г. Томск |
|
25 ноября 2013 г. |
Дело N А45-4855/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2013 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Журавлевой В.А., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Калинина О.В., адвокат, ордер N 243 от 18.11.2013 г.; Подглазов Ю.М. по доверенности от 17.06.2013 г. (на один год)
от заинтересованных лиц: Совета депутатов Татарского района Новосибирской области: Парыгина Н.Н. по доверенности от 07.05.2013 г. (на три года)Администрации Татарского района Новосибирской области: Парыгина Н.Н. по доверенности от 07.02.2013 г. (на три года)от Правительства Новосибирской области: без участия от третьих лиц: Департамента имущественных и земельных отношений Новосибирской области: Горбатенко Т.А. по доверенности от 14.06.2013 г. (до 01.07.2014 г.)Муниципального унитарного предприятия "РЭП Новотроицкий": Подглазов Ю.М. по доверенности от 18.10.2013 г. (на один год)от Государственного предприятия Лесхоз "Татарский", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Новотроицкого сельсовета Татарского района, Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 12.08.2013 г. по делу N А45-4855/2013 (судья Полякова В.А.)
по заявлению Администрации Новотроицкого сельсовета Татарского района Новосибирской области
к Совету депутатов Татарского района Новосибирской области, Правительству Новосибирской области, Администрации Татарского района Новосибирской области третьи лица: Департамент имущественных и земельных отношений Новосибирской области, Государственное предприятие Лесхоз "Татарский", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, Муниципальное унитарное предприятие "РЭП Новотроицкий"
о признании незаконными действий Администрации Татарского района Новосибирской области о включении в реестр муниципальной собственности объектов недвижимого имущества; о признании недействительным решения Совета депутатов Татарского района Новосибирской области от 31.05.2012 г. N 19; о признании недействительным распоряжения Правительства Новосибирской области от 05.12.2012 г. N 425-П, передаточного акта от 07.12.2012 г. N 413 в части
УСТАНОВИЛ:
Администрация Новотроицкого сельсовета Татарского района Новосибирской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) о признании незаконными действия администрации Татарского района Новосибирской области о включении в реестр муниципальной собственности следующих объектов:
- административного здания, общей площадью 153, 9 кв. м, 1981 года постройки, кадастровый номер 1736, расположенного по адресу: Новосибирская область, город Татарск, улица Ленина, 2 "А";
- здания теплой стоянки, общей площадью 995 кв.м., 1981 года постройки, кадастровый номер 1737, расположенного по адресу: Новосибирская область, город Татарск, улица Ленина, 2 "А";
- здания электрической лаборатории, общей площадью 151, 7 кв. м., 1984 года постройки, кадастровый номер 1738, расположенного по адресу: Новосибирская область, город Татарск, улица Ленина, 2 "А";
- здания склада, общей площадью 482, 3 кв.м., 1983 года постройки, кадастровый номер 1739, расположенного по адресу: Новосибирская область, город Татарск, улица Ленина, 2 "А";
признания недействительными Решения Совета депутатов Татарского района Новосибирской области от 31.05.2012 N 19 о передаче объектов недвижимости муниципальной собственности Татарского района в государственную собственность Новосибирской области в части передачи указанных объектов недвижимого имущества; Распоряжения Правительства Новосибирской области от 05.12.2012 N 425-РП, передаточный акт N 413 от 07.12.2012 в части передачи указанных объектов недвижимого имущества.
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены третьи лица: Департамент имущественных и земельных отношений Новосибирской области, Государственное предприятие Лесхоз "Татарский", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, Муниципальное унитарное предприятие "РЭП Новотроицкий".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 12.08.09.2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация Новотроицкого сельсовета в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на несоответствие вводов суда обстоятельствам дела, не дачи судом оценки отсутствия у Администрации Татарского района Новосибирской области, Совета депутатов Татарского района Новосибирской области, Правительства Новосибирской области законных оснований для совершения оспариваемых действий и принятия соответствующих решений, а перечисленные объекты юридически и фактически принадлежали Новотроицкому сельсовету Татарского района Новосибирской области, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, признав требования Администрации законным и обоснованными.
Совет депутатов Татарского района, Администрация Татарского района, Правительство Новосибирской области, Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области, Государственное предприятие Новосибирской области "Лесхоз "Татарский" в представленных отзывах на апелляционную жалобу просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель МУП РЭП "Новотроицкий" в суде апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы Администрации Новотроицкого сельсовета Татарского района.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей Правительства Новосибирской области, Государственного предприятия Новосибирской области "Лесхоз "Татарский", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, при имеющихся явке и материалам дела.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, представленных отзывов на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации Татарского района Новосибирской области от 03.06.1998 N 169 в собственность Татарского района Новосибирской области приняты следующие объекты: административное здание, здание теплой стоянки, здание электрической лаборатории, здание склада, расположенные по адресу: Новосибирская область, Татарский район, город Татарск, улица Ленина, 2а на основании решения собственников-участников предприятия "Агропромэнерго" о передаче принадлежащих им долей в собственность Татарского района Новосибирской области.
Администрация Татарского района Новосибирского района Новосибирской области приняла решение о преобразовании межхозяйственного предприятия "Агропромэнерго", изменив его организационно-правовую форму, в районное муниципальное жилищно-коммунальное предприятие "Татарское".
Администрацией Татарского района Новосибирской области как собственником имущества, что подтверждается выписками из реестра муниципального имущества, принято решение о передаче административного здания, здания теплой стоянки, здания электрической лаборатории, здания склада, расположенных по адресу: Новосибирская область, Татарский район, город Татарск, улица Ленина, 2а, в собственность Новосибирской области, что явилось основанием для принятия Советом депутатов Татарского района Новосибирской области решения от 31.05.2012 N 19.
Правительство Новосибирской области, на которое в соответствии со статьей 6 Закона Новосибирской области "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области" возложены полномочия по управлению и распоряжению собственностью области, издало Распоряжение от 05.12.2012 N 425-РП о принятии в собственность Новосибирской области вышеуказанных объектов.
Заявитель полагая, что до декабря 2012 г. МУП РЭП "Новотроицкий" на основании договора от 03.05.2005 г. являлось законным владельцем спорного имущества на праве хозяйственного ведения, а также о возникновении у Новотроицкого сельсовета 09.12.2003 г. право собственности на основании статьи 218 ГК РФ, об отсутствии права собственности у Администрации Татарского района на спорное имущество на момент передачи его в собственность Новосибирской области, о регистрации права собственности Администрации Татарского района Управлением Росрееста по Новосибирской области только на основании выписок из реестра муниципальной собственности Татарского района Новосибирской области, без проверки должным образом законности включения данного имущества в муниципальную собственность, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Администрацией Новотроицкого сельсовета Татарского района Новосибирской области, признал оспариваемые акты и действия органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствующими закону и не нарушающими права и законные интересы заявителя, указав также на не доказанность Администрацией Новотроицкого сельсовета наличия у нее права в отношении спорного имущества.
Поддерживая выводы суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из правильно установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и примененных норм материального права, подлежащих применению к возникшим спорным правоотношениям.
Как следует из материалов дела, на основании свидетельств о государственной регистрации права собственности Татарского района Новосибирской области на спорные объекты (свидетельства о государственной регистрации права от 06.12.2011 г.) (л.д.23-26, т.2) спорные объекты, расположенные по адресу: Новосибирская область, город Татарск, улица Ленина, 2 "А" в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании записей Управления Росреестра по Новосибирской области зарегистрированы за Новосибирской областью за номерами N 54-52/22-024/2012-858 на здания электрической лаборатории, общей площадью 151, 7 кв.м.; N 54-52/22-024/2012-860 на административное здание, общей площадью 153, 9 кв. м.; N 54-52/22-024/2012-857 на здание склада, общей площадью 482, 3 кв. м.; N 54-52/22-024/2012-859 на здание теплой стоянки, общей площадью 995 кв. м.
По существу, исходя из правовой позиции заявителя, последним оспаривается возникшие у Администрации Татарского района Новосибирской области право собственности на соответствующие объекты с последующей передачей спорного имущества собственником в собственность Новосибирской области, при этом самостоятельных требований к Управлению Росреестра по Новосибирской области в части отсутствия законных оснований для регистрации первоначального права собственности за Администрацией Татарского района применительно к положениям Федерального Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", заявителем не заявлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенных в пункте 56 Постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, причем не в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Из пункта 52 Постановления Пленума N 10/22 следует, что зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав.
Таким образом, полагая, что нарушено право Администрации Новотроицкого сельсовета на спорное имущество, заявитель вправе обратиться в арбитражный суд в порядке искового производства с соответствующим иском.
При таких обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не принимаются ссылки заявителя на статью 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Ссылки Администрации Новотроицкого сельсовета на решение 14 сессии второго созыва Совета депутатов муниципального образования Киевский сельсовет Татарского района Новосибирской области от 02.12.2003, которое, по мнению заявителя, отражает и фактическое владение имуществом, о нахождении спорного имущества на праве хозяйственного ведения с 09.12.2003 г. по 03.05.2005 г. у МУП "Муниципальное предприятие ЖКХ Новотроицкого сельсовета", с 03.05.2005 г. у МУП "РЭП Новотроицкий", не свидетельствуют о несоответствии оспариваемых ненормативных актов и действий органов, осуществляющих публичные полномочия закону и иным нормативно-правовым актам, поскольку не подтверждают наличия права на владение спорным имуществом у Администрации Новотроицкого сельсовета, кроме того, как правильно указано судом, 17.12.2001 г. Администрацией Татарского сельсовета Новосибирской области было принято решение N 678-р о передаче в собственность сельских муниципальных образований Татарского района имущества, на территории которых оно находится, из приложения N 1 следует, передача в собственность Киевского сельсовета здания котельной, расположенное в селе Киевка, что также подтверждено письмом Администрации муниципального образования Киевский сельсовет от 18.03.2013 г.
Судом первой инстанции также правомерно учтено, что решение 14 сессии второго созыва Совета депутатов муниципального образования Киевский сельсовет Татарского района Новосибирской области от 02.12.2003 (копия выдана архивным отделом Администрации Татарского района Новосибирской области), не содержит информации о передаче в собственность заявителя спорных объектов.
По указанным основанием, несостоятельна ссылка заявителя на выписку из реестра Муниципального образования Новотроицкого сельсовета на 01.01.2004 г.
Доводы заявителя о том, что территориальная Администрация Татарского района Новосибирской области была ликвидирована в 2004 г. и правопреемников не имела, а Администрация Татарского района Новосибирской области была создана и зарегистрирована в качестве юридического лица 30.12.2004 г. с передачей имущества Администрации Татарского района в 2005 г., не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку оспариваются действия Администрации Татарского района о включении в реестр муниципальной собственности спорных объектов, совершенные после 2005 г., наличие у Администрации Татарского района полномочий по совершению таких действий, заявителем не опровергается; а сам факт передачи имущества от Территориальной администрации Татарского района Новосибирской области в Администрацию Татарского района, принятие последней на баланс переданного имущества после 2004 г., не свидетельствует об отсутствии у Администрации Татарского района Новосибирской области прав по владению и распоряжению таким имуществом, из материалов дела не усматривается, что сделка по передаче имущества была кем-то оспорена.
Ссылка заявителя на то, что акт изъятия в декабре 2011 г. спорного имущества у МУП "РЭП Новотроицкий", находящегося в хозяйственном ведении, подписан не неуполномоченным лицом, является фиктивным документом, не принимается судом апелляционной инстанции, как выходящая за предмет заявленных Администрацией Новотроицкого сельсовета требований, в рамках которых действия по изъятию имущества не оспаривались, такие действия являются самостоятельными и для признания их законными либо незаконными необходимо установление иных фактических обстоятельств по делу.
Не опубликование решения Совета народных депутатов Татарского района N 19 от 31.05.2012 г. "О передаче объектов недвижимости муниципальной собственности Татарского района в государственную собственность Новосибирской области", само по себе при наличии зарегистрированного и не оспоренного права собственности не порождает правовых последствий в виде признания решения незаконным, а также учитывая, что решение не является нормативно-правовым актом и не адресовано неопределенному кругу лиц.
Принимая во внимание, что заявитель просит признать незаконными действия и недействительными решения органов, осуществляющих публичные полномочия, явившиеся основанием для государственной регистрации права муниципальной собственности и перехода в государственную собственность в порядке главы 24 АПК РФ, при этом, фактически приводит правовое обоснование и мотивы по оспариванию зарегистрированного права собственности на спорное имущество, что свидетельствует о наличии спора о праве, в связи с чем, избранный заявителем способ защиты не может быть применен в данном случае и влечет, помимо вышеприведенных оснований, отказ в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции находит выводы арбитражного суда по существу спора правильными и не усматривает установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и безусловных (часть 4 статьи 270 АПК РФ), оснований для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 12 августа 2013 года по делу N А45-4855/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-4855/2013
Истец: Администрация Новотроицкого сельсовета Татарского района
Ответчик: Государственное предприятие Лесхоз "Татарский", Департамент имущественных и земельных отношений Новосибирской области, МУП "РЭП Новотроицкий", Правительство Новосибирской области, Совет депутатов Татарского района второго созыва, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области
Третье лицо: Администрация Татарского района Новосибирской области