г. Владимир |
|
25 ноября 2013 г. |
Дело N А43-10061/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.11.2013.
В полном объеме постановление изготовлено 25.11.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Москвичевой Т.В., Гущиной А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зузлевым П.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.08.2013 по делу N А43-10061/2013, принятое судьей Сандовой Е.М. по заявлению муниципального предприятия города Нижнего Новгорода "Жилищно-ремонтное предприятие поселка Зеленый город" (ОГРН 1025203031831; ИНН 5260062103, Нижегородская область, п.Зеленый город) о признании незаконным и отмене постановления заместителя главного государственного инспектора по г.Н.Новгороду по пожарному надзору от 07.05.2012 N 2723, о привлечении к административной ответственности.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, представителей для участия в судебном заседании не направили.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с распоряжением заместителя главного государственного инспектора г. Нижнего Новгорода по пожарному надзору N 159 от 18.03.2013 в период с 22.03.2013 по 11.04.2013 в отношении муниципального предприятия города Нижнего Новгорода "Жилищно-ремонтное предприятие поселка Зеленый город" (далее - Предприятие) была проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила), НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" N645, СНиП 21-01-97*.
По результатам проверки 05.04.2013 оформлен акт N 159 и 12.04.2013 составлен протокол по признакам административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Постановлением от 07.05.2013 N 272 Предприятие привлечено к административной ответственности на основании указанной нормы с назначением штрафа в сумме 150 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 15.08.2013 суд удовлетворил заявленные требования, признав совершенное Предприятием правонарушение малозначительным.
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (далее - Управление, административный орган, заявитель) обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Управления, у суда отсутствовали основания для применения статьи 2.9 Кодекса, поскольку совершенное Предприятием административное правонарушение несет в себе существенную угрозу охраняемым общественным отношениями, жизни и здоровью людей.
Устранение допущенных нарушений, по мнению Управления, не может являться основанием для освобождения Предприятия от административной ответственности.
В судебное заседание представитель административного органа не явился.
Предприятие отзыв на апелляционную жалобу не представило, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса).
Наличие в действиях Предприятия признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса подтверждено имеющимися в деле доказательствами и по существу им не оспаривается.
Вместе с тем суд первой инстанции пришел к выводу о возможности квалификации совершенного административного правонарушения как малозначительного.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Указанная норма может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренного Кодексом, если судья, орган, рассматривающий дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Следовательно, применение статьи 2.9 Кодекса при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда, либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, представленные в материалы дела, суд первой инстанции не установил с учетом характера совершенных нарушений существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, жизни и здоровью людей.
С учетом принятия своевременных мер по устранению выявленных нарушений и признания вины в допущенных нарушениях требований законодательства в области пожарной безопасности, суд также не установил обстоятельств, свидетельствующих о пренебрежительном отношении Предприятия к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о возможности применения в данном случае статьи 2.9 Кодекса.
Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса, принимает решение о признании этого постановления незаконным и о его отмене.
Поскольку в данном случае установлена малозначительность правонарушения, суд первой инстанции правомерно признал незаконным оспариваемое постановление и отменил его.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают законности и обоснованности судебного акта, принятого судом первой инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.08.2013 по делу N А43-10061/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-10061/2013
Истец: МП "Жилищно-ремонтное предприятие п. Зеленый Город", Муниципальное предприятие г. Н. Новгорода Жилищно-ремонтное предприятие п. Зеленый Город г. Н. Новгород
Ответчик: Главное управление МЧС России по Нижегородской области, Государственная инспекция ОНД по городу Нижнему Новгороду по пожарному надзору
Третье лицо: Главное управление МЧС России по Нижегородской области, ГУ МЧС России НО Отдел надзорной деятельности по НО, Отдел надзорной деятельности по по г. Нижнему Новгороду Главного управления МЧС России по Нижегородской области