г. Москва |
|
28 ноября 2013 г. |
Дело N А41-20333/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Коротковой Е.Н., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Савановой В.В.,
при участии в заседании:
от администрации Пушкинского муниципального района Московской области (ИНН: 5038002503, ОГРН: 1035007558585): представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ИНН: 7716642273, ОГРН: 1097746296977): представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Степанянц Каринэ Эдуардовны: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 03 сентября 2013 года по делу N А41-20333/13, принятое судьей Богатыревой Г.И., по иску администрации Пушкинского муниципального района Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, с участием в деле в качестве третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Степанянц Каринэ Эдуардовны, о признании отсутствующим права собственности,
УСТАНОВИЛ:
администрация Пушкинского муниципального района Московской области (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в МО, ответчик) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на
земельный участок площадью 1319 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, п. Зеленоградский, ул. Печати, д. 15 с кадастровым номером 50:13:050110:0055 (том 1, л.д. 4-8).
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по МО), Степанянц Каринэ Эдуардовна (далее - Степанянц К.Э.).
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 сентября 2013 года исковые требования удовлетворены в полном объеме, зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1319 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, п. Зеленоградский, ул. Печати, д. 15 с кадастровым номером 50:13:050110:0055, признано отсутствующим (том 1, л.д. 99-101).
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ТУ Росимущества в МО обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (том 1, л.д. 105-110).
Одновременно с апелляционной жалобой ТУ Росимущества в МО заявило ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, ссылаясь на то обстоятельство, что копия решения суда 03 сентября 2013 года по делу N А41-20333/13 поступила в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области 17 сентября 2013 года, о чем свидетельствует отметка на копии указанного судебного акта (вх. N 24364).
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" если факт пропуска срока на подачу апелляционной жалобы установлен после принятия апелляционной жалобы к производству, суд апелляционной инстанции выясняет причины пропуска срока. Признав причины пропуска срока уважительными, суд продолжает рассмотрение дела, а в ином случае - прекращает производство по жалобе применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного процессуального срока, суд апелляционной инстанции признает причины пропуска срока уважительными, ходатайство истца подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.
В соответствии с частью 2 указанной статьи срок подачи апелляционной жалобы, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такой жалобой, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству указанного лица может быть восстановлен арбитражным судом апелляционной инстанции при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня принятия решения.
Из материалов дела следует, что обжалуемое решение суда первой инстанции было изготовлено в полном объеме 03 сентября 2013 года. При этом указанный судебный акт был опубликован в картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru/ 10 сентября 2013 года. С апелляционной жалобой Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области обратилось в арбитражный суд 11 октября 2013 года.
Принимая во внимание, что апелляционная жалоба подана в пределах шестимесячного срока на апелляционное обжалование, в целях обеспечения гарантии прав лиц, участвующих в деле, на судебную защиту, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что срок на апелляционное обжалование подлежит восстановлению.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24.02.2000 года Главой администрации поселка Зеленоградский Пушкинского района Московской области было принято постановление N 42 "О присвоении юридического адреса нежилому строению и передаче в долгосрочную аренду земельного участка по ул. Печати в пос. Зеленоградский", в соответствии с которым за нежилым зданием (административно-производственным) строением, расположенным по ул. Печати в пос. Зеленоградский закреплен земельный участок площадью 1319 кв.м.; объекту недвижимости присвоен юридический адрес: пос. Зеленоградский, ул. Печати, д. 15; земельный участок площадью 1315 кв.м. по адресу: д. 15, ул. Печати в пос. Зеленоградский, передан в долгосрочную аренду Бенчояну В.А. для нужд производства (том 1, л.д. 77).
На основании указанного постановления, 24.02.2000 года между администрацией поселка Зеленоградский Пушкинского района Московской области и Бенчояном В.А. был заключен договор аренды земельного участка N 170/1, сроком на 49 лет (том 1, л.д. 21-23).
Договор был зарегистрирован в установленном законом порядке Московской областной регистрационной палатой.
09.04.2004 года Главой Пушкинского района Московской области издано постановление N 855 "О прекращении у Бенчояна В.А. права аренды на земельный участок площадью 1319 кв.м. по адресу: Московская область, Пушкинский район, пос. Зеленоградский, ул. Печати, д. 15, утверждении границ этого земельного участка и передаче его Степанянц К.Э. в аренду на срок 45 лет (до 17.07.2049 г.) для производственных целей" (том 1, л.д. 24-25).
09.04.2004 года между Комитетом по управлению имуществом муниципального образования "Пушкинский район" и Бенчояном В.А. заключено соглашение о расторжении вышеназванного договора аренды земельного участка.
Во исполнение постановления Главы Пушкинского района Московской области от 09.04.2004 N 855 между Комитетом по управлению имуществом муниципального образования "Пушкинский район" (арендодатель) и Степанянц К.Э. (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 68-04 от 16.04.2004 года, согласно условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду с 09.04.2004 по 17.07.2049 (45 лет) земельный участок с кадастровым номером 50:13:050110:0055, площадью 1319 кв.м., по адресу: Московская область, Пушкинский район, п. Зеленоградский, ул. Печати, д. 15 для производственных целей (земли поселений) (том 1, л.д. 21-23).
На указанном земельном участке расположено нежилое здание площадью 320 кв.м., принадлежащее на праве собственности Степанянц К.Э., что подтверждается актом проверки использования земельного участка по договору аренды от 16.04.2004 N 68-04 (с приложенными к нему фотоматериалами) (том 1, л.д. 41-43) и свидетельством о государственной регистрации права от 11.02.2004 серии 50 АД N 992434 (том 1, л.д. 32).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.04.2013 N 13/016/2013-201 правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:13:050110:0055, площадью 1319 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, п. Зеленоградский, ул. Печати, д. 15 является Российская Федерация (том 1, л.д. 12).
Ссылаясь на то обстоятельство, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:13:050110:0055 было зарегистрировано незаконно, истец обратился в суд с иском по настоящему делу.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований законными и обоснованными в силу следующего.
На основании пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пункт 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 1).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 2).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли (пункт 3).
К собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации (пункт 4).
Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки (пункт 5).
Из пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 года N 137-ФЗ следует, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Таким образом, Законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления муниципальных районов земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно акту проверки использования земельного участка по договору аренды от 16.04.2004 N 68-04 (с приложенными к нему фотоматериалами) следует, что земельный участок площадью 1319 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, п. Зеленоградский, ул. Печати, д. 15 с кадастровым номером 50:13:050110:0055 используется по целевому назначению. На земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий Степанянц К.Э. Других объектов недвижимости, в том числе находящихся в федеральной собственности на спорном земельном участке не обнаружено (том 1, л.д. 41-43).
При этом из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.04.2013 N 13/016/2013-201 усматривается, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:13:050110:0055, площадью 1319 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, п. Зеленоградский, ул. Печати, д. 15 является Российская Федерация (том 1, л.д. 12).
Принимая во внимание, что зарегистрированное право собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок препятствует возможности органам местного самоуправления распоряжаться им, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцом избран надлежащий способ защиты нарушенного права.
Порядок заполнения и выдачи выписок из ЕГРП установлен Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 01.09.2011 N 440 "Об утверждении форм документов, в виде которых предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Выписка из ЕГРП должна содержать описание объекта недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на него, об ограничениях (обременениях) прав, о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.
В выписку вносятся сведения, которые содержатся в соответствующих листах раздела Единого государственного реестра прав на момент подписания выписки в пределах предусмотренного пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" срока для предоставления лицу запрошенной информации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно пункту 52 абз. 4 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.10 г. N 10/22 в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
В силу статей 9, 13, 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Как установлено судом первой инстанции, в регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, а также доказательства факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок, произведенного в установленном законом порядке.
При этом, регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер.
Доказательств обращения компетентного исполнительного органа государственной власти либо действующего по его поручению лица о регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не представлено.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
Как указывалось ранее, в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", начавшей действовать с 01.07.2006 года, установлены перечни земельных участков, которые могут находиться в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Из материалов дела следует, что на земельном участке с кадастровым номером 50:13:050110:0055 не расположены и не располагались ранее здания, строения, сооружения, находящиеся или находившиеся ранее в собственности Российской Федерации; указанный земельный участок не предоставлен органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; данный земельный участок не находится на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; указанный земельный участок не предоставлен в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги".
Более того, указанный земельный участок не обладает признаками, позволяющими отнести его к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации в иных предусмотренных федеральным законом случаях, в частности, земельный участок не относится к землям лесного фонда, особо природным охраняемым территориям, не относится к землям, на которых располагаются автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, земельный участок не предоставлялся для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации.
Кроме того, спорный земельный участок также не может быть отнесен к объектам, которые по своим характеристикам могут находиться в федеральной собственности в соответствии с Постановлением Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Также в соответствии с перечнем, установленным в статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", нельзя отнести указанный земельный участок к земельным участкам, которые находятся в собственности субъекта Российской Федерации, в данном случае Московской области, или в муниципальной собственности.
Таким образом, спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, и распоряжаться которым в соответствии с действующим законодательством вправе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов.
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ТУ Росимущества в Московской области не представлено доказательств наличия у ответчика оснований, предусмотренных законом, для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03 сентября 2013 г. по делу N А41-20333/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Ю. Епифанцева |
Судьи |
Е.Н. Короткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-20333/2013
Истец: Администрация Пушкинского муниципального района Московской области, Администрация Пушкинского района
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, ТУ федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области
Третье лицо: Степанянц К. Э., Управление Росреестра по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области