г. Челябинск |
|
27 ноября 2013 г. |
Дело N А76-7698/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Кузнецова Ю.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.09.2013 по делу N А76-7698/2013 (судья Котляров Н.Е.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска - Коновалова Т.В. (доверенность N 05-10/002556 от 28.01.2013);
Муниципального автономного учреждения "Комбинат продовольствия и социального питания" - Гудкова Ю.В. (доверенность от 16.10.2013).
Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Челябинска (далее - заявитель, инспекция, налоговый орган, ИФНС России по Центральному району г.Челябинска) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Муниципальному автономному учреждению "Комбинат продовольствия и социального питания" в лице председателя ликвидационной комиссии Черкасовой Софьи Семеновны (далее - заинтересованное лицо, учреждение, МАУ "Комбинат продовольствия и социального питания") о взыскании задолженности по налогам в сумме 288 000 руб. 88 коп. за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 19.09.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением инспекция обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на то, что в требованиях, направленных ликвидатору МАУ "Комбинат продовольствия и социального питания", не указан срок исполнения требований, в связи с тем, что они направлены налоговым органом как кредитором для включения в промежуточный ликвидационный баланс кредиторской задолженности и ее получения. Данные требования носят уведомительный характер. Полагает, что, в случае отказа ликвидационной комиссией в признании заявленной суммы налогов и пеней либо уклонения от рассмотрения предъявленного требования, налоговый орган не утрачивает права обратиться в суд за взысканием этой суммы до завершения ликвидации организации, что и было сделано налоговым органом.
Поясняет, что заинтересованным лицом признана задолженность по налогам и сборам, однако, учреждение не имеет имущества и иных активов для погашения кредиторской задолженности, в связи с чем, налоговым органом было заявлено ходатайство о привлечении в качестве субсидиарного должника - учредителя МАУ "Комбинат продовольствия и социального питания" Управление по делам образования г. Челябинска. Однако суд отказал в удовлетворении данного ходатайства.
В представленном заинтересованным лицом в материалы дела отзыве МАУ "Комбинат продовольствия и социального питания" не согласилось с доводами, изложенными в апелляционной жалобе. Полагает, что требования налогового органа считают погашенными, из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, в связи с чем, просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения
После перерыва в судебном заседании, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пункта 37 Регламента Арбитражных судов Российской Федерации на основании распоряжения заместителя председателя Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 в составе суда произведена замена судьи Тимохина О.Б. на судью Кузнецова Ю.А., рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
В судебном заседании представители налогового органа и учреждения поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.04.2011 Администрацией г. Челябинска вынесено распоряжение N 2538-к о ликвидации МАУ "Комбинат продовольствия и социального питания", создании ликвидационной комиссии, назначении председателем ликвидационной комиссии - Черкасовой Софьи Семеновны.
04.05.2011 учредителем МАУ "Комбинат продовольствия и социального питания" - Управлением по делам образования г.Челябинска принят приказ о ликвидации юридического лица.
05.11.2011 в ИФНС России по Центральному району г. Челябинска был представлен пакет документов (вх. 2899, 2900), в том числе: приказ о ликвидации, принятый учредителем МАУ "Комбинат продовольствия и социального питания", уведомление формы Р15001 о принятии решения о ликвидации юридического лица, уведомление формы Р15002 о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора.
Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Центральному району г.Челябинска установлено, что у налогоплательщика имеется задолженность перед бюджетом. Заместителем начальника инспекции Величко Т.В. вынесено требование от 06.05.2011 N 11-22/014695 о погашении кредиторской задолженности по налогам, сборам, взносам в сумме 285 988 руб. 74 коп.
Указанное требование направлено председателю ликвидационной комиссии МАУ "Комбинат продовольствия и социального питания" Черкасовой С.С. по почте заказным письмом 13.05.2011, что подтверждается списком на отправку заказной корреспонденции.
13.05.2011 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи:
- о принятии решения о ликвидации юридического лица учредителем (участником) юридического лица либо органом, принявшим решение о ликвидации.
- о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора.
22.06.2011 в "Вестнике государственной регистрации" было опубликовано сообщение о ликвидации МАУ "Комбинат продовольствия и социального питания", порядке и сроке заявления требований кредиторами. Указанной публикацией для приема требований кредиторов установлен двухмесячный срок.
ИФНС России по Центральному району г.Челябинска проведена камеральные налоговые проверки МАУ "Комбинат продовольствия и социального питания".
По результатам проверки инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 05.05.2011 N 1571/15 и принято решение о привлечении к налоговой ответственности за непредставление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в установленный срок от 16.06.2011 N 583/15 в виде штрафа в размере 79 027 руб. 50 коп.
Инспекцией в адрес заинтересованного лица было выставлено требование от 20.07.2011 N 5724 об уплате налога, сбора, пени, штрафа в сумме 79 027 руб. 50 коп.
Требование от 20.07.2011 N 5724 направлено председателю ликвидационной комиссии МАУ "Комбинат продовольствия и социального питания" Черкасовой С.С. по почте заказным письмом 27.07.2011, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений.
По результатам камеральной налоговой проверки инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 20.05.2011 N 121-1631/15 и принято решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.06.2011 N 121-188/15, в соответствии с которым налогоплательщику предложено уплатить задолженность в сумме 2 329 689 руб., пени в сумме 134 920 руб. 16 коп.
Инспекцией в адрес заинтересованного лица было выставлено требование от 28.07.2011 N 5812 об уплате налога, сбора, пени, штрафа в сумме 134 920 руб. 16 коп.
Требование от 28.07.2011 N 5812 направлено председателю ликвидационной комиссии МАУ "Комбинат продовольствия и социального питания" Черкасовой С.С. по почте заказным письмом 08.08.2011, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений.
Поскольку, требования налогового органа об уплате задолженности по налогам и сборам МАУ "Комбинат продовольствия и социального питания" не исполнены, налоговый орган обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований налогового органа, суд первой инстанции исходил из того, что инспекцией пропущен шестимесячный срок для взыскания задолженности по налогам и сборам, в связи с чем, требования налогового органа удовлетворению не подлежат.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками (плательщиками сборов) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность по уплате налогов (сборов).
В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога (сбора) возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Пунктом 1, 2 статьи 49 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок ликвидации юридического лица установлен в статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.
В соответствии с п. 2 ст. 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Пунктом 4 статьи 63 ГК РФ предусмотрено, что выплата денежных средств кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу п.1 ст. 64 ГК РФ погашается в третью очередь.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс.
В силу пункта 4 статьи 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.
Таким образом, процедура ликвидации и порядок удовлетворения требований кредиторов предусматривают обращение кредитора в установленный срок с требованием к ликвидационной комиссии (ликвидатору) ликвидируемого юридического лица, а при отказе в удовлетворении требования - оспаривание такого отказа в суд.
На основании ст. 64 ГК РФ налоговый орган является кредитором, и его требования об уплате обязательных платежей в бюджет включаются в общий список требований кредиторов в порядке очередности.
Как следует из материалов дела, в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидатором размещено в "Вестнике государственной регистрации" N 24 от 22.06.2011 сообщение о принятии решения о ликвидации муниципального автономного учреждения с указанием, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2-х месяцев с момента опубликования сообщения.
Налоговым органом по результатам проведенных камеральных налоговых проверок, выявлено, что у МАУ "Комбинат продовольствия и социального питания" имеется задолженность по налоговым платежам.
В установленном законом порядке после публикации сообщения о ликвидации должника налоговый орган предъявил к должнику свои требования в сумме 2 620 206,76 руб. (требование N 5472 по состоянию на 20.07.2011 на сумму пени 79 027 руб. 50 коп.; требование N 5812 по состоянию на 28.07.2011 на сумму задолженности в размере 2 329 689 руб., пени в размере 134 920 руб. 16 коп., требование N 1194 по состоянию на 12.05.2012 на сумму штрафа в размере 76 570 руб. 10 коп.)
В ходе судебного разбирательства судом апелляционной инстанции установлено и лицами, участвующими в деле не оспаривается факт того, что взыскиваемая налоговым органом сумма задолженности по обязательным платежам, включена налогоплательщиком в список требований кредиторов МАУ "Комбинат продовольственного и социального питания" признанных ликвидационной комиссией.
Приведенные положения статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.
При таких обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что, поскольку требования кредитора ликвидационной комиссией были рассмотрены, спорная сумма задолженности включена в промежуточный ликвидационный баланс, а также учитывая порядок очередности удовлетворения требований кредиторов, установленных ст. 64 ГК РФ, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований налогового органа.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно отмечено, что исковое заявление о взыскании задолженности по налогам, пеням и штрафам должно быть подано инспекцией в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством для обращения в суд с иском о взыскании налоговой задолженности. Процедура ликвидации не может служить основанием для изменения сроков обращения в суд.
В данном случае, на момент обращения в суд с настоящим заявлением шестимесячный срок, установленный статье 46 НК РФ, истек, что также исключает возможность удовлетворения заявленных требований.
Довод налогового органа о том, что судом первой инстанции необоснованно не привлечено к участию в деле в качестве субсидиарного должника собственник МАУ "Комбинат продовольствия и социального питания" - Управление по делам образования г. Челябинска отклоняется судом апелляционной инстанции.
Судом первой инстанции верно отмечено, что налоговым законодательством по общему правилу не предусмотрено привлечение к субсидиарной ответственности учредителя общества или распорядителя денежных средств в соответствии с положениями норм статей 120, 399 ГК РФ. Положения статей 120, 399 ГК РФ, регулирующие основания применения субсидиарной ответственности по гражданско-правовым обязательствам, к налоговым правоотношениям в данном случае не подлежат применению.
Обязанность платить законно установленные налоги и сборы устанавливаются законами Российской Федерации или нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, в связи с чем, данные отношения являются публично-правовыми и регулируемыми специальной отраслью российского законодательства - законодательством о налогах и сборах.
Кроме того, не привлечение судом первой инстанции в качестве субсидиарного должника Управление по делам образования г. Челябинска не является безусловным основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.09.2013 по делу N А76-7698/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-7698/2013
Истец: ИФНС России по Центральному району г. Челябинска
Ответчик: Муниципальное автономное учреждение "Комбинат продовольствия и социального питания" в лице председателя ликвидационной комиссии Черкасовой Софьи Семеновны, Председатель ликвидационной комиссии МАУ "Комбинат продовольствия и социального питания" Черкасова Софья Семеновна