г. Москва |
|
21 ноября 2013 г. |
Дело N А40-82061/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи |
Якутова Э.В. |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Артюковой О.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Рустех-К" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.08.2013 по делу N А40-82061/13 судьи Лапшиной В.В.
по заявлению ООО "Рустех-К" (ОГРН 1027739195175; 109518, г. Москва, 1-й Грайвороновский проезд, д.9А, стр. 2-7)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Сагадиев А.Э по дов. от 20.06.2013;
от ответчика: Кузяев К. В. по дов. от 19.11.2012 N 05-08-4270/12,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.08.2013 ООО "Рустех-К" (далее - Общество) было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (далее - Департамент) от 18.06.2013 по делу об административном правонарушении N 1008-16-3/2013.
Общество не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Отзыв на апелляционную жалобу Департаментом не представлен.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Указал на то, что Обществом осуществляется деятельность, связанная с использованием оргтехники и оформлением документации, в результате которой и образуются бытовые и канцелярские отходы, от размещения которых происходит негативное воздействие на окружающую среду.
Пояснил, что Обществом заключен договор с иными обществами по вывозу отходов, производилась плата за размещение отходов.
Полагает, что действия Общества, периодически помещающего бытовой мусор в контейнеры на площадках, организованных и эксплуатирующихся специализированными организациями, на основании заключенного с ним договора не могут расцениваться как деятельность в области обращения с отходами в виде их накопления в смысле, придаваемом этой деятельности Законом об отходах.
Отметил, что внесение Обществом ранее платежей за негативное воздействие на окружающую среду не может свидетельствовать об осуществлении Обществом деятельности, связанной с накоплением отходов, и следовательно, возникновении обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, равно как и обязанности по предоставлению сведений для ведения Сводного кадастра отходов.
Обратил внимание на то, что по одному материалу проверки было составлено четыре протокола в отношении Общества и один протокол в отношении генерального директора Общества и вынесено, соответственно, пять постановлений о привлечении к административной ответственности.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Указал на то, что поскольку в процессе производственной деятельности Общества образуются отходы производства и потребления, то Общество обязано представлять в Департамент сведения об отходах в виде информационных форм для включения в Сводный кадастр.
Отметил, что на основании материалов проверки Общество привлечено к административной ответственности за различные правонарушения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 28.01.2013 N 1010-16/2013 Департаментом проведена плановая выездная проверка требований законодательства в области охраны окружающей среды по адресу: г. Москва, 1-ый Грайвороновский пр-д, д.9а, стр.7.
По результатам проверки был составлен Акт проверки от 01.03.2013 N 1008-16/2013, которым, в том числе, установлен факт не представления ООО "Рустех-К" в установленный срок данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы за 2011 год.
29.04.2013 должностным лицом Департамента в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя Общества был составлен протокол об административном правонарушении N 1008-16-3/2013, которым ООО "Рустех-К" вменялось совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.4.36 КоАП Москвы, выразившегося в непредставлении в Департамент данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы за 2011 год.
Постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 18.06.2013 N 1008-16-3/2013, вынесенным с участием представителя Общества, ООО "Рустех-К" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.4.36 КоАП Москвы, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Департаментом всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела, оспариваемое постановление вынесено обоснованно и в соответствии с законом.
При этом, суд правомерно указал на то, что в соответствии ч.1 ст.4.36 КоАП Москвы непредставление, несвоевременное представление данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами города Москвы направлять такие данные, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления определяются как остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В соответствие со ст.11 ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно п.3 ст.20 ФЗ "Об отходах производства и потребления" органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органам местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами. Порядок ведения региональных кадастров отходов определяется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Приложением 2 к постановлению Правительства Москвы от 14.10.2003 N 865-ПП определен порядок формирования и ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления г. Москвы, в соответствии с которым индивидуальные предприниматели и юридические лица, деятельность которых в той или иной степени связана с любым этапом обращения с отходами производства и потребления, до первого сентября года, следующего за отчетным годом, предоставляют в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы на основании постановления Правительства Москвы от 19.11.2002 N 939-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охране окружающей среды" данные об отходах производства и потребления в виде информационных форм. После предоставления и ввода информации в соответствующие разделы кадастра поставщикам информации выдается талон, подтверждающий факт регистрации индивидуального предпринимателя и юридического лица в Кадастре за соответствующий период.
Кадастр - периодически пополняемый систематизированный свод данных об отходах производства и потребления, объектах размещения отходов, технологиях использования обезвреживания отходов, включает в себя: классификационный каталог отходов производства и потребления г. Москвы; банк данных об отходах производства и потребления; банк данных о технологиях использования и обезвреживания и реестр объектов размещения.
Согласно п.2.9 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 14.10.2003 N 865-ПП поставщиками информации для кадастрового учета отходов являются индивидуальные предприниматели и юридические лица.
В соответствии с п.2.10 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 14.10.2003 N 865-ПП сведения об отходах в виде информационных форм в Департамент представляют индивидуальные предприниматели, юридические лица; в процессе производственной деятельности которых, образуются отходы производства и потребления, специализирующиеся на переработке (обезвреживании) отходов, занимающиеся транспортировкой отходов.
Исследуя материалы дела, суд правильно установил, что в процессе осуществления хозяйственной деятельности ООО "Рустех-К" по адресу: г. Москва, 1-й Грайвороновский пр-д, д.9, стр.2-7 образовываются отходы, а именно: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные (I класс опасности), мусор от бытовых помещений организованный несортированный, смет с территории организации (IV класс опасности), отходы упаковочного картона незагрезненные (V класс опасности) и т.д.
Собранные отходы хранятся в специально отведенных местах временного хранения и накопления отходов для последующего вывоза на утилизацию согласно договорам с ООО "НПП "Экотром" от 19.04.2010 N 25201 и ООО "Комплект" от 11.01.2009 N 4. К договорам прилагаются талоны с полигонов ТБО, а также акты о сдаче отходов на переработку или утилизацию.
Оценивая доводы о том, что Общество не специализируется на деятельности по обращению с отходами, в связи с чем не может быть признано субъектом административной ответственности, суд правомерно признал их необоснованными.
При этом, суд правомерно указал на то, что согласно ст.1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под накоплением отходов, в свою очередь, понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Правильно установив, что факт образования отходов в результате производственной деятельности предприятия подтвержден материалами дела, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что Общество обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Соответственно, Общество обязано представлять в Департамент сведения об отходах в виде информационных форм для включения в Сводный кадастр отходов производства и потребления города Москвы.
Также следует обратить внимание и на то, что Общество сдает в аренду производственные, складские и административные здания, в связи с чем накапливает и складирует отходы не только от деятельности Общества, но и отходы производственной деятельности арендаторов.
Доказательств того, что арендаторы самостоятельно организуют сбор и вывоз отходов Обществом не представлено.
Доводы Общества о том, что по одному материалу проверки было составлено четыре протокола в отношении Общества и один протокол в отношении генерального директора Общества и вынесено, соответственно, пять постановлений о привлечении к административной ответственности, не могут быть признаны относимыми к настоящему делу.
Оспариваемым постановлением Обществу вменяется неисполнение обязанности по представлению сведений в Сводный кадастр отходов производства и потребления города Москвы, в то время как в других постановлениях Обществу вменялись иные составы административных правонарушений.
Оценивая наличие в действиях Общества субъективной стороны правонарушения, суд правильно отметил, что ООО "Рустех-К" не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП города Москвы предусмотрена административная ответственность.
Возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась, однако, им не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению.
В связи с этим, суд правильно посчитал, что вина Общества в совершении административного правонарушения административным органом правомерно установлена и в оспариваемом постановлении отражена.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает обоснованным и основанным нам законе вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Принимая во внимание изложенное и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.08.2013 по делу N А40-82061/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Э.В. Якутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-82061/2013
Истец: ООО "Рустех-К"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
23.12.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18684/13
16.12.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18684/13
21.11.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-33394/13
28.08.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-82061/13