Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 ноября 2013 г. N 15АП-17464/13
город Ростов-на-Дону |
|
28 ноября 2013 г. |
дело N А53-12085/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей М.В. Соловьевой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Войцешко И.С.
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 23.05.2013 Сысоев Ю.В. паспорт,
от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом.
от третьего лица: помощник прокурора Науменко И.В. удостоверение N 153058.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ростовского межрайонного природоохранного прокурора на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.09.2013 по делу N А53-12085/2013 по заявлению закрытого акционерного общества "Миусский лиман" к заинтересованному лицу Нижнедонскому отделу государственного контроля надзора и охраны водных биологических ресурсов Таганрогской инспекции
при участии третьего лица Ростовского межрайонного природоохранного прокурора об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ,
принятое в составе судьи Чернышевой И.В.
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Миусский лиман" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Нижнедонского отдела государственного контроля надзора и охраны водных биологических ресурсов (далее - отдел) от 31.05.13г. о привлечении общества к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 7 000 руб.
Заявление мотивировано отсутствием в действиях общества вменённого ему в вину состава административного правонарушения.
Решением суда от 23.09.13г. суд удовлетворил заявление общества. Судебный акт мотивирован тем, что административным органом не доказан факт наличия в действиях общества состава вмененного ему вину правонарушения (субъективной и объективной стороны); отсутствие постановления межрайонного природоохранного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении конкретно в отношении общества, что является нарушением требований ст. 27.8 КоАП РФ; нарушение отделом порядка назначения административного наказания - из оспариваемого постановления следует, что обществу назначен административный штраф в размере 7 000 руб., тогда как санкцией статьи 8.33 КоАП размер административного штрафа для юридических лиц установлен от 10 000 до 15 000 руб.; отделом нарушены и положения ст. 4.5 КоАП РФ - постановление вынесено по окончании двухмесячного срока, установленного для привлечения лица к административной ответственности: материалами дела подтверждено, что обществу вменено нарушение действующего законодательства за период с 05.03.13г. по 10.03.13г., прокурору обществом были представлены необходимые сведения 15.03.13г., оспариваемое постановление вынесено 31.05.13г., т.е. за пределами установленного законом двухмесячного срока.
Не согласившись с принятым судебным актом, Ростовский межрайонный природоохранный прокурор (далее - прокурор) подал в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Жалоба мотивирована наличием в деянии общества предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствием процедурных нарушений при привлечении общества к административной ответственности: межрайонным природоохранным прокурором выносилось постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 8.33 КоАП РФ в отношении общества и его непредставление суду обществом или отелом не означает его отсутствия; размер назначенного обществу наказания соответствует санкции ст. 8.33 КоАП РФ в редакции, действовавшей во время совершения обществом правонарушения - указанный судом в решении размер административных штрафов введён Федеральным законом от 07.05.2013 N 91-ФЗ, положения которого вступили в силу только 19.05.13г.; привлечение общества к административной ответственности произведено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, который за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, к которому относится ст. 8.33 КоАП РФ (из главы 8 административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования) составляет 1 год.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу возражает против её удовлетворения, ссылаясь на законность решения суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Отдел своего представителя в судебное заседание не направил, о месте, дате и времени его проведения извещён надлежащим образом, в связи с чем и на основании ч.3 ст. 156 АПК РФ судебное разбирательство по жалобе проводится без его участия.
В судебном заседании представитель прокуратуры настаивал на отмене решения суда, сославшись на приведённые в апелляционной жалобе доводы.
Представитель общества возражал против отмены решения суда, сославшись на его законность.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителей прокуратуры и общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, прокуратурой в отношении общества проводилась проверка на предмет исполнения федерального законодательства о сохранении водных биоресурсов и среды их обитания при осуществлении иной деятельности - добыче (вылове) товарной рыбы в период с 20.02 по 15.03.2013 на акватории водохранилища Миусский лиман.
Проверкой установлено, что в соответствии с Уставом основными видами деятельности общества являются: выращивание товарной рыбы; воспроизводство рыбных запасов в водном хозяйстве, заготовка рыбного сырья, его транспортировка и хранение и др.
Согласно условиям договора N 1 о предоставлении обществу рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства, Департаментом предоставлено право на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыбопромысловом участке: Ростовская область, Неклинрвский район, водохранилище Миусский лиман, площадью 5960 га (далее рыбопромысловый участок).
Пунктом 8 договора предусмотрено, что пользователь обязан соблюдать законодательство Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
Общество является правопреемником ОРТХ "Миусский рыбхоз" и продолжает использовать при осуществлении своей деятельности Проект "Комплекс рыбхоз на Миусском лимане", разработанный Ростовским отделением "ГИДРОРЫБ-ПРОЕКТ" 1966 года (далее - Проект).
В ходе проверочных мероприятий установлено, что общество без согласования с АЧТУ Росрыболовства осуществило добычу товарной рыбы 04.03.2013 с 10 час. по 13 час, с 12 час. по 16 час. (бригадой N 2), 05.03.2013 с 10 час. по 14 час. 30 мин., с 10 час. по 14 час. (бригадой N 2), 06.03.2013 с 10 час. по 14 час. 30 мин., 07.03.2013 с 11 час. по 14 час, с 11 час. по 15 час. (бригадой N 2), 09.03.2013 с 10 час по 13 час, 10.03.2013 с 13 час по 15 час. 30 мин. закидными неводами, тогда как Проектом, разделом N 5 "Характеристика эксплуатации Миусского лимана", вылов товарной рыбы предусматривается только сентябре-ноябре.
По результатам административного расследования постановлением прокурора от 14.05.13г. в отношении общества по данному факту возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.33 КоАП РФ (т.3, л.д. 80-84), которое направлено на рассмотрение в отдел.
31.05.13г. отел по результатам рассмотрения административного дела вынес постановление о привлечении общества к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 7 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обжаловало указанное постановление в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не поддерживает выводов суда первой инстанции о допущенных прокурором и отделом процедурных нарушениях при возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности. В этой части апелляционная жалоба прокурора является правомерной.
Так, материалами дела подтверждается факт вынесения межрайонным природоохранным прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 8.33 КоАП РФ в отношении общества - копия данного постановления предоставлена прокурором в материалы дела и, судя по его тексту, при возбуждении дела об административном правонарушении в отношении общества присутствовал его директор, которому под роспись в постановлении разъяснялись его права и который записал в постановлении замечания против него (т.3, л.д. 80-84). Непредставление копии данного постановления суду обществом или отелом не означает его отсутствия.
Размер назначенного обществу наказания соответствует санкции ст. 8.33 КоАП РФ в редакции, действовавшей во время совершения обществом правонарушения - март 2013 года, когда санкция ст. 8.33 КоАП РФ в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 27.07.2010 N 239-ФЗ для юридических лиц предусматривала административный штраф в размере - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Указанный судом в решении размер административных штрафов введён Федеральным законом от 07.05.2013 N 91-ФЗ, положения которого вступили в силу только 19.05.13г. Данным законом размер штрафа ля юридических лиц по ст. 8.33 КоАП РФ увеличен и составляет от десяти тысяч до пятнадцати тысяч руб. В связи с этим отдел при определении размера административного штрафа правомерно руководствовался положениями ст. 1.7 КоАП РФ и применил к обществу менее тяжкую санкцию, действовавшую во время совершения правонарушения.
Привлечение общества к административной ответственности произведено отделом в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ, так как родовым объектом посягательства по ней выступает законодательство Российской Федерации об охране окружающей среды, к которому относится ст. 8.33 КоАП РФ и срок давности по правонарушениям, нарушающим данное законодательство, составляет 1 год.
Вместе с тем, приведенные выше обстоятельства не являются основанием для удовлетворения апелляционной жалобы отмены решения суда первой инстанции. Это обусловлено тем, что суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что отделом не доказан факт наличия в действиях общества состава вмененного ему вину правонарушения.
В обоснование данного вывода суд первой инстанции правомерно сослался на следующее.
Статьёй 8.33 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.
Оспариваемым постановлением общество привлечено к ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ за то, что без согласования с АЧТУ Росрыболовства осуществило добычу товарной рыбы 04.03.2013 с 10 час. по 13 час, с 12 час. по 16 час. (бригадой N 2), 05.03.2013 с 10 час. по 14 час. 30 мин., с 10 час. по 14 час. (бригадой N 2), 06.03.2013 с 10 час. по 14 час. 30 мин., 07.03.2013 с 11 час. по 14 час, с 11 час. по 15 час. (бригадой N 2), 09.03.2013 с 10 час по 13 час, 10.03.2013 с 13 час по 15 час. 30 мин. закидными неводами, тогда как Проектом, разделом N 5 "Характеристика эксплуатации Миусского лимана", вылов товарной рыбы предусматривается только сентябре-ноябре.
В постановлении указано, что данными действиями общество нарушило: ч.1 ст. 32 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - закон N 7-ФЗ), ч.ч. 1, 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в редакции Федерального закона от 03.12.2008 N 250-ФЗ) (далее - закон N 166-ФЗ), утверждённые Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 N 569 Правила согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания (далее - Правила), раздел N 5 Проекта "Комплекс рыбхоз на Миусском лимане", разработанного Ростовским отделением "ГИДРОРЫБ-ПРОЕКТ" 1966 года (далее - Проект).
Суд первой инстанции правомерно сослался на то, что указанными актами прямо или косвенно нормативно не установлено обязанности общества производить произведённый в марте 2013 года товарной рыбы по согласованию с АЧТУ Росрыболовства.
Так, ч.1 ст. 32 закона N 7-ФЗ установлено, что оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.
Статьёй 50 закона N 16-ФЗ установлены требования о сохранении водных биоресурсов и среды их обитания при осуществлении градостроительной и иной деятельности. согласно которым:
- при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания (ч.1);
- деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.2).
Правила устанавливают порядок согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, в целях предотвращения или снижения воздействия такой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания и они утратили силу в связи с утверждением постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.13г. N 384 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
Проект "Характер эксплуатации Миусского лимана", 1966 года, в котором указано на то, что вылов рыбы предусмотрен в сентябре, когда рыба лучше упитана, а естественная пища в водоеме иссякает, не носит для общества обязательного характера, поскольку не является нормативно-правовым актом.
Вылов рыбы обществом в нерестовый период не проводился.
Основываясь на изложенном суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу об отсутствии в деянии общества предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ состава административного правонарушения и признал незаконным и отменил постановление отдела по данному основанию.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции. Апелляционная жалоба отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.09.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-12085/2013
Истец: ЗАО "Миусский лиман"
Ответчик: Нижнедонской отдел государственного контроля надзора и охраны водных биологических ресурсов Таганрогской инспекции, Нижний отдел государственного контролч надзора и охраны водных биологических ресурсов Таганрогской инспекции, ФАР АЧТУ. Нижнедонской отдел государственного контроля надзора и охраны ВБР. Таганрогская инспекция.
Третье лицо: Нижнедонской отдел государственного контроля надзора и охраны водных биологических ресурсов Таганрогской таможни, Ростовский межрайонный природоохранный прокурор Семенченко В. В., Ростовский межрайонный прироохранный прокурор, Азово-Черноморское территориальное управление Росрыболовства, Ростовский межрайонный природоохранный прокурор