г. Самара |
|
27 ноября 2013 г. |
Дело N А72-8622/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Калибник Н.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Мика Мотор" - извещен, не явился,
от Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Шишеня Е.Г., доверенность от 27.12.2012 N 01-16/01/36757,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 ноября 2013 года в зале N 6 апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 сентября 2013 года по делу N А72-8622/2013 (судья Лубянова О.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мика Мотор" (ОГРН 1027300540190, ИНН 7302016874), г. Димитровград, Ульяновская область,
к Государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Ульяновск,
о признании недействительными пунктов 1,3,5 решения от 27.06.2013 N 148,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мика Мотор" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительными пунктов 1,3,5 решения от 27.06.2013 N 148 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в виде штрафа в размере 295 рублей 52 копейки.
Решением суда 1 инстанции от 09 сентября 2013 года заявление удовлетворено полностью, пункты 1, 3 и 5 оспариваемого решения Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации признаны незаконными.
С Отделения Фонда социального страхования в пользу ООО "Мика Мотор" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
В апелляционной жалобе Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования просит решение суда 1 инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Кроме того, в жалобе указано, что заявитель не оспаривал начисление по результатам проведенной проверки пеней за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 167,69 руб., в связи с чем у суда 1 инстанции отсутствовали основания для признания незаконным пп.3.3 п.3 оспариваемого решения: "уплатить пени, указанные в п.2 настоящего решения".
ООО "Мика Мотор" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель регионального отделения Фонда социального страхования поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебное заседание представитель Общества не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В соответствии с п. 5 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителя ООО "Мика Мотор", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя регионального отделения Фонда социального страхования, оценив имеющие в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает необходимым решение суда первой инстанции изменить, заявление Общества удовлетворить частично по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, по результатам проведения Ульяновским региональным отделением Фонда социального страхования РФ выездной проверки ООО "Мика Мотор" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством был составлен акт проверки от 03.06.2013 N 227 с/с (т.2 л.д. 22).
27.06.2013 на основании данного акта Ульяновским региональным отделением Фонда социального страхования РФ было принято решение о привлечении ООО "Мика Мотор" к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде взыскания штрафа 295,52 руб. (пункт 1) - л.д. 8-10.
Пунктом 2 решения начислены пени по состоянию на 01.01.2013 г. в сумме 167,69 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов за ноябрь, декабрь 2010 г., январь, февраль 2011 г.
Пунктом 3 решения Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 1477,62 руб. (подпункт 3.1), штраф в размере 295,52 руб. (пп.3.2) и пени в сумме 167,69 руб. (пп.3.3).
Пунктом 4 решения Обществу предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета, пунктом 5 - своевременно уплачивать страховые взносы.
В решении отражено, что в нарушение ст.9 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" Обществом не были начислены страховые взносы за 2011 и 2012 года на выплаты в сумме 6 761,45 руб. и 44 190,84 руб., произведенные работникам на оплату дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами в период с апреля по декабрь 2011 г. и с января по декабрь 2012 г.
Сумма неуплаченных взносов составила 1477,62 руб.
Кроме того, в нарушение ч.5 ст.15 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" ежемесячный обязательный платеж уплачивался Обществом позднее установленного срока. За нарушение срока уплаты страховых взносов Обществу начислены пени в сумме 167,69 руб. (В этой части решение Фонда Обществом не оспаривается).
Между тем при принятии данного решения Фондом не были учтены следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Таким образом, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Изменения, внесенные в статью 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ, не изменяют характера данных выплат.
Как указано выше, они имеют характер государственной поддержки и не относятся по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Следовательно, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Федерального закона N 212-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.
Данная правовая позиция сформирована в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 1798/10 по делу NА71-3574/2009-А31, постановлении ФАС Поволжского округа от 12.09.2012 г. по делу N А57-19322/2011.
Аналогичные выводы, изложенные в обжалуемом решении суда 1 инстанции, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и являются правомерными.
Вместе с тем, из содержания оспариваемого решения Фонда следует, что указанные в п.2 пени в сумме 167,69 руб. не связаны с начисленными по результатам проверки страховыми взносами за 2011, 2012 г.г. на выплаты по уходу за детьми-инвалидами.
Данные пени начислены на основании ч. 5 ст. 5,25 Закона N 212-ФЗ за несвоевременную уплату страховых взносов за октябрь, ноябрь, декабрь 2010 г., что следует из приложения N 1 к акту выездной проверки от 03.06.2013 г. (л.д. 26-30 т.2).
Общество не оспаривало правомерность начисления пеней в сумме 167 руб.69 коп., отраженных в п.2 решения Фонда.
В связи с этим у суда 1 инстанции отсутствовали правовые основания для признания незаконным подпункта 3.3 в составе пункта 3 оспариваемого решения Фонда.
При таких обстоятельствах решение 1 инстанции следует изменить, заявление Общества удовлетворить частично, решение Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 27.06.2013 N 148 признать недействительным в части пункта 1, подпунктов 3.1, 3.2 пункта 3, пункта 5.
В остальной части в удовлетворении заявления следует отказать.
В остальной части решение суда 1 инстанции следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 сентября 2013 года по делу N А72-8622/2013 изменить, заявление удовлетворить частично.
Решение Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 27.06.2013 N 148 признать недействительным в части пункта 1, подпунктов 3.1, 3.2 пункта 3, пункта 5.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-8622/2013
Истец: ООО "Мика Мотор"
Ответчик: ГУ - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ