г. Челябинск |
|
27 ноября 2013 г. |
Дело N А07-21166/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.11.2013.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Костина В.Ю., Баканова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ершовой Е.К.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России "Нефтекамский" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.09.2013 по делу N А07-21166/2012 (судья Ахметова Г.Ф.).
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел России "Нефтекамский" (далее - МО МВД России "Нефтекамский", заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия по неисполнению ч.9 ст. 54 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон N 3-ФЗ) в отношении имущества, используемого полицией, а именно: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, ул. Ленина, 22 (договор N 23 от 05.08.2012).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Республики Башкортостан (далее - ТУ ФАУГИ РБ, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.09.2013 (резолютивная часть решения объявлена 04.09.2013) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда, МО МВД России "Нефтекамский" обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на незаконность оспоренного бездействия. Заявитель считает, что по смыслу ч.9 ст.54 Закона N 3-ФЗ и Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) используемое полицией нежилое помещение подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в процессе разграничения полномочий между органами власти Российской Федерации и органами местного самоуправления. Считает, что с введением в действие Закона N 3-ФЗ фактически произошло перераспределение полномочий, что обусловлено реформой Министерства внутренних дел России. По мнению подателя жалобы, в силу закона волеизъявление субъекта Российской Федерации обусловлено исключительно необходимостью соблюдения процедуры согласования. Поскольку на обращение заявителя о передаче занимаемого им помещения ответа не дано, заявитель полагает бездействие заинтересованного лица противоречащим закону.
Представители участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МО МВД России "Нефтекамский" владеет на праве аренды объектами государственного нежилого фонда - нежилыми помещениями первого и третьего этажа четырехэтажного нежилого здания, расположенного по адресу: г. Нефтекамск, ул. Ленина, д. 22, общей площадью 195,2 кв.м. Указанные помещения предоставлены заявителю в соответствии с заключенным с Министерством земельных и имущественных отношении Республики Башкортостан по г. Нефтекамску (арендодатель) договором аренды от 05.06.2012 N 23, сроком с 05.06.2012 по 05.05.2013 для использования в качестве служебных помещений и гаража. Помещения фактически переданы заявителю по Акту приема нежилых помещений от 05.06.2012.
25.09.2012 МО МВД России "Нефтекамский" обратился в Министерство с письмом N 20/4-574, содержащим просьбу о рассмотрении вопроса по передаче указанных нежилых помещений, занимаемых сотрудниками полиции и ее подразделениями, в федеральную собственность.
В ответ на указанное обращение письмом от 16.10.2012 N АХ-20/19135 Министерство сообщило заявителю о нецелесообразности передачи указанных объектов в федеральную собственность в связи с сокращением штатной численности сотрудников подразделений МВД по Республике Башкортостан и ликвидацией подведомственных этому учреждению подразделений.
Считая, что Министерством допущено незаконное бездействие, выразившееся в не передаче по заявлению МО МВД России "Нефтекамский" помещений в федеральную собственность, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на отсутствие совокупности условий, свидетельствующих о недействительности оспоренного бездействия.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственный органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст.201 АПК РФ, основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что заявителем обжалуется бездействие Министерства по не передаче спорных нежилых помещений в федеральную собственность. При этом, в заявлении отсутствуют сведения о правах и законных интересах заявителя в сфере экономической деятельности, нарушенных, по мнению заявителя, оспоренным бездействием.
Кроме того, исходя из фактических обстоятельств дела, в рассматриваемой ситуации со стороны Министерства отсутствует бездействие (фактически имеет место выраженный в письме от 16.10.2012 отказ в передаче объектов государственного нежилого фонда из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность по обращению заявителя), что также свидетельствует о невозможности удовлетворения требований в заявленном виде.
Помимо этого, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующие обстоятельства.
Частью 9 статьи 54 Закона N 3-ФЗ установлено, что используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
До возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 9 статьи 54 Закона N 3-ФЗ имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество (ч.10 ст.54 Закона N 3-ФЗ).
Порядок передачи имущества из одного уровня собственности в другой установлен в ч.11 ст.154 Закона N 122-ФЗ, которой определены критерии отнесения имущества к соответствующему уровню собственности в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В силу абз.12, 14 ч.11 ст.154 Закона N 122-ФЗ муниципальное имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность, если оно используется федеральными органами государственной власти.
Порядок передачи объектов недвижимости из одного уровня собственности в другой, с учетом разъяснений, содержащихся в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 02.11.2006 N 540-О и от 04.12.2007 N 828-О-П, предусматривает в том числе волеизъявление собственника на такую передачу и согласованные действия между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что спорные нежилые помещения находятся в собственности субъекта Российской Федерации - Республики Башкортостан. Эти помещения используются на праве аренды заявителем, входящим в единую централизованную систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, для исполнения установленных законом функций. В этой связи указанные помещения подлежат передаче в федеральную собственность в порядке, предусмотренном ч.11 ст.154 Закона N 122-ФЗ, с учетом волеизъявления собственника.
Доказательств наличия такого волеизъявления собственника на передачу спорных помещений материалы дела не содержат.
Кроме того, как отмечено судом первой инстанции, из пояснений представителей Министерства, данных в судебном заседании, следует, что в настоящее время между сторонами идут переговоры по поводу заключения договора безвозмездного пользования рассматриваемыми помещениями на основании обращения заявителя от 10.07.2013. Помещения продолжают использоваться заявителем, несмотря на окончание срока действия договора аренды.
В материалах дела доказательств воспрепятствования заявителю в пользовании этими помещениями не имеется.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции о недоказанности нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что свидетельствует о необоснованности заявленных требований.
В этой связи суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов, содержащихся в решении суда первой инстанции.
Процессуальных нарушений, являющихся в силу ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, не установлено.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.09.2013 по делу N А07-21166/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России "Нефтекамский" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-21166/2012
Истец: Межмуниципальный отдел МВД России "Нефтекамский", МО МВД РФ "Нефтекамский"
Ответчик: Министерство земельных и имущественных отношений РБ
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан