г. Москва |
|
25 ноября 2013 г. |
Дело N А40-86720/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Каменецкого Д.В.,
при ведении протокола |
помощником судьи Коротковым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ИФНС России N 34 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.09.2013, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А40-86720/2013 судьи Семушкиной В.Н. (152-872)
по заявлению ИП Ляхова Л.К. (ОГРНИП 308770000071750)
к ИФНС России N 34 по г. Москве
о признании незаконным постановления
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен, |
от ответчика: |
Елисеев А.В. по дов. от 09.01.2013, |
УСТАНОВИЛ:
ИП Ляхова Л.К. (заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России N 34 по г.Москве (налоговый орган, заинтересованное лицо) от 24.04.2013 по делу N0032447/114/325 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Решением от 05.09.2013 Арбитражный суд города Москвы удовлетворил заявленные требования в полном объеме. При этом суд исходил из неподтвержденности события правонарушения, вследствие получения налоговым органом доказательств с нарушением требований закона.
Не согласившись с принятым решением, ИФНС России N 34 по г. Москве обратилась с апелляционной жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование своих доводов податель апелляционной жалобы сослался на то, что сотрудники налогового органа вправе проводить проверки на основании Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Представитель ИФНС России N 34 по г. Москве в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил оспариваемое решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
ИП Ляхова Л.К., извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась. Дело рассмотрено судом в порядке ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заявителя.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителя налогового органа, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, сотрудниками налогового органа 22.02.2013 проведена проверка выполнения ИП Ляховой Л.К. Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в магазине "Хозтовары" по адресу: г. Москва, ул. Живописная, д. 12, стр. 1.
Проверкой установлено, что в принадлежащем ИП Ляховой Л.К. магазине по указанному адресу при осуществлении наличных денежных расчетов за покупку зажигалки по цене 25 рублей контрольно-кассовая техника не применялась.
Таким образом, налоговый орган пришел к выводу, что ИП Ляхова Л.К. нарушила требования п. 1 ст. 2 и ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Результаты проверки отражены в акте проверки от 22.02.2013 N 0420212/114.
12.04.2012 в отсутствие законного представителя заявителя сотрудником ИФНС России N 34 по г. Москве в отношении ИП Ляховой Л.К. составлен протокол N0032447/114/325 об административном правонарушении.
24.04.2013 начальником ИФНС России N 34 по г. Москве вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 0032447/114/325, которым ИП Ляхова Л.К. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.14.5 КоАП РФ. Заявителю назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ИП Ляховой Л.К. с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из незаконности и необоснованности постановления ИФНС России N 34 по г. Москве.
Согласно ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В настоящем случае в нарушение ст. 8 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" проверочная закупка, которая относится к оперативно-розыскным мероприятиям, произведена должностным лицом налогового органа, не наделенного правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы ст. 7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе").
Приведенные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
В настоящем случае сотрудником ИФНС России N 34 по г. Москве произведена покупка товара (зажигалки) на сумму 25 руб., что прямо следует из акта проверки от 22.02.2013 N 0420212/114.
Покупка товара работником ИФНС России N 34 по г. Москве, находящимся при исполнении служебных обязанностей, не опровергнута заинтересованным лицом, подтверждается материалами дела, в частности актом проверки и протоколом об административном правонарушении. В результате покупки товара сотрудником налоговой службы, в его рабочее время, составлен акт проверки.
Доказательств иного ИФНС России N 34 по г. Москве не представлено.
Указанные обстоятельства подтверждают проведение сотрудниками налогового органа проверочной закупки.
Между тем проверочная закупка в силу норм ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом.
Согласно ст. 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В настоящем случае, учитывая обстоятельства дела, проведение должностным лицом ИФНС России N 34 по г. Москве проверочной закупки при осуществлении контроля за применением контрольно-кассовой техники не может расцениваться как получение доказательств в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.
Настоящая правовая позиция аналогична сформированной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 N N 1000/09, 1988/09.
Учитывая приведенные обстоятельства, апелляционным судом отклоняются как безосновательные доводы подателя апелляционной жалобы относительно соблюдения прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности.
Согласно норме ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Ссылка представителя налогового органа на указание в постановлении по делу об административном правонарушении о не соответствии места установки ККТ заявленному при регистрации отклоняется судом.
Названное обстоятельство усматривается из акта, который признан судом ненадлежащим доказательством по делу.
Кроме того, материалы административного дела не содержат объективных и допустимых доказательств названного обстоятельства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.09.2013 по делу N А40-86720/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-86720/2013
Истец: ИП Ляхова Л. К.
Ответчик: ИФНС России N 34 по г. Москве