город Ростов-на-Дону |
|
28 ноября 2013 г. |
дело N А32-13696/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей М.В. Соловьевой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Войцешко И.С.
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 30.10.2013 Петрова М.М. паспорт
от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.09.2013 по делу N А32-13696/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Колос"
к заинтересованному лицу Министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края
о признании незаконным бездействия,
принятое в составе судьи Гладкова В.А.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Колос" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министерство) о признании незаконным отказа в возмещении ущерба, и понуждении устранить допущенные нарушения.
Решением суда от 02.09.13 заявленные обществом требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что представленными в материалы дела документами подтверждено отчуждение животных и их уничтожение, а также представление уполномоченному органу документов, подтверждающих размер ущерба.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что заявление общества о компенсации ущерба, вызванного отчуждением животных при ликвидации очага африканской чумы свиней, рассмотрено и решение о предоставлении компенсации принято, о чем свидетельствует письмо от 21.02.12 N 64.08-223/12-05.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Министерство своего представителя в судебное заседание не направило, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещено надлежащим образом.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя министерства.
Представитель общества возражал против отмены решения суда первой инстанции, сославшись на его законность и обоснованность.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, из Акта от 26.01.12 года об отчуждении животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, составленного комиссией, состав которой утверждён приказом департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 23.01.2012 года N 18, зафиксировано отчуждение животных, принадлежащих обществу в количестве 6 451 голов, общим весом 446 870 кг., из которых:
104 головы - свиноматки основные (25 800 кг.);
200 голов свиноматки проверяемые (35 000 кг.);
140 голов ремсвинки (18 200 кг.);
4 140 голов свиньи группы откорм (324 120 кг.);
1 019 голов поросят группы 0 - 1 мес. (8 150 кг.);
848 голов поросят группы 1 - 3 мес. (35 600 кг.).
Отчуждение данных животных осуществляется с целью предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
26.01.12 заявлением N 24 общество обратилось с заявлением о выплате компенсации за отчуждение поголовья свиней в количестве 6 451 головы общим весом 446 870 кг.
21.02.12 письмом N 64.08-223/12-05, департамент разъяснил обществу, что возможность выплаты компенсации зависит от принятия главой администрации Краснодарского края правового акта о выделении бюджетных средств.
25.03.13 письмом N 51 общество обратилось в министерство с заявлением о подтверждении объёма компенсационных выплат вызванного отчуждением животных.
28.03.13 письмом N 206.06-376/13-05 министерство разъяснило обществу порядок такого возмещения.
Не согласившись с отказом в возмещении ущерба, общество обратилось в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что министерство необоснованно отказало обществу в возмещении ущебра ввиду следующего.
Согласно статье 19 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанных в статье 9 настоящего Закона, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства стоимости животных и (или) продуктов животноводства за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 ГК РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).
В пункте 9 Правил отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных утверждённых постановлением Правительства РФ от 26.05.2006 N 310 установлено, что граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели.
Согласно пункту 10 указанных Правил основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, является наличие у них акта, указанного в пункте 8 настоящих Правил, и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства.
В соответствии с пунктом 8 Правил, организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных осуществляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 января 2012 года N 49 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на свиноводческой товарной ферме ООО "Колос", установлены ограничительные мероприятия (карантин) на свиноводческой товарной ферме общества, в хуторе Крупской и хуторе Отрубные Старонижестеблиевского сельского поселения до 29 февраля 2012 года, а также утверждён перечень ограничений на оборот животных, продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок на свиноводческой товарной ферме общества в хуторе Крупской и хуторе Отрубные Красноармейского района согласно приложению к настоящему постановлению.
Пунктом 1.3 Постановления определена необходимость уничтожения бескровным методом всех свиней, находящихся в эпизоотическом очаге.
Как верно установлено судом первой инстанции, в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие отчуждение поголовья свиней в количестве 6 451 головы, общим весом 446 870 кг.
Порядок возмещения ущерба, вызванного отчуждением животных или изъятием продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утверждён постановлением главы администрации Краснодарского края от 17.11.06 г. N 992.
Согласно пунктам 2.1 Порядка, получатели подают заявление о предоставлении компенсации (далее - заявление) в департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.
Пункт 2.6 Порядка содержит указание, согласно которому вопрос о предоставлении компенсаций получателям решается руководителем департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края по согласованию с заместителем главы администрации Краснодарского края по вопросам агропромышленного комплекса. В силу пункта 2.7 Порядка в случае отказа в предоставлении компенсации исполнитель письменно извещает о принятом решении получателя с указанием причины отказа в течение 10 дней от даты его принятия.
После принятия решения о предоставлении компенсации реестр получателей компенсаций по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку в количестве двух экземпляров в течение трех дней исполнителем направляется в департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края (пункт 3.1 Порядка).
В соответствии с пунктом 5.1 Положения о министерстве сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 июня 2012 года N 741 Министерство возглавляет заместитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края, министр сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности главой администрации (губернатором) Краснодарского края.
Поскольку Министр и заместитель главы администрации одно лицо, то согласование решения между руководителем департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (Министерством) с заместителем главы администрации Краснодарского края, для принятия решения о предоставлении компенсации в данном случае не требуется.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о том, что общество имеет право на получение компенсации в связи с изъятием поголовья скота. Согласно процедуре получения компенсации, при поступлении заявления и документов, подтверждающих наличие оснований для выплаты компенсации, руководителем департамента (Министром) должно быть принято решение либо о предоставлении компенсации, либо об отказе в предоставлении компенсации.
В нарушении приведённых правовых актов, министерством сельского хозяйства решение о предоставлении компенсации (либо об отказе в предоставлении компенсации), не принято. Также обществу не отказано в получении компенсации.
Доказательств недостаточности представленных в министерство документов, необходимых для принятия решения о предоставлении компенсации, в материалы дела не представлено.
Довод министерства о невозможности принятия решения до решения главы администрации Краснодарского края о выделении денежных средств из резервного фонда администрации Краснодарского края правильно отклонён судом первой инстанции, поскольку в приведённых нормативных документах действия государственного органа в вопросе принятия решения предоставлении компенсации не ставится в зависимость от принятия решения иных органов.
Как следует из статьи 13 ГК РФ и части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, ненормативные акты, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, иных органов могут быть признаны арбитражным судом недействительными либо незаконными по заявлению заинтересованного лица, если такие акты, решения либо действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Для принятия судом решения о признании акта государственного органа недействительным необходима совокупность двух условий - несоответствия (противоречия) акта закону или иному правовому акту, а также нарушения актом прав и законных интересов юридического или физического лица (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Представленными в материалы дела документами подтверждено отчуждение животных и их уничтожение, а также представление уполномоченному органу документов, подтверждающих размер ущерба.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции правильно установлено, что бездействие министерства в принятии решения о предоставлении компенсации не соответствует приведённым выше нормативным актам, а также нарушает права общества гарантированные законодательством на получение компенсации.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал подлежащими удовлетворению заявленные обществом требования.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы министерства и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.09.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-13696/2013
Истец: ООО "Колос"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности КК