г. Пермь |
|
27 ноября 2013 г. |
Дело N А60-20481/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Риб Л.Х.,
судей Муравьевой Е.Ю., Осиповой С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.,
от заявителя (закрытое акционерное общество "Каменская теплоснабжающая компания") (ОГРН 1095904011026, ИНН 59042122431): Архангельская А.В., представитель по доверенности от 13.05.2013, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица (Региональная энергетическая комиссия Свердловской области) (ОГРН 1026605237944, ИНН 6671113500): Воронина Е.А., представитель по доверенности от 11.01.2013, предъявлено удостоверение;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Каменская теплоснабжающая компания"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 сентября 2013 года по делу N А60-20481/2013,
принятое судьей Италмасовой Е.Г.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Каменская теплоснабжающая компания"
к Региональной энергетической комиссии Свердловской области
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Закрытое акционерное общество "Каменская теплоснабжающая компания" (далее - ЗАО "КТК", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области, административный орган) от 18.12.2012 N 632 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением арбитражного суда от 18.09.2013 (резолютивная часть решения объявлена 11.09.2013) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь в обоснование жалобы на неправильное применение судом законодательства, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие изложенных в решении выводов обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе ее податель приводит доводы о том, что требование о проведении расчетов с потребителями за поставленный коммунальный ресурс по утвержденному тарифу на горячую воду распространяется на организации коммунального комплекса, непосредственно осуществляющие производство горячей воды. Поскольку ЗАО "Каменская теплоснабжающая компания" не осуществляет производство горячей воды, не оказывает услугу горячего водоснабжения с использованием систем централизованного горячего водоснабжения, при расчетах с потребителями общество обоснованно применяло тарифы на тепловую энергию и на теплоноситель, утвержденные для общества постановлениями РЭК Свердловской области N 197-ПК и N 205-ПК от 21.12.2012 (с изменениями). Судом не учтено, что утвержденный постановлением РЭК Свердловской области от 30.11.2011 N 185-ПК тариф на горячую воду утверждался на объемы, где общество осуществляет непосредственное производство горячей воды на Центральном тепловом пункте. Договоры от 07.07.2011 N 83001 и N 86076 в период выставления обществом счетов фактур с 30.09.2012 по 31.12.2013 заключены не были, данные договоры действуют с 30.01.2013.
В жалобе общество указывает, что п. 7 (1) Основ ценообразования, которым предусмотрено утверждение тарифов на горячую воду в закрытой и открытой системе горячего водоснабжения, введен постановлением Правительства РФ от 08.11.2012 N 1149 и действует с 12.11.2012. Решением ВАС РФ от 29.06.2012 N ВАС-4747/12 абзацы 1 и 4 пункта 7 Методических указаний признаны не соответствующими Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Основам ценообразования в части деления непосредственного приготовления организациями горячей воды на закрытую и открытую схемы, вне зависимости от того, участвует ли организация в непосредственном приготовлении горячей воды.
Административный орган с изложенными в жалобе доводами не согласен по основаниям, указанным в отзыве, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Присутствующие в заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя и заинтересованного лица поддержали доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
При проверке законности и обоснованности обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), судом апелляционной инстанции установлено, что судебное разбирательство в суде первой инстанции произведено с нарушением ч. 2 ст. 18 АПК РФ, то есть дело рассмотрено в незаконном составе, что в силу п. 1 ч. 4 ст. 270 АПК РФ является безусловным основанием для отмены судебного акта.
При наличии оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции (ч. 6.1 ст. 268 АПК РФ)
Согласно п. 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, на основании ч. 5 ст. 270 АПК РФ суд апелляционной инстанции выносит определение.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. Принимая во внимание полную явку представителей сторон в судебное заседание, с учетом мнения представителей сторон, дело рассмотрено апелляционным судом в этом же судебном заседании.
Рассмотрев дело по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, по требованию прокуратуры Свердловской области, на основании распоряжения от 22.04.2013 РЭК Свердловской области проведена проверка соблюдения ООО "КТК" порядка ценообразования, порядка формирования и применения регулируемых цен (тарифов) и факторов, на них влияющих, хозяйственной деятельности в сфере регулируемого ценообразования.
В ходе проверки выявлено, что общество в период с 30.09.2012 по 31.12.2012 осуществляло расчеты с ООО "УК "Дирекция единого заказчика" за горячую воду при централизованной подаче горячей воды (как по открытой схеме водоснабжения, так и по закрытой) в виде платы за тепловую энергию и за теплоноситель, что зафиксировано в акте проверки от 14.05.2013 (л.д. 103-108).
По факту выявленного нарушения 14.05.2013 РЭК Свердловской области составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого заместителем председателя РЭК Свердловской области вынесено постановление от 27.05.2013 N 213 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей (л.д.39, 41).
Полагая, что привлечение к административной ответственности является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании постановления незаконным и отмене.
Согласно ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования признается административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере сто тысяч рублей.
В соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (с изменениями) в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Во исполнение положений закона Правительством Российской Федерации постановлением от 14.07.2008 N 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, п. 5 которых в систему регулируемых тарифов и надбавок включены тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавки к тарифам и тарифы на подключение.
Согласно п. 6 Основ ценообразования к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, в том числе, тарифы на горячую воду.
Органы регулирования устанавливают следующие тарифы на горячую воду: 1) тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения; 2) тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (п.7(1) Основ ценообразования).
В соответствии с абз. 1 п. 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегионразвития РФ от 15.02.2011 N 47 (с учетом Решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2012 по делу N ВАС-4747/12, признавшего недействительными отдельные положения абз. 1, абз. 4 п. 7 Методических указаний) тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения (абз. 1).
Таким образом, с 29.06.2012 расчеты за горячее водоснабжение должны производиться с учетом вышеуказанного решения ВАС РФ, то есть по тарифам на горячую воду, установленным РЭК Свердловской области.
ЗАО "КТК" РЭК Свердловской области постановлением от 30.11.2011 N 185-ПК "Об утверждении тарифов на услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод организациям коммунального комплекса в Свердловской области на 2012 год" на период с 01.07.2012 по 31.12.2012 утвержден тариф на горячую воду в размере: 69,05 руб./куб. м. (без НДС); для категории "Население" - 81,48 руб./куб. м (с НДС).
Между ЗАО "КТК" и ООО "УК "Дирекция единого заказчика" заключены договоры от 07.07.2011 N 83001, N 86076, согласно которым ЗАО "КТК" отпускает через присоединенную сеть тепловую энергию, теплоноситель, горячую воду, а ООО "УК "ДЕЗ" обязуется принять и оплатить данные энергоресурсы по действующим тарифам. Заявителю на праве аренды передано имущество "Комплекс тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения города Каменска-Уральского".
В нарушение установленного выше порядка ценообразования общество, являясь организацией коммунального комплекса, в период с 31.09.2012 по 31.12.2012 осуществляло расчеты с ООО "УК "ДЕЗ" за горячую воду при централизованной подаче горячей воды (как по открытой схеме водоснабжения, так и по закрытой) в виде платы за тепловую энергию и за теплоноситель.
Так, по счету-фактуре от 31.10.2012 N 39205068 (договор 83001) согласно прилагаемой к счету расчетной ведомости по объектам: жилому дому N 46 по ул. К. Маркса предъявлено за тепловую энергию для ГВС в количестве 1,78 Гкал по тарифу в размере 867,36 руб./Гкал (без НДС), и за теплоноситель в количестве 27,33 куб.м по тарифу в размере 14,44 руб./куб.м. (без НДС); жилому дому N 20 по ул. К. Маркса предъявлено за тепловую энергию для ГВС в количестве 31,05 Гкал по тарифу в размере 867,36 руб./Екал (без НДС), и за теплоноситель в количестве 485,21 куб.м по тарифу в размере 14,44 руб./куб.м. (без НДС).
По счету-фактуре от 30.11.2012 N 392050656 (договор 86076) согласно прилагаемой к счету расчетной ведомости по объектам: жилому дому N 46 по ул. Исетская предъявлено за тепловую энергию для ГВС в количестве 1-Й"47 Гкал по тарифу в размере 867,36 руб./Гкал (без НДС), и за теплоноситель в количестве 343,36 куб.м по тарифу в размере 14,44 руб./куб.м. (без НДС); жилому дому N 35 по ул. Аллюминиевая предъявлено за тепловую энергию для ГВС в количестве, 6,45 Гкал по тарифу в размере 867,36 руб./Гкал (без НДС), и за теплоноситель в количестве 132,26 куб.м по тарифу в размере 14,44 руб./куб.м. (без НДС).
Всего сумма нарушения, сложившаяся в результате предъявления ЗАО "КТК" платы за горячую воду в виде двух составляющих: стоимости тепловой энергии и стоимости теплонасителя при расчетах с ООО "УК "ДЕЗ", при выборочной проверке счетов-фактур за период с 30.09.2012 по 31.12.2012 составила 776 158,08 рублей.
Таким образом, факт нарушения обществом установленного нормативными актами порядка ценообразования подтвержден материалами дела и свидетельствует о наличии события административного правонарушения.
Доводы общества о начале действия договоров N 83001 и 86076 с 30.01.2013 не опровергают факта нарушения, поскольку счета фактуры выставлены и расчеты произведены за период с 30.09.2012 по 31.12.2012.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о виновности юридического лица в совершении правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие принятие заявителем всех необходимых мер для соблюдения требований законодательства о ценообразовании.
Таким образом, в действии заявителя доказано наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание назначено заявителю в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Обстоятельств, позволяющих признать совершенное обществом правонарушение малозначительным, судами не установлено.
Учитывая вышеизложенное, решение суда подлежит отмене на основании ч.ч. 1, 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 сентября 2013 года по делу N А60-20481/2013 отменить.
В удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Каменская теплоснабжающая компания" о признании незаконным и отмене постановления N 213 по делу об административном правонарушении от 27.05.2013 отказать.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х.Риб |
Судьи |
Е.Ю.Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-20481/2013
Истец: ЗАО "Каменская теплоснабжающая компания"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия Свердловской области