г. Москва |
|
15 ноября 2013 г. |
Дело N А40-42663/13-120-261 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Лаврецкой
судей Н.И. Левченко, В.Р. Валиева
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.М. Хундиашвили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства образования и науки Российской Федерации
АНО Центр развития социальных проектов
на решение Арбитражного суда г. Москвы от "21" августа 2013 г.
по делу N А40-42663/2013, принятое судьёй И.А. Блинниковой
по иску Федеральной антимонопольной службы России
(123995, Москва, ул.. Садовая-Кудринская, 11)
к Министерству образования и науки Российской Федерации
(ОГРН 1047796287440; 125993, Москва, ул. Тверская, 11),
АНО Центр развития социальных проектов
(ОГРН 1087799011299; 105082, Москва, ул. Большая Почтовая, 36, стр. 10)
третье лицо: ООО "Профессиональный проект"
о признании недействительным открытого конкурса на право заключения контракта
при участии в судебном заседании:
от истца: Жукова Е.С. по доверенности N ИА/26404/13 от 09.07.20013
от ответчика: Министерства образования и науки Российской Федерации Федорова О.В. по доверенности N ДЛ-155/17 от 14.06.2013; АНО Центр развития социальных проектов Назарова С.И. по доверенности N АРБ-3 от 04.09.2013
от третьего лица: Васин А.А. по доверенности N 9 от 10.04.2012
УСТАНОВИЛ:
Федеральная антимонопольная служба России обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Министерству образования и науки Российской Федерации и АНО Центр развития социальных проектов о признании недействительными:
- протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 31.05.2012 N 2/2012-02.02-06-022-Ф-18.051;
- открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ (оказание услуг) по проекту "Создание и поддержка информационно-коммуникационных ресурсов по профилактике асоциального и зависимого поведения подростков" (номер извещения 0173100003712000224);
- государственного контракта от 14.11.2012 N 07.022.11.0012, заключенного по итогам проведенного конкурса, а также о применении последствий недействительности сделки, предусмотренных статьей 167 ГК РФ.
ООО "Профессиональный проект" было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 августа 2013 г. по делу N А40-42663/2013исковые требования были удовлетворены в полном объеме.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены в порядке статей 266,268 АПК РФ в связи с апелляционными жалобами ответчиков.
Заявители жалоб настаивали на отмене решения и отказе в удовлетворении иска или оставлении иска без рассмотрения.
В обоснование апелляционных жалоб ответчики указали на нарушение норм процессуального права - рассмотрение дела в отсутствие АНО Центр развития социальных проектов, не извещенного о судебном заседании; указали на отсутствие у лица, подписавшего исковое заявление соответствующих полномочий, обратив внимание на то обстоятельство, что не рассматривался вопрос о полномочиях лица, выдавшего доверенность на подписание иска; обращено внимание на отсутствие аудиозаписи судебного заседания; на истечение трехмесячного срока на оспаривание действий и решения Министерства; невозможности реализации решения о применении последствий недействительности контракта; освобождении Министерства от уплаты госпошлины.
В заседании апелляционной инстанции заявители апелляционных жалоб настаивали на своих жалобах.
Представитель истца выразил согласие с решением суда, в удовлетворении жалобы просил отказать.
Проверив доводы жалобы и материалы дела в соответствии с главой 34 АПК РФ, выслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения жалоб на основании следующего.
На официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru Министерством образования и науки Российской Федерации, выступающим в качестве заказчика, было размещено извещение от 24.04.2012 N 0173100003712000224 о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ (оказание услуг) по проекту "Создание и поддержка информационно-коммуникационных ресурсов по профилактике асоциального и зависимого поведения подростков".
Из протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 28.05.2012 N 1/2012-02.02-06-022-Ф-18.051 следует, что на участие в конкурсе подано три заявки от участников размещения заказа.
Протоколом рассмотрения заявок от 31.05.2012 N 2/2012-02.02-06-022-Ф-18.051 к участию в конкурсе было допущено два участника размещения заказа - ООО "МИР ПРОСВЕЩЕНИЯ" и Автономная некоммерческая организация Центр развития социальных проектов.
Победителем конкурса признана Автономная некоммерческая организация Центр развития социальных проектов (протокол оценки и сопоставления заявок от 04.06.2012 N 3/2012-02.02-06-022-Ф-18.051), с которой был заключен государственный контракт от 14.11.2012 N 07.022.11.0012 на сумму 8 811 750 рублей.
ФАС России, утверждая, что при проведении конкурса были нарушены нормы Закона о размещении заказов, что является основанием для признания судом недействительным размещения заказа по иску уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, обратилось с рассматриваемым иском.
В обоснование требования сообщено, что 13.06.2012 комиссия ФАС России рассмотрела жалобу ООО "Профессиональный проект" на действия конкурсной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации, содержащую информацию о наличии признаков нарушения заказчиком конкурса законодательства Российской Федерации о размещении заказов. По результатам рассмотрения жалобы было принято решение о признании жалобы ООО "Профессиональный проект" обоснованной, усмотрев в действиях заказчика нарушения части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов, в действиях конкурсной комиссии заказчика - нарушения части 2 статьи 12 Закона о размещении заказов. Комиссией ФАС России по контролю в сфере размещения заказов отказ в допуске к участию в конкурсе ООО "Профессиональный проект" признан неправомерным, и вынесено решение N К-1092/12 о признании жалобы обоснованной. Выдано предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе и рассмотрения заявок, поданных на участие в конкурсе, c учетом решения комиссии ФАС России по делу от 13.06.2012 N К-1092/12.
21.11.2012 на основании обращения ООО "Профессиональный проект", приказа ФАС России от 23.07.2009 N 472 инспекцией ФАС России было рассмотрено дело N П-597/12 о нарушении законодательства о размещении заказов, где было установлено, что заказчик в нарушение части 6 статьи 60 Закона о размещении заказов 14.11.2012 заключил государственный контракт N 07.022.11.0012 с Автономной некоммерческой организацией Центр развития социальных проектов.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.10.2012 по делу N А40-93513/12-93-922, оставленным в силе постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013, заявление заказчика о признании недействительным решения и предписания от 13.06.2012 по делу N К-1092/12 было оставлено без удовлетворения.
Рассматривая спор, суд указал, что дело рассматривается в исковом порядке и руководствовался ст.449 ГК РФ, согласно которой торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Согласно ст. 10 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд" нарушение предусмотренных настоящим Федеральным законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Предъявление иска ФАС России суд признал не противоречащим пункту 5.3.1.12 положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, согласно которому ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
На основании изложенных обстоятельств суд пришел к выводу, что у заказчика отсутствовали все правовые основания для заключения контракта от 14.11.2012 N 07.022.11.0012 с Автономной некоммерческой организацией Центр развития социальных проектов, и признал размещение заказа и контракт от 14.11.2012 N 07.022.11.0012, заключенный по итогам проведенного конкурса, недействительными.
Руководствуясь статьей 167 ГК РФ, согласно которой недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения и каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах, суд пришел к выводу об удовлетворении требования о применении последствий недействительности сделки.
Судебная коллегия считает решение в части признания конкурса и контракта недействительными соответствующим обстоятельствам дела и ст. 10 ФЗ "О размещении заказов..", признавая обоснованным довод о невозможности исполнения решения в части применения последствий недействительности сделки, поскольку оказанные по контракту услуги потреблены, стоимость оказанных услуг не определена, в связи с чем возврат денежных средств невозможен. Доказательств обратного истцом не представлено.
Довод апелляционной жалобы о нарушении норм процессуального права, выразившемся в рассмотрении дела в отсутствие АНО Центр развития социальных проектов, не извещенного о судебном заседании, рассмотрен судебной коллегией и признается противоречащим л.д. 110,111 т.3, свидетельствующего о вручении корреспонденции суда ответчику.
Довод об отсутствии у лица, подписавшего исковое заявление соответствующих полномочий, не признается основанием для оставления иска без рассмотрения, поскольку определения суда направлялись в адрес истца, возражений со стороны которого по наличию полномочий у лица, подписавшего иск, не было. Кроме того в заседание апелляционного суда представлена доверенность, оформленная истцом, свидетельствующая о наличии у представителей соответствующих полномочий. В совокупности указанные обстоятельства подтверждают одобрение истцом предъявленного иска. Довод отклоняется.
Довод об отсутствии аудиозаписи судебного заседания отклоняется как противоречащий л.д.119,т.3, обозреваемого в судебном заседании.
Утверждение об истечении трехмесячного срока на оспаривание действий и решения Министерства отклоняется как противоречащее обстоятельствам дела. Суд первой инстанции правомерно указал, что исходя из предмета заявленных требований спор рассматривается в исковом порядке, поэтому пресекательный трехмесячный срок не распространяется на рассматриваемые требования.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств, апелляционным судом признается необходимым отменить решение в части.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21 августа 2013 года по делу N А40-42663/2013 отменить в части применения последствий недействительности сделки и взыскании с Министерства образования и науки Российской Федерации госпошлины в доход федерального бюджета.
В применении последствий недействительности сделки отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.В. Лаврецкая |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-42663/2013
Истец: ФАС России, Федеральная антимонопольная служба
Ответчик: АНО Центр развития социальных проектов, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство Образования и Науки РФ
Третье лицо: ООО "Профессиональный проект", ООО Профессональный проект
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-1107/14
15.11.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-35543/13
21.08.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-42663/13
21.08.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23051/13