г. Самара |
|
27 ноября 2013 г. |
Дело N А55-10514/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Селиверстовой Н.А.,
судей Буртасовой О.И., Деминой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Павловой И.А., без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, апелляционную жалобу истца - открытого акционерного общества "Первая грузовая компания", на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 сентября 2013 года по делу N А55-10514/2013 (судья Л.Н. Митина) по иску открытого акционерного общества "Первая грузовая компания" (ОГРН 1077758336985, ИНН 7708643971) в лице Самарского филиала к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в лице Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО "РЖД" о взыскании 983 858 руб. 18 коп. пени за просрочку доставки порожних вагонов,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Первая грузовая компания" в лице Самарского филиала обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО "РЖД" о взыскании 983 858 руб. 18 коп. пени за просрочку доставки порожних вагонов.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 сентября 2013 исковые требования удовлетворены частично. С открытого акционерного общества "Российский железные дороги" в пользу открытого акционерного общества "Первая грузовая компания", взыскано 491 929 руб. 09 коп. пени за просрочку доставки порожных вагонов и госпошлина в сумме 22 677 руб. 16 коп. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, открытое акционерное общество "Первая грузовая компания" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В качестве доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что у суда отсутствовали основания для уменьшения неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку ответчик, заявив соответствующее ходатайство, не представил доказательств явной несоразмерности неустойки, установленной законом, последствиям нарушения обязательств. Кроме того, перевозчик не представил доказательств принятия им разумных действий для недопущения или сокращения просрочки доставки груза. Между тем, поскольку ответчик не обеспечил своевременную доставку вагонов, истец был лишен возможности использовать данные вагоны для извлечения прибыли. Полагает, что установленный ст. 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации размер неустойки - 9% за каждые сутки просрочки уменьшению не подлежит.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Самарской области от 19 сентября 2013 года по делу N А55-10514/2013 не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Первая грузовая компания" (грузоотправителем) в августе-сентябре 2012 с железнодорожных станций по транспортным железнодорожным накладным отправлены порожние вагоны.
Перевозчиком данного груза являлось открытое акционерное общество "РЖД".
В адрес грузополучателей указанные вагоны прибыли с нарушением установленного срока.
В связи с допущенной перевозчиком просрочкой доставки порожних вагонов, ОАО "Первая грузовая компания" направило в адрес перевозчика претензии от 21.09.2013 с требованием уплатить пени за просрочку доставки порожних вагонов, которая оставлена ответчиком без рассмотрения (Т.1 л.д. 36-37, 52-53, 81-82, 117-118, Т.2 л.д. 1-2, 27-28, 85-86).
Отказ ответчика от выплаты неустойки послужил основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В силу статьи 792 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" (далее - Устав) перевозчик обязан доставить груз по назначению в установленный срок.
В соответствии со статьей 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 Устава обстоятельств.
Суд первой инстанции, установив нарушение ответчиком обязательств по доставке порожних вагонов (что не оспаривается им) взыскал с ответчика пени за просрочку доставки, уменьшив ее размер на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что, ответчиком не представлены доказательства явной несоразмерности заявленной к взысканию неустойки, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции.
При рассмотрении дела судом первой инстанции, ответчиком заявлено об уменьшении подлежащей взысканию неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в отзыве на иск.
В пункте 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 года N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" указано, что в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательства суд вправе в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшить его размер.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Кодекса неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу пункта 1 статьи 333 Кодекса, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе ее уменьшить.
Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформировавшейся при осуществлении конституционно-правового толкования статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушений обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных законом, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, на реализацию требований статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц. При применении данной нормы суд обязан установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности (неустойкой) и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2000 N 263-О).
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81, исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 Кодекса только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
При этом ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
Кредитор для опровержения такого заявления вправе представить доводы, подтверждающие соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства. Поскольку в силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков, он может в опровержение заявления ответчика о снижении неустойки представить доказательства, свидетельствующие о том, какие последствия имеют подобные нарушения обязательства для кредитора, действующего в гражданском обороте разумно и осмотрительно при сравнимых обстоятельствах, в том числе основанные на средних показателях по рынку (изменение процентных ставок по кредитам или рыночных цен на определенные виды товаров в соответствующий период, колебания валютных курсов и т.д.).
Если ответчик при рассмотрении судом дела по правилам суда первой инстанции заявил о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства и представил соответствующие доказательства, однако суд первой инстанции ее размер не снизил либо снизил, но истец или ответчик не согласен с суммой неустойки, взысканной судом, суд апелляционной инстанции по жалобе соответствующей стороны решает вопрос о соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, исходя из имеющихся в деле и дополнительно представленных (с учетом положений частей 1 - 3 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) доказательств.
Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения договорных обязательств и др. (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации").
Таким образом, исходя из установленного статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации размера неустойки - 9% за каждые сутки просрочки, следует, что данный размер неустойки является чрезмерно высоким, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно снизил размер неустойки до 491 929 руб. 09 коп.
При этом, действующее законодательство не ставит применение статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в зависимость от вида неустойки, следовательно, как договорная, так и законная неустойка подлежит уменьшению судом на основании статьи 333 Кодекса при условии явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец понес убытки в виде упущенной выгоды, не свидетельствует о неправомерности выводов суда первой инстанции в части уменьшения размера неустойки в связи с несоразмерностью ее размера.
При этом довод апелляционной жалобы о непредставлении ответчиком доказательств принятия им разумных действий для недопущения или сокращения просрочки доставки груза отклоняется судебной коллегией, поскольку данное обстоятельство не может служить безусловным основаниям для удовлетворения иска в полном объеме и отказе в удовлетворении заявления о применении ст. 333 ГК РФ. Поскольку неустойка обладает обеспечительной функцией и является мерой ответственности, в случае ненадлежащего исполнения договорных обязанностей. Ответчик не оспаривает нарушение сроков, и согласен с начислением неустойки, но в меньшем размере.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебные расходы за подачу апелляционной жалобы подлежат распределению в порядке, предусмотренном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и возлагаются на истца.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 сентября 2013 года по делу N А55-10514/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Н.А. Селиверстова |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-10514/2013
Истец: ОАО "Первая грузовая компания" в лице Самарского филиала
Ответчик: Куйбышевский филиал Открытое акционерное общество "РЖД", ОАО "РЖД" в лице Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО "РЖД"