на то, что корректирующие сведения индивидуального учета за 2 полугодие 2010 года и 3 квартал 2011 года (АВД 6-2 и СЗВ 6-2) были представлены страхователем не самостоятельно, а по результатам выездной проверки (акт N 345 от 04.04.2012), нормы, освобождающей от ответственности за нарушение законодательства о персонифицированном учете, не предусмотрено. В связи с чем Отдел внутренних дел обоснованно привлечен к ответственности по статье 17 Федерального Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за предоставление недостоверных сведений.
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Находке с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2013 производство по делу было приостановлено до рассмотрения Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа дела N А51-19854/2012.
Определением от 01.11.2013 производство по настоящему делу возобновлено и назначено судебное заседание.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, своих представителей не направили, извещены надлежащим образом. Учреждением через канцелярию суда заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Суд, руководствуясь статьями 156, 159, 258 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Из материалов дела коллегией установлено.
На основании решения N 10-02/1035 от 26.01.2012 Управлением Пенсионного фонда проведена выездная проверка Отдела Министерства внутренних дел РФ по г.Находке в лице его структурного подразделения - Медицинского вытрезвителя УВД г.Находка по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2011.
В ходе проверки установлено, что в нарушение подпункта "д" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" Медицинским вытрезвителем не включены в базу при исчислении страховых взносов суммы денежной компенсации, выплаченной за неиспользованный отпуск при увольнении следующим работникам: Дущенко Л.В., Кирпун Л.М., Лобовой С.В., Лосевой Т.Я., Петрич Н.А., Табатчиковой Н.Н., Терещенко С.А., в общем размере 117.660,78 руб.
По результатам проверки составлен акт N 34 от 04.04.2012, Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Находке предложено уплатить страховые взносы, пени и штраф за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы, а также предложено внести исправления в документы бухгалтерского учета и представить корректирующие индивидуальные сведения.
15.05.2012 Пенсионный фонд направил в адрес страхователя уведомление о необходимости представления корректирующих форм индивидуального (персонифицированного) учета, которое получено последним 17.05.2012.
04.06.2012 страхователем представлены индивидуальные сведения, корректирующие спорные периоды.
Установив, что первоначально страхователем представлены неполные (недостоверные) сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2 полугодие 2010 года и за 3 квартал 2011 года, Пенсионный фонд 04.06.2012 составил акт N 105 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях, и направил его страхователю.
04.07.2012 по результатам рассмотрения акта и представленных ОМВД по г. Находке возражений Пенсионным фондом принято решение N 105 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в размере 10% причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, исчисленных на основе данных, представленных учреждением в корректирующих формах, что составило 10.365,64 руб. финансовых санкций.
Требованием N 105 от 27.07.2012 страхователю предложено в срок до 16.08.2012 уплатить сумму начисленных санкций.
Поскольку в добровольном порядке страхователем задолженность по финансовым санкциям не погашена, а согласно части 3 статьи 17 Федерального Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке, учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, а также представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, и для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлена обязанность страхователей представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы), в том числе: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы.
В силу статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судом установлено, что основанием для привлечения ОМВД по г.Находке к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ явилось обнаруженное в ходе проведения в отношении него выездной проверки невключение в базу для исчисления страховых взносов сумм денежной компенсации, выплаченных за неиспользованный отпуск при увольнении поименованным в решении работникам.
Вместе с тем, из анализа положений норм Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что страхователь обязан представить в территориальный фонд сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных. В то же время обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ не предусматривает.
При указанных обстоятельствах коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", у Пенсионного фонда не имелось.
Также коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что представление ОМВД по г. Находке 04.06.2012 корректирующих сведений не образует состав вмененного правонарушения.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации, индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п.
Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 34 и 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
В случае неустранения страхователем в установленный срок имеющихся расхождений в индивидуальных сведениях территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе принять самостоятельное решение о корректировке индивидуальных сведений застрахованных лиц и осуществить данную корректировку.
Следовательно, при представлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган Пенсионного фонда направляет страхователю уведомление об этом с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок, а затем может с соблюдением установленной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Из материалов дела следует, что 15.05.2012 Пенсионный фонд направил в адрес страхователя уведомление о необходимости представления в 2-х недельный срок корректирующих форм индивидуального (персонифицированного) учета, которое получено последним 17.05.2012. Данное требование Пенсионного фонда было выполнено страхователем и 04.06.2012 в территориальный фонд представлены индивидуальные сведения, корректирующие спорные периоды.
Таким образом, страхователь после проведенной в отношении него проверки и получения от Пенсионного фонда уведомления о необходимости исправления отчетности устранил допущенные нарушения и представил корректирующие сведения в отношении своих работников.
В письме Пенсионного Фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" разъяснено, что если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Данное письмо является действующим, не отменено, не изменено и по своей сути является указанием вышестоящего органа нижестоящему контролирующему органу.
При изложенных обстоятельствах коллегия не находит оснований для привлечения страхователя к ответственности в виде штрафа, поскольку в его действиях не усматривается наличие состава правонарушения, предусмотренного статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Данная правовая позиция подтверждена также определением Высшего арбитражного суда РФ от 22.11.2012 N ВАС-15351/12.
Поскольку судом установлено отсутствие оснований для привлечения ответчика к ответственности в виде штрафа, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований Пенсионного Фонда.
Выводы суда сделаны с учетом законодательства об обязательном пенсионном страховании, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Всем доводам Пенсионного фонда, изложенным в апелляционной жалобе, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка. Доводы заявителя не опровергают выводы судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что само по себе не может являться основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.05.2013 по делу N А51-18234/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
В.В. Рубанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-18234/2012
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Находкинскому городскому округу Приморского края
Ответчик: Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Находке