г. Вологда |
|
26 ноября 2013 г. |
Дело N А05-8015/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 ноября 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Савинской А.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ярнемалес" Красильниковой М.Н. по доверенности от 01.12.2012 N 216,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ярнемалес" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 октября 2013 года по делу N А05-8015/2013 (судья Бекарова Е.И.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ярнемалес" (ОГРН 1092920000150; далее - ООО "Ярнемалес", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900050566; далее - управление, административный орган) от 17.06.2013N 18-24/52 о привлечении к ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 руб. за использование земельного участка без оформленных правоустанавливающих документов.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 04 октября 2013 года в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
ООО "Ярнемалес" с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что постановление управления от 17.06.2013 N 18-24/52 вынесено за пределами процессуального срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Административный орган в отзыве просил отказать в удовлетворении жалобы.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 29.04.2013 N Р/1264 и требования прокуратуры Няндомского района Архангельской области в период с 13.05.2013 по 07.06.2013 проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения ООО "Ярнемалес" земельного законодательства.
Обществом 08.05.2013 за входящим номером 229/я получено уведомление управления от 01.05.2013 N 18-44/969, в котором заявитель приглашен для участия в мероприятиях в рамках государственного земельного контроля 15.05.2013 в 09 час 00 мин на земельный участок площадью 2700 кв.м, расположенный по адресу: Архангельская область, город Няндома, улица Каменная, дом 1е, а также для составления акта проверки.
По результатам проверки уполномоченным лицом проверяющего органа с участием представителя общества составлен акт от 16.05.2013 N 18-11/109.
В ходе обследования земельного участка площадью 2700 кв.м, расположенного по адресу: Архангельская область, город Няндома, улица Каменная, дом 1е, ответчиком установлено, что ООО "Ярнемалес" является правопреемником общества с ограниченной ответственностью "Каргопольлес" (далее - ООО "Каргопольлес"), преобразованного из закрытого акционерного общества "Каргопольлес" (далее - ЗАО "Каргопольлес"); на указанном земельном участке расположены железнодорожный тупик (объект недвижимости) и лесоматериалы, ограждение земельного участка отсутствует; ООО "Ярнемалес" на праве собственности принадлежит железнодорожный тупик протяженностью 425 п.м, расположенный по адресу: Архангельская область, город Няндома, поселок Каменный, производственная база (район озера Кислое) с кадастровым или условным номером 29:12:010151:0001:003988/00; часть указанного железнодорожного тупика протяженностью 335 п.м расположена на земельном участке площадью 2700 кв.м, предоставленном ООО "Ярнемалес" в аренду муниципальным образованием "Няндомский муниципальный район" (далее - МО "Няндомский муниципальный район") по договору от 14.03.2013 N 91; лесоматериалы, расположенные на земельном участке вдоль железнодорожного тупика, принадлежат индивидуальному предпринимателю Поп И.И., который арендует у ООО "Ярнемалес" указанный тупик; другая часть тупика протяженностью 425 п.м расположена на земельном участке, не оформленном как объект недвижимого имущества и не предоставленном ни одному из собственников железнодорожного тупика в аренду или в собственность; в отношении указанного земельного участка имеется только постановление главы администрации МО "Няндомский муниципальный район" от 30.09.2008 N 1291 об утверждении проекта границ дополнительного земельного участка ЗАО "Каргопольлес" для производственной деятельности - размещение железнодорожного тупика; на ЗАО "Каргопольлес" в соответствии с указанным постановлением была возложена обязанность установить границы земельного участка на местности (провести межевание), поставить земельный участок на государственный кадастровый учет, однако данные действия не были сделаны данным лицом до момента перехода права собственности на железнодорожный тупик к ООО "Ярнемалес".
В акте проверки зафиксировано, что ООО "Ярнемалес", являясь собственником железнодорожного тупика и фактически пользуясь участком площадью 904,5 кв.м, расположенным по адресу: Архангельская область, город Няндома, улица Каменная, 1е, в течение длительного периода времени не предпринимало мер к межеванию, постановке этого земельного участка на кадастровый учет; правоустанавливающие документы на указанный участок у ООО "Ярнемалес" на момент проверки отсутствуют.
По мнению управления, указанные действия заявителя нарушают требования статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). В результате проверки управление пришло к выводу о том, что указанные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.
В связи с этим в отношении общества составлен протокол от 03.06.2013 об административном правонарушении, в котором зафиксировано выявленное нарушение. По ходатайству ООО "Ярнемалес" от 27.05.2013 N 216/8 протокол составлен в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте его составления (том 3, лист 22).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем главного государственного инспектора Няндомского и Коношского районов Архангельской области по использованию и охране земель Кононовым А.В. в отсутствие законного представителя, общества, извещенного о времени и месте рассмотрения дела определением от 03.06.2013, и при наличии ходатайства заявителя о рассмотрении дела без его участия, вынесено постановление от 17.06.2013 N 18-24/52, которым ООО "Ярнемалес" привлечено к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб. за использование без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов спорного земельного участка площадью 904,5 кв.м для размещения объекта недвижимости железнодорожного тупика, принадлежащего обществу на праве собственности.
Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене, ссылаясь на то, что административному органу еще в 2008 году было известно о том, что в объект аренды по договору аренды земельного участка от 14.03.2008 N 91 не включен земельный участок под частью железнодорожного тупика, нарушение является длящимся, годичный срок для привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, истек с момента обнаружения длящегося правонарушения. Кроме того, общество сослалось на то, что переход к заявителю права собственности на железнодорожный тупик зарегистрирован в 2010 году, в связи с этим ответчику было известно о расположении тупика на неоформленном земельном участке.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу положений части 7 указанной статьи Кодекса при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Суд первой инстанции, установив в действиях ООО "Ярнемалес" состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, и отсутствие нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, а также оснований для применения статьи 2.9 названного Кодекса, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого решения.
В силу статьи 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляют самовольное занятие или использование земельного участка при отсутствии оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю либо без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Исходя из анализа объекта и объективной стороны данного состава правонарушения следует, что под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или уполномоченного им лица, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
Согласно главам III и IV ЗК РФ земля может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, ограниченном пользовании, аренде и безвозмездном срочном пользовании. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV указанного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации).
В силу положений статьи 26 названного Кодекса права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Законом о государственной регистрации. Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Такими документами являются свидетельства о государственной регистрации прав, которые выдаются правообладателю, арендатору земельных участков.
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (статьи 28 и 29 данного Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Следовательно, для приобретения лицом прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, необходимо, чтобы на этих участках располагались здания, строения, сооружения, то есть объекты недвижимого имущества, принадлежащие этому лицу на праве собственности или на правах безвозмездного пользования, хозяйственного ведения, оперативного управления.
Факт совершения обществом вменяемого ему в вину правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и заявителем не оспаривается.
В качестве единственного довода апелляционной жалобы общество указывает на то, что оспариваемое постановление вынесено управлением с нарушением срока давности привлечения к ответственности.
Апелляционная инстанция отклоняет довод жалобы о том, что административный орган нарушил срок привлечения общества к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны собственности не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Согласно части 2 данной статьи при длящемся административном правонарушении указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (при длящемся правонарушении - за днем обнаружения правонарушения).
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, совершенное обществом правонарушение обнаружено административным органом в ходе проведения внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства и зафиксировано в акте от 16.05.2013. Следовательно, днем обнаружения административного правонарушения следует считать день составления акта, а именно 16.05.2013, и общество могло быть привлечено к административной ответственности не позднее 16.07.2013.
Фактически общество привлечено к ответственности 17.06.2013. Таким образом, двухмесячный срок привлечения к административной ответственности за совершенное правонарушение ответчиком не пропущен.
Ссылка подателя жалобы на то, что о совершении вменяемого в вину ООО "Ярнемалес" правонарушении административному органу стало известно из проведенной на основании распоряжения от 24.11.2008 N 313 внеплановой проверки в отношении ЗАО "Каргопольлес", являвшегося предыдущим владельцем железнодорожного тупика, отклоняется судом апелляционной инстанции, так как по результатам данной проверки к административной ответственности привлечено иное лицо. Заявитель в указанный период не являлся собственником объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке, следовательно не являлся субъектом административного правонарушения и не мог быть привлечен к административной ответственности за использование спорного земельного участка под объектом недвижимости без правоустанавливающих документов.
Заявителем не представлены в материалы дела доказательства того, что из представленных ООО "Ярнемалес" на регистрацию права собственности на тупик документов управление достоверно могло установить, что общество фактически пользуется участком площадью 904,5 кв.м, расположенным по адресу: Архангельская область, город Няндома, улица Каменная, 1е, без правоустанавливающих документов.
Следовательно, сам факт регистрации права собственности на железнодорожный тупик в 2010 году не доказывает то обстоятельство, что при регистрации указанного права управлению стало известно о факте использования обществом спорного земельного участка без правоустанавливающих документов.
Кроме того, общество не указало норму права, возлагающую на управление обязанность в 2010 году при регистрации права собственности на объект недвижимости, расположенный на том или ином земельном участке, устанавливать наличие правоустанавливающих документов на использование такого земельного участка. При этом в 2010 году право собственности или аренды на земельный участок регистрировались отдельно о права собственности на объект недвижимости, находящийся на таком земельном участке.
Таким образом, факт регистрации права собственности на железнодорожный тупик не освобождает ООО "Ярнемалес" от совершения предусмотренных земельным законодательством действий по межеванию, постановке на кадастровый учет и оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок при приобретении им объекта недвижимости, а также не освобождает его от ответственности за совершенное длящееся административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.1 данного Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое (физическое) лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм. Документы, подтверждающие тот факт, что ООО "Ярнемалес" предпринимались какие-либо меры для оформления правоустанавливающих документов в отношении используемого спорного земельного участка, заявителем не представлены.
Неустранимые сомнения в виновности общества отсутствуют.
С учетом изложенного вина общества в совершении вменяемого ему в вину административного правонарушения является установленной, в действиях ООО "Ярнемалес" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к ответственности, определенный статьей 4.5 КоАП РФ, в данном случае административным органом соблюден.
Нарушений процедуры привлечения лица к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Наказание назначено обществу в минимальном размере санкции, предусмотренной статьей 7.1 названного Кодекса.
Каких-либо исключительных обстоятельств, с учетом которых возможно применение положений статьи 2.9 КоАП РФ, обществом не приведено, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого постановления.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу части 4 статьи 208 АПК РФ и части 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 октября 2013 года по делу N А05-8015/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ярнемалес" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8015/2013
Истец: ООО "Ярнемалес"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Няндомский отдел