г. Москва |
|
22 ноября 2013 г. |
Дело N А40-45914/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей Банина И.Н., Сазоновой Е.А. |
|
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Закировым Т.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.07.2013 г.
по делу N А40-45914/13,
принятое судьей Иканиным Д.В. (шифр судьи 5-222)
по иску Муниципального унитарного предприятия города Бийска "Трамвайное управление" (ОГРН 1022200571689, 659315, Алтайский край, г. Бийск, ул. Васильева, д. 81)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1)
третье лицо: Администрация города Бийска
о взыскании 9 542 172 руб. 52 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: Брыль И.В. по доверенности от 28.03.2013 г.;
от ответчика: Королева Е.С. по доверенности от 10.01.2013 г.;
от третьего лица: не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
МУП г.Бийска "Трамвайное управление", с учетом уточнения требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации убытков в сумме 9 542 172 руб. 52 коп., понесенных в 2012 году в связи с предоставлением услуг по перевозке пассажиров, имеющих право на меры социальной поддержки.
Решением суда от 29.07.2013 года требования МУП г.Бийска "Трамвайное управление" удовлетворены. При принятии решения суд исходил из обоснованности и документального подтверждения заявленных требований.
Министерство финансов Российской Федерации не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указав на несоответствие выводов, изложенных в решении суда фактическим обстоятельствам дела, ненадлежащую оценку судом представленных по делу доказательств и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела при расчете убытков.
МУП г.Бийска "Трамвайное управление" представило письменные пояснения, в которых считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене в связи с неполным исследованием обстоятельств, имеющих значение для дела (п.1 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В обоснование заявленных требований истец указал, что являясь транспортным предприятием, осуществляющим перевозку населения г.Бийска городским общественным трамвайным транспортом, оказал в период 2012 года льготные услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр льготников, в связи с чем понес убытки в виде не возмещенных расходов в сумме 9 542 172 руб. 52 коп..
Согласно пункту 5 ст.790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом и иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 года отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно ст.ст.ст.3, 44, 63 названного Закона, меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Установив данную меру социальной поддержки (льготу), Российская Федерация в силу пункта 5 ст.790 Гражданского кодекса Российской Федерации приняла на себя и обязанность за счет средств федерального бюджета полностью компенсировать транспортным организациям неполученную от потребителей - федеральных льготников провозную плату.
Согласно пункта 8 Положения о порядке использования на территории Алтайского края единого социального проездного билета, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 08.12.2006 года N 509 "О доступности транспортных услуг на территории Алтайского края для отдельных категорий граждан", возмещение выпадающих доходов от перевозки отдельных категорий граждан по ЕСПБ производится путем предоставления администрациям муниципальных районов и городских округов субвенций на осуществление расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан в пределах средств, выделенных соответственно из федерального и краевого бюджетов.
Приказом по МУП г.Бийска "Трамвайное управление" от 02.03.2011 года N 183 установлена стоимость проездного билета на один месяц в размере 500 руб..
В соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 01.11.2008 года N 467 "О порядке предоставления права льготного проезда отдельным категориям граждан" установлена стоимость льготных проездных билетов в размере 200 руб..
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из неисполнения Министерством финансов Российской Федерации своих обязанностей по возмещению расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта, и наличии оснований для применения статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, для взыскании убытков.
Между тем выводы суда первой инстанции сделаны по неполно выясненным обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам.
Представленный истцом уточненный расчет произведен без учета разницы стоимостей между обычным месячным проездным билетом и льготным, с использованием произвольного метода расчета, без учета методологии Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, и не отражает реальные расходы истца. В нарушение методологии, установленной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, истец не применил долю своей транспортной работы в общем объеме перевозок к количеству федеральных льготников и к разнице стоимостей обычного и льготного билетов, а применил ее только к сумме выручки от продажи ЕСПБ, что существенно повлияло на размер понесенных расходов, и позволило истцу их необоснованно завысить.
При определении размера убытков суд апелляционной инстанции учитывает количество приобретенных льготниками федерального регистра ЕСПБ, разницу между стоимостью обычного (не льготного) месячного проездного билета и стоимостью ЕСПБ, долю истца в общем объеме перевозок пассажиров трамвайным транспортом за вычетом суммы финансирования обеспечения федеральным льготникам равной доступности транспортных услуг, полученной транспортной организацией из бюджета за перевозки федеральных льготников в 2012 году.
Всего истцу за перевозку федеральных льготников в 2012 году, с учетом доли в общем объеме перевозок, выплачено в возмещение льготного (бесплатного) проезда федеральных льготников сумма 6 646 615 руб.50 коп., которая покрыла в полном объеме имущественную потерю истца в сумме 5 697 099 руб. (контррасчет ответчика т.1 л.д.82).
Поскольку Министерство финансов Российской Федерации исполнило свои обязанности по возмещению расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта, то у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.07.2013 г. по делу N А40-45914/13 отменить.
В удовлетворении исковых требований Муниципального унитарного предприятия города Бийска "Трамвайное управление" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в сумме 9 542 172 руб. 52 коп. - отказать.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия города Бийска "Трамвайное управление" (ОГРН 1022200571689) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 2 000 (две тысячи) руб..
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
И.Н.Банин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-45914/2013
Истец: Муницыпальное унитарное предприятие г. Бийска "Трамвайное управление", МУП г. Бийска "Трамвайное управление"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов РФ
Третье лицо: Администрация г. Бийска, МУП г. Бийска "Трамвайное управление"