г. Челябинск |
|
25 ноября 2013 г. |
Дело N А07- 9501/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2013 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 25 ноября 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Ивановой Н.А., Толкунова В.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Тихоновой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Финансового управления Администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.08.2013 по делу N А07-9501/2013 (судья Азаматов А.Д.).
В судебном заседании приняли участие представители Финансового управления Администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан (подателя апелляционной жалобы): Мухаметдинов Риф Юнусович (распоряжение N 225 от 28.12.2011, паспорт), Мельникова Ольга Александровна (доверенность 01.09.2013, паспорт).
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет - сайте.
Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Столица" (далее по тексту - ООО "СК "Столица", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Финансовому управлению Администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия Финансового управления Администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан (далее по тексту - Финансовое управление, заинтересованное лицо) по исполнению исполнительного листа серии АС N 003309597, выданного Арбитражным судом Республики Башкортостан 24.08.2012 на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.05.2012 по делу N А07-7667/2011, выразившегося в неприостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения основная общеобразовательная школа д. Яхъя муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан, за исключением операций по исполнению исполнительных документов (л.д. 3,4).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции были привлечены: муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа д. Яхъя муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан (далее - должник, школа, образовательное учреждение), Администрация муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан, открытое акционерное общество "Башкиравтодор" (далее по тексту - ОАО "Башкиравтодор").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.08.2013 (резолютивная часть от 20.08.2013) заявленные требования удовлетворены: признано незаконным бездействие Финансового управления Администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан по исполнению исполнительного листа серии АС N 003309597, выданного Арбитражным судом Республики Башкортостан 24.08.2012 на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.05.2012 по делу N А07-7667/2011, выразившееся в неприостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения основная общеобразовательная школа д. Яхъя муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан, за исключением операций по исполнению исполнительных документов (л.д. 82-85).
Не согласившись с принятым решением, Финансовое управление Администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обжаловало его в апелляционном порядке, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неверное применение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на несоответствие вывода суда первой инстанции о неисполнении Финансовым управлением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и непринятии им предусмотренных законом мер по приостановлению операций по расходованию средств на лицевых счетах школы, за исключением операций по исполнению исполнительных документов, обстоятельствам дела.
Согласно позиции апеллянта, при рассмотрении спора судом первой инстанции не учтено, что исполнительный лист поступил в Финансовое управление 20.02.2013, после чего 21.02.2013 в адрес школы было направлено уведомление о поступлении исполнительного документа.
В соответствии с требованиями действующего законодательства образовательное учреждение самостоятельно определило 21 лицевой счёт (отдельный лицевой счёт учреждения) для исполнения требований данного исполнительного листа. Платёжным поручением N 4595 от 11.04.2013 на расчётный счёт взыскателя были перечислены денежные средства в сумме 23 509 руб. 00 коп., после чего денежные средства на данный лицевой счёт должника не поступали, вследствие чего не могли быть перечислены взыскателю.
Согласно позиции подателя апелляционной жалобы, данные обстоятельства исключают возможность применения к должнику временных ограничительных мер и приостановления операций по расходованию средств на его лицевых счетах, поскольку Финансовое управление со своей стороны принимало предусмотренные законом меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа.
Кроме того, податель апелляционной жалобы утверждает, что судом первой инстанции необоснованно применены положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, в то время как применению к рассматриваемым правоотношениям подлежит пункт 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
В судебном заседании коллегией судей апелляционного суда приняты и приобщены к материалам дела представленные подателем апелляционной жалобы дополнительные документы, поскольку при проверке уважительности причин их непредставления в суд первой инстанции, на основании командировочных удостоверений представителей заинтересованного лица, содержащих штамп Арбитражного суда Республики Башкортостан об их прибытии в суд 20.08.2013, судом апелляционной инстанции установлено, что 20.08.2013 (в день объявления резолютивной части решения) представители Финансового управления прибыли в здание Арбитражного суда Республики Башкортостан, но принять участие в судебном заседании не смогли вследствие ненадлежащего исполнения судом обязанности по проверке их явки (в протоколе судебного заседания от 20.08.2013 и решении факт явки не отражён).
В результате заинтересованное лицо оказалось лишено возможности представить доказательства в суде первой инстанции, что признаётся судом апелляционной инстанции уважительной причиной непредставления данных документов до вынесения решения. С учётом изложенного, дополнительные доказательства приняты судом апелляционной инстанции, апелляционная жалоба рассмотрена с учётом содержащихся в них сведений.
В судебном заседании представители апеллянта поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней.
В соответствии со статьями 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о месте и времени её рассмотрения.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.05.2012 по делу N А 07-7667/2011 судом 24.08.2012 был выдан исполнительный лист серии АС N 003309597 на взыскание с муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения основная общеобразовательная школа д. Яхъя муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Столица" неосновательного обогащения в сумме 3 810 859 руб.16 коп. (л.д.20-27).
Поскольку должник по данному исполнительному листу имеет статус муниципального бюджетного учреждения, 20.02.2013 данный исполнительный лист был предъявлен взыскателем в Финансовое управление (сопроводительное письмо вход. N 75 от 20.02.2013-л.д. 8,9).
Уведомлением о поступлении исполнительного документа N 1 от 21.02.2013 Финансовое управление известило должника о поступлении данного исполнительного листа на исполнение (л.д. 112).
Письмом N 93 от 28.02.2013 школа известила Финансовое управление об источниках образования задолженности и определила 21 лицевой счёт для списания средств в целях исполнения требований, содержащихся в данном исполнительном документе (л.д. 113).
Платёжным поручением N 4595 от 11.04.2013 на расчётный счёт взыскателя были перечислены денежные средства в сумме 23 509 руб. 00 коп. в размере остатка денежных средств на 21 лицевом счёте должника (л.д. 114).
Письмом N 73 от 02.04.2013 Финансовое управление уведомило должника о необходимости представления в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа N 1 от 21.02.2013 платёжного документа на перечисление денежных средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтённых на лицевом счёте должника, и предупредило школу о том, что в случае неисполнения данной обязанности операции по расходованию средств на всех лицевых счетах школы будут приостановлены до момента устранения данного нарушения на основании пункта 7 части 2 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (л.д. 116).
В ответ на данное письмо школа письмом N 471-б от 11.04.2013 известила Финансовое управление о том, что во исполнение судебного акта ею были перечислены денежные средства в размере общего остатка средств на лицевом счёте 21. По мере поступления денежных средств они будут перечислены вновь (л.д. 115).
Поскольку на 21 лицевой счёт школы денежные средства более не поступали, фактическое исполнение исполнительного листа не производилось.
При этом операции по расходованию средств на иных лицевых счетах школы, за исключением операций по исполнению исполнительных документов, Финансовым управлением приостановлены не были.
Полагая, что бездействие Финансового управления по неисполнению исполнительного листа серии АС N 003309597, выданного Арбитражным судом Республики Башкортостан 24.08.2012 на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.05.2012 по делу N А07-7667/2011, выразившееся в неприостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, за исключением операций по исполнению исполнительных документов, противоречит положениям статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ООО "СК "Столица" оспорило данное бездействие в судебном порядке.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил арбитражный суд обязать Финансовое управление произвести исполнение исполнительного листа серии АС N 003309597, выданного Арбитражным судом Республики Башкортостан 24.08.2012 на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.05.2012 по делу N А07-7667/2011, и приостановить операции по расходованию денежных средств на лицевых счетах школы, за исключением операций по исполнению исполнительных документов.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о несоответствии бездействия Финансового управления положениям статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации и нарушении прав и законных интересов взыскателя на надлежащее исполнение судебного акта.
Выводы суда являются верными, соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется, исходя из следующего.
Статьёй 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах" императивно установлено, что вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Эти требования корреспондируют статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека.
В силу части 2 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принудительное исполнение вступивших в законную силу судебных актов производится, если названным Кодексом не предусмотрено иное, на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа.
Исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Пунктами 1, 2 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казённого учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счёта муниципального казённого учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учёта операций по исполнению расходов местного бюджета. Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приёма к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Статья 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает не только определённые действия должника по исполнению исполнительного документа, но и конкретные действия органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов должника, направленные на обеспечение надлежащего и своевременного исполнения судебных актов за счёт средств муниципальных бюджетных учреждений.
В соответствии с пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при неисполнении должником в течение трёх месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
Аналогичные нормы содержатся в пункте 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", на положения которого ссылается апеллянт в обоснование своей позиции по делу.
Согласно указанной норме права, при неисполнении судебного акта в отведённый срок финансовый орган обязан принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта, и независимо от объёма доведённых до должника лимитов бюджетных обязательств и объёмов финансирования, исходя из круга оснований, перечисленных в пункте 7 части 20 статьи 30 данного Федерального закона.
Из содержания части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" следует, что она не содержит каких-либо условий для её применения.
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счёта муниципального бюджетного учреждения, обязан осуществить все действия, предусмотренные указанной статьёй, в сроки, предусмотренные этой статьёй.
При этом, фактическое неисполнение должником судебного акта в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления до момента устранения нарушений осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений.
Приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определённом указанными нормами права, применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя.
Бюджетный кодекс Российской Федерации возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.
Приостановление операций по расходованию средств в отношении должника не направлено на привлечение последнего к ответственности за виновное нарушение бюджетного законодательства, а является временной ограничительной мерой, применяемой к должнику, не исполнившему в установленный законом срок требования исполнительного документа.
Следовательно, при неисполнении решения суда в установленный срок финансовый орган в установленных пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" случаях обязан принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия.
Таким образом, факт неисполнения должником судебного акта в течение трёх месяцев со дня поступления исполнительного документа в Финансовое управление является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.
Приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" является прямо предусмотренной законом обязанностью органов, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, и вводится ими независимо от объёма доведённых до должника лимитов бюджетных обязательств и объёмов финансирования, исходя из круга оснований, перечисленных в указанных нормах права, и при отсутствии обстоятельств, исключающих применение данной ограничительной меры, исчерпывающий перечень которых содержится в абзаце втором пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 октября 2010 года N 10247/10.
В рассматриваемой ситуации должник в установленный законом трёхмесячный срок не исполнил исполнительный документ. Следовательно, Финансовое управление обязано было применить к нему временную ограничительную меру в виде приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах, поскольку документального подтверждения наличия документов об отсрочке, рассрочке или об отложении исполнения судебного акта, на основании которых выдан исполнительный лист, не представлено, а частичное исполнение исполнительного документа (перечисление 23 509 руб. 00 коп. из 3 810 859 руб. 16 коп. задолженности) не может быть признано достаточным и не исключает применения к должнику указанной ограничительной меры.
С учётом изложенного, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что оспариваемое бездействие Финансового управления не соответствует закону и нарушает права и законные интересы взыскателя (заявителя по делу), в связи с чем удовлетворил его требования и признал данное бездействие незаконным.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому основания для её удовлетворения, отмены либо изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учётом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Вопрос о распределении государственной пошлины по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку податель апелляционной жалобы от её уплаты освобождён.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.08.2013 по делу N А07- 9501/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Финансового управления Администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Малышева |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-9501/2013
Истец: ООО "Строительная компания "Столица"
Ответчик: Финансовое управление Администрации МР Салаватский район РБ, Финансовое управление Администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан
Третье лицо: Администрация МР Салаватского района, Администрация муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан, МОБУ ООШ д. Яхья МР Салаватский район РБ, муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа д. Яхъя муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан, ОАО "Башкиравтодор"
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6708/14
03.03.2014 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-663/14
28.02.2014 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-663/14
25.11.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10785/13
23.08.2013 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-9501/13