г. Саратов |
|
26 ноября 2013 г. |
Дело N А12-661/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Управления транспорта и дорожных коммуникаций администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 марта 2013 года по делу N А12-661/2013, принятое в порядке упрощенного производства (судья Пономарев А.В.),
по заявлению Управления транспорта и дорожных коммуникаций администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области (Волгоградская область, г. Волжский, ул. XIX Партсъезда, д. 30, ОГРН 1023402010697, ИНН 3435110082)
к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Волжскому Волгоградской области (Волгоградская область, г. Волжский, ул. Набережная, д. 5),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора: муниципальное бюджетное учреждение "Комбинат благоустройства" городского округа - город Волжский Волгоградской области (Волгоградская область, г. Волжский, ул. Пушкина, д.16, ОГРН 1103435003726, ИНН 3435900323)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Управление транспорта и дорожных коммуникаций администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - Управление транспорта и дорожных коммуникаций, заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Волжскому Волгоградской области (далее - ОГИБДД Управления МВД России по г. Волжскому Волгоградской области, административный орган) 34 АА N 177583 от 25.12.2012 о привлечении Управления транспорта и дорожных коммуникаций к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 18 марта 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление транспорта и дорожных коммуникаций не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и вынести по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, государственным инспектором ДИ ОГИБДД Управления МВД России по г. Волжскому старшим лейтенантом полиции Сериковым П.А. 13.12.2012 в 15 часов 10 минут в ходе проведения контрольной проверки текущего эксплуатационного состояния улично-дорожной сети г. Волжского на участке проспект им. Ленина от ул. Заплавинская до ул. Тверская выявлен факт отсутствия горизонтальной дорожной разметки 1.1. "Сплошная линия", 1.5. "Прерывистая линия", 1.6. "Линия приближения", что является нарушением требования пункта 4.2.1 ГОСТ Р 50597-93, о чем им составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 13.12.2012 (л.д. 20).
14.12.2012 в адрес руководителя Управления транспорта и дорожных коммуникаций поступило извещение о необходимости обеспечения явки представителя 18 декабря 2012 года в 09 часов 30 минут для производства осмотра территории, принадлежащей юридическому лицу, составлении протокола об административном правонарушении, ознакомления с ним и подписания (л.д. 19).
18.12.2012 государственным инспектором дорожного надзора ДИ ОГИБДД УМВД России по г. Волжскому Сериковым П.А. составлен протокол осмотра территории без участия представителя заявителя при наличии надлежащего уведомления, а также протокол 34 АА 177583 об административном правонарушения, которым действия (бездействие) Управления транспорта и дорожных коммуникаций квалифицированы по признакам статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
25.12.2012 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Управления транспорта и дорожных коммуникаций административным органом принято постановление 34 АА 177583 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Управление транспорта и дорожных коммуникаций, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта административного правонарушения и вины Управление транспорта и дорожных коммуникаций в его совершении, об отсутствии процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции верными.
В соответствии со статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения является безопасность дорожного движения, под которой в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ от 10.12.1995) понимается состояние данного процесса, отражающего степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Содержание и ремонт автомобильных дорог должны соответствовать установленным правилам, нормативам и стандартам, обеспечивающим безопасность дорожного движения.
Объективной стороной правонарушения по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является нарушение правил ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии либо непринятие мер к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование ими угрожает безопасности движения.
Субъектом указанного правонарушения являются как должностные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, так и юридические лица независимо от форм собственности, на которых возложены обязанности осуществлять содержание и ремонт данных объектов.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ от 10.12.1995 обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил (пункт 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090).
В соответствии со статьей 15 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" от 08.11.2007 N 257-ФЗ (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ от 08.11.2007) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу статьи 13.1. Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 уполномоченные органы местного самоуправления обеспечивают муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
Согласно Положению об Управлении транспорта и дорожных коммуникаций администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, утвержденному постановлением главы городского округа - город Волжский от 13.01.2012 N 11-ГО, указанный орган местного самоуправления является главным распорядителем бюджетных средств на обеспечение транспортного обслуживания населения, строительства, реконструкции, проведение капитального ремонта и ремонта, содержание автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений городского округа, имущества, составляющего муниципальную казну городского округа - город Волжский Волгоградской области (пункт 3.1.), осуществляет текущий контроль и анализ состояния транспортного обслуживания пассажиров города Волжского (пункт 3.2.), является муниципальным заказчиком на проведение строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта, содержание автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений городского округа, имущества, составляющего муниципальную казну городского округа - город Волжский Волгоградской области (пункт 3.3.), осуществляет текущий контроль за проведением капитального ремонта и ремонта, за содержанием автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений городского округа, имущества, составляющего муниципальную казну городского округа - город Волжский Волгоградской области (пункт 3.4.), разрабатывает и реализует программы по обеспечению безопасности дорожного движения, на объектах имущества, составляющего муниципальную казну городского округа - город Волжский Волгоградской области (пункт 3.7.).
Кроме того, постановлением главы городского округа - г. Волжский Волгоградской области от 14.03.2012 N 316-ГО "О внесении изменений в постановление главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 13.01.2012 N 11-ГО" Положение дополнено пунктом 3.23., согласно которому Управление осуществляет функции по содержанию, ремонту и сохранности автомобильных дорог, мостов и иных транспортных инженерных сооружений.
Пунктом 3.3. постановления администрации городского округа - город Волжский от 16.02.2012 N 976 "Об организации учета, строительства, содержания и обеспечения сохранности автомобильных дорог, мостов и иных транспортных инженерных сооружений, а также внутриквартальных дорог и объектов внешнего благоустройства, составляющих муниципальную казну городского округа - город Волжский Волгоградской области" (далее - постановление администрации городского округа - город Волжский N 976 от 16.02.2012) на Управление транспорта и дорожных коммуникаций возложены функции по текущему контролю за проведением капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог, мостов и иных транспортных инженерных сооружений, а также за их содержанием.
На основании пункта 3.6. постановления администрации городского округа - город Волжский N 976 от 16.02.2012 Управление транспорта и дорожных коммуникаций обязано осуществлять муниципальный контроль за использованием, состоянием и сохранностью автомобильных дорог, мостов и иных транспортных инженерных сооружений, их соответствием установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, а также представление в уполномоченные органы информации о результатах своей деятельности.
Ответственность за сохранность, содержание и ремонт автомобильных дорог, мостов и иных транспортных инженерных сооружений несет Управление транспорта и дорожных коммуникаций (пункт 10 постановления администрации городского округа - город Волжский N 976 от 16.02.2012).
Принадлежность участка дороги, на котором выявлено правонарушение, Управлением не оспаривается.
Таким образом, апелляционная коллегия считает верным вывод суда первой инстанции о том, что Управление транспорта и дорожных коммуникаций является лицом, ответственным за состояние участка дороги, на котором выявлено правонарушение, и дорожных сооружений на данном участке, то есть субъектом выявленного правонарушения.
Основанием для привлечения Управления транспорта и дорожных коммуникаций администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области к административной ответственности явилось несоблюдение положений пункта 4.2.1 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93).
Согласно пункту 1 ГОСТ Р 50597-93 его требования являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды и должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 4.2.1 ГОСТ Р 50597-93 разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 (взамен введен ГОСТ Р 52289-2004) и утвержденными схемами.
Согласно проекту организации дорожного движения г. Волжского с утвержденной дислокацией дорожных знаков, светофорных объектов и схем нанесения дорожной разметки предусмотрено нанесение горизонтальной дорожной разметки 1.5., 1.6. на участке - проспект им. Ленина от ул. Заплавинская до ул. Тверская городского округа г. Волжский (л.д. 21-26).
Однако горизонтальная дорожная разметка на указанном участке отсутствует, что объективно подтверждаются собранными по делу доказательствами: актом выявленных недостатков в содержании дорог от 13.12.2012, протоколом осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 18.12.2012, фототаблицей, протоколом об административном правонарушении 34 АА 177583 от 18.12.2012.
При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о доказанности административным органом события вменяемого административного правонарушения является верным.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что Управлением транспорта и дорожных коммуникаций предпринимались своевременные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений, заявителем не представлено.
Следовательно, вина Управления транспорта и дорожных коммуникаций в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом установлена и доказана.
Порядок привлечения заявителя к административной ответственности проверен, нарушений не установлено.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1., 4.2. и 4.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания, и в качестве меры избран размер штрафа в пределах санкции, предусмотренной статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Мера наказания соразмерна совершенному деянию.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответственность за состояние дорог поименованных в оспариваемом постановлении несет подрядная организация - муниципальное бюджетное учреждение "Комбинат благоустройства" городского округа - город Волжский Волгоградской области, заключившая муниципальный контракт, отклоняется судом апелляционной инстанцией, поскольку заключение соглашения с муниципальным бюджетным учреждением "Комбинат благоустройства" на получение субсидий из городского бюджета на 2012 год по установке и замене дорожных знаков не освобождает Управление транспорта и дорожных коммуникаций от ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения.
Ненадлежащая работа Управления транспорта и дорожных коммуникаций по организации деятельности в сфере текущего содержания автомобильных дорог, отсутствие систематического контроля за ремонтом и содержанием дорог города Волжского, непринятие мер к своевременному устранению недостатков, необеспечение постоянного контроля за деятельностью МБУ "Комбинат благоустройства", свидетельствуют о виновности заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 марта 2013 года по делу N А12-661/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.В. Смирников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-661/2013
Истец: Управление транспорта и дорожных коммуникаций администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области
Ответчик: УВД г. Волжского Волгоградской области, Управление Министерства внутренних дел РФ по городу Волжскому Волгоградской области
Третье лицо: Муниципальное бюджетное учреждение "Комбинат благоустройства" городского округа - город Волжский Волгоградской области, МБУ "Комбинат благоустройства"