город Ростов-на-Дону |
|
26 ноября 2013 г. |
дело N А53-12161/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 09.01.2013 N Д-10 Велентий Иван Михайлович;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью " Комбайновый завод "Ростсельмаш" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.08.2013 по делу N А53-12161/2013, принятое судьёй Илюшиным Р.Р., по заявлению общества с ограниченной ответственностью " Комбайновый завод "Ростсельмаш" к заинтересованному лицу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N3 по Ростовской области при участии третьего лица: ликвидатор Осадчих Александра Сергеевна, о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Комбайновый завод" "Ростсельмаш" (далее - заявитель, завод) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС N 3 по Ростовской области о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ за государственным регистрационным номером 21361730064 о прекращении деятельности юридического лица ООО "Русагросервис" в связи с его ликвидацией, внесенную 02.04.2013 г. МИФНС N 3 по Ростовской области, обязав МИФНС N 3 по Ростовской области аннулировать запись от 02.04.2013 г. о прекращении деятельности ООО "Русагросервис" (уточненные в порядке статьи 49 АПК РФ требования).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.08.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что ООО "Русагросервис" представило на регистрацию все документы, перечисленные в статье 21 Закона N 129-ФЗ. При этом суд исходил из того, что на момент внесения инспекцией 02.04.2013 оспариваемой записи вступившими в законную силу судебными актами задолженность общества перед заводом подтверждена не была, а завод к ликвидационной комиссии за включением его требований в реестр не обращался.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и удовлетворить заявленные требования, сославшись на то, что задолженность ООО "Русагросервис" полностью подтверждается представленными в материалы дела первичными документами; в нарушение статьи 63 ГК РФ ликвидатором не приняты меры к извещению кредиторов о ликвидации юридического лица; ликвидатор при оценке первичных документов и составлении ликвидационного баланса не могла не знать о существовании задолженности ООО "Русагросервис" перед ООО "КЗ "Ростсельмаш". Заявитель жалобы указывает, что представление ликвидатором ликвидационного баланса юридического лица, не отражающего достоверные сведения об имущественном положении ликвидируемого юридического лица, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговая инспекция не согласилась с доводами апелляционной жалобы, указав на соответствие всех представленных документов требованиям действующего законодательства, обязанность по проверке достоверности которых законом на неё не возлагается.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители заинтересованного и третьего лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Согласно части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в их отсутствие.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 19.11.2013. По окончании перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о несоответствии выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и действующим правовым нормам по следующим основаниям.
Порядок ликвидации юридических лиц закреплен статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного органа юридического лица.
В силу пунктов 1, 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами.
Согласно статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Пунктом 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Как установлено судом апелляционной инстанции, на момент подачи заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией ликвидатору ООО "Русагросервис" и его участнику было (должно быть) известно о неисполненных договорных обязательствах перед ООО "КЗ "Ростсельмаш".
Факт наличия указанных обязательств подтверждается в полном объеме представленными в материалы дела первичными документами, в том числе договором хранения от 22.06.2009 г. N 40010093, протоколом согласования стоимости хранения продукции, актами об обнаружении несоответствия качества и комплектности продукции, рекламационными актами, товарными накладными. Характер взаимоотношений между ООО "Русагросервис" и ООО "КЗ "Ростсельмаш" носил длительный характер, что также подтверждается осведомленность участника общества и назначенного им ликвидатора о существующих невыполненных перед ООО "КЗ "Ростсельмаш" обязательствах.
Однако в нарушение требований статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидатор письменно не уведомил ООО "КЗ "Ростсельмаш" о ликвидации общества; расчет с кредитором не произвел.
На государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица ликвидатором общества был представлен ликвидационный баланс (том 1, л.д. 142), не содержащий сведений о наличии кредиторской задолженности перед обществом.
Нормы действующего законодательства не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и отсутствия у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию требованиям, установленным нормативными актами.
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены; ликвидационный баланс.
Вместе с тем сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Информация, содержащаяся в государственной информационной системе, должна отвечать требованиям достоверности и актуальности (статья 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
В связи с этим представление ликвидационного баланса, не отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
При таких обстоятельствах, установив, что при ликвидации общества "Русагросервис" предусмотренный статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок ликвидации юридического лица нарушен и для государственной регистрации прекращения деятельности этого лица в связи с ликвидацией необходимые документы в регистрирующий орган не представлены, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о нарушении прав и законных интересов заявителя как кредитора.
Таким образом, суд апелляционной инстанции признает требования общества с ограниченной ответственностью "Комбайновый завод "Ростсельмаш" правомерными и обоснованными, поскольку по смыслу вышеизложенного запись в Едином государственном реестре юридических лиц за государственным регистрационным номером 21361730064 о прекращении деятельности юридического лица ООО "Русагросервис" в связи с его ликвидацией внесена в ЕГРЮЛ с нарушением закона, вследствие чего нарушены его имущественные права и законные интересы как кредитора ликвидированного юридического лица.
Судебные расходы по оплате госпошлины за подачу заявления в суд первой инстанции в размере 2000 рублей (платежное поручение от 27.06.2013 N 2748), а также по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2000 рублей (платежное поручение от 19.09.2013 N 9170) в порядке статьи 110 АПК РФ подлежат взысканию в пользу общества с ограниченной ответственностью "Комбайновый завод "Ростсельмаш" с ответчика, не в пользу которого принят судебный акт - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ростовской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.08.2013 по делу N А53-12161/2013 отменить.
Признать недействительной запись в Едином государственном реестре юридических лиц за государственным регистрационным номером 21361730064 о прекращении деятельности юридического лица ООО "Русагросервис" в связи с его ликвидацией, внесенную 02.04.2013 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Ростовской области.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Ростовской области аннулировать запись от 02.04.2013 о прекращении деятельности ООО "Русагросервис".
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ростовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Комбайновый завод "Ростсельмаш" (ОГРН 1036166011672, ИНН 6166048181) 4000 (четыре тысячи) рублей в счёт возмещения судебных расходов по оплате госпошлины по заявлению и апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-12161/2013
Истец: ООО " Комбайновый завод "Ростсельмаш"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Ростовской области, Осадчук Алексендра Сергеевна
Третье лицо: Ликвидатор Осадчих Александра Сергеевна, Осадчих Александра Сергеевна