г. Томск |
|
27 ноября 2013 г. |
Дело N А45-10213/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2013.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С. Н. Хайкиной
судей: В.А. Журавлева, Л.А. Колупаева
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Дружинин Ю.Н. - доверенность от 12.02.13
от заинтересованного лица: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АртСайнс девелопмент" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.09.2013 по делу N А45-10213/2013 (судья И. А. Рубекина)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АртСайнс девелопмент" (ОГРН 1075405006313, ИНН 5405338799) к отделу надзорной деятельности по Искитимскому району Главного Управления МЧС России по Новосибирской области о признании недействительным предписания,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация города Искитима Новосибирской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АртСайнс девелопмент" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2, 5, 6, 9, 16 предписания отдела надзорной деятельности по Искитимскому району Главного Управления МЧС России по Новосибирской области (далее - административный орган, ОНД по Искитимскому району) N 524/1/1.
Решением суда от 26.09.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и признать предписание N 524/1/1 недействительным.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что административным органом вменяется несоблюдение требований нормативных актов, которые не действовали в момент ввода принадлежащего Обществу здания в эксплуатацию; наличие выявленных нарушений не доказано административным органом.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган не согласен с доводами Общества, считает решение суда законным и обоснованным.
Отдел надзорной деятельности по Искитимскому району Главного Управления МЧС России по Новосибирской области, Администрация города Искитима Новосибирской области о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились. На основании ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителя заинтересованного лица и третьего лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ОНД по Искитимскому району в период с 05.12.2012 по 12.12.2012 проведена плановая выездная проверка соблюдения норм и правил пожарной безопасности в отношении ООО "АртСайнс девелопмент" по адресу: Новосибирская область, г. Искитим, проспект Юбилейный, 15.
В ходе проведенной проверки административным органом выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленных Правилами противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, Строительными нормами и правилами (СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность здания и сооружения"), нормами пожарной безопасности (НПБ 104-03, НПБ 110-03).
В связи с этим Обществу выдано предписанием N 524/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности до 15.01.2013.
Не согласившись с предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводам о совершении Обществом выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности; об обязанности Общества по соблюдению требований СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность здания и сооружения".
Арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене, при этом исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным предписания административного органа необходимо наличие двух условий: несоответствие предписания закону или иному нормативному акту и нарушение им прав и законных интересов Общества.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемое предписание не противоречит действующему законодательству.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
В силу статьи 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 20 Закона N 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов пожарной безопасности, к которым относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Правилами о противопожарном режиме в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства от 25.04.2012 N 390, (далее - Правила противопожарного режима) установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами, местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Наряду с указанными Правилами противопожарного режима следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Согласно пункту 22 Правил противопожарного режима руководитель организации организует проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями.
В результате проведенной проверки установлено, что в местах пересечения противопожарных преград (межэтажных перекрытий здания) различными инженерными коммуникациями имеются не заделанные негорючими материалами образовавшиеся отверстия, что отражено в акте проверки от 12.12.2012 и подтверждается фотографиями, сделанными в ходе проверки.
Выявленные обстоятельства свидетельствуют о непроведении Обществом работ по заделке негорючими материалами образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград, в связи с этим подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о недоказанности выявленного нарушения.
Оспаривая пункт 1 предписания N 524/1/1, Общество не представляет доказательств осуществления работ по заделке негорючими материалами образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград.
Кроме того, Обществом составлен план мероприятий об устранении выявленных нарушений правил пожарной безопасности, в котором указано на производство работ по данному пункту предписания. Письмом от 16.01.2013 Общество также признало факт нарушения и указало об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, пункт 1 предписания N 524/1/1 является правомерным.
В силу подпункта "б" пункта 23 Правил противопожарного режима на объектах запрещается использовать чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов.
В ходе проверки установлено, что в подвале, расположенном в восточной части здания размещен музыкальный ресторан "СССР", указанное помещение является составной частью вентиляционной, предусмотренной при строительстве. Вентиляционная включает в себя помещение машинного зала, где ранее располагалось вентиляционное оборудование, шахты воздуховодов, соединяющие помещение машинного зала и помещения на верхних этажах здания, шахты прокладки инженерных коммуникаций. Изменение функционального назначения помещения, где размещен музыкальный ресторан "СССР", с проведением соответствующих работ (изолирование помещения от других помещений здания), произведено не было.
Ссылка Общества на проведение капитального ремонта, в результате которого вентиляционным помещением является свод здания, судом отклоняется, поскольку назначение помещения, где располагается музыкальный ресторан "СССР", не изменено, само помещение не изолировано от других помещений здания.
Согласно пунктам 1.7, 4.3 СНиП 21-01-97 при изменении функционального назначения помещений, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должны применяться действующие нормативные документы, в соответствии с новым назначением этих помещений и не допускается изменения конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с новым назначением этих помещений и действующими нормами и утвержденного в установленном порядке.
Эскизный проект по ремонту, согласованный с главным архитектором г. Искитима, на который указывает Обществом, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Доказательств, подтверждающих оформление в установленном порядке и регистрацию проектной документацией в соответствии с действующим законодательством, Обществом в материалы дела не представлено.
При устройстве в помещении вентиляционной музыкального ресторана "СССР" не выполнены мероприятия, предотвращающие в случае пожара его опасных факторов - приток воздуха по воздуховодом, не представлены документы об изменении функционального назначения помещения вентиляционной и при проведении проверки, визуальным осмотром каких-либо заграждающих конструкций в вентиляционных шахтах административным органом установлено не было.
С учетом изложенного пункт 2 предписания N 524/1/1 о нарушении Обществом подпункта "б" пункта 23 Правил противопожарного режима является законным.
В соответствии с пунктом 35 Правил противопожарного режима запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.
Административным органом установлено, что с западной стороны здания дверь эвакуационного выхода закрыта на навесной замок, открыть который возможно только ключами.
Данное обстоятельство подтверждается актом проверки от 12.12.2012 с фотографиями.
Указание в апелляционной жалобе на возможность открывания эвакуационных дверей изнутри без использования ключа не опровергает факта запирания эвакуационных дверей на момент проверки навесным замком, исключающим его открывание без ключа.
Кроме того, письмом от 16.01.2013 Общество сообщило административному органу об устранении нарушения пункта 35 Правил противопожарного режима.
Следовательно, не имеется оснований для признания незаконным пункта 5 предписания N 524/1/1 (Обществом с западной стороны здания запоры на дверях эвакуационного выхода не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа).
В силу подпункта "б" пункта 36 Правил противопожарного режима при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов.
Проведенной проверкой установлено, что в коридорах с западной стороны здания осуществляется хранение различных предметов, мебели и оборудования, что свидетельствует о нарушении Обществом подпункта "б" пункта 36 Правил противопожарного режима.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что мебелирование коридоров не может являться фактором загромождения эвакуационных путей.
Вместе с тем, Общество не учитывает, что нахождение в эвакуационных путях мебели уменьшает ширину таких путей, что в случае возникновения пожара при эвакуации людей из здания в условиях задымления, возможной спешки и паники, сужение эвакуационных путей затруднит своевременный выход людей из здания.
Отсутствие забаррикадированных выходов не свидетельствует о соблюдении Обществом подпункта "б" пункта 36 Правил противопожарного режима, поскольку фактически эвакуационные пути - коридоры загромождены мебелью и оборудованием.
Таким образом, пункт 6 предписания N 524/1/1 является законным.
Согласно пункту 61 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.
На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
Как следует из материалов дела, в большом зале ДК имеется пожарный занавес, разделяющий в случае пожара зрительный зал и сцену, ежеквартальная проверка которого с составлением соответствующих актов не проводится.
Данное обстоятельство Обществом не оспаривается и фактически свидетельствует о нарушении пункта 61 Правил противопожарного режима.
В апелляционной жалобе Общество указывает на переоборудование театрального зала ДК "Россия" в кинозал, в результате чего уменьшилось количество посадочных мест до 416 и отсутствует необходимость в наличии пожарного занавеса.
Вместе с тем, театральный зал ДК "Россия" изначально с момента постройки был рассчитан на 800 посадочных мест.
Документов, свидетельствующих об объемно-планировочных изменениях, зарегистрировано не было, документы заявителем не представлены.
Следовательно, требования по обеспечению пожарной безопасности должны выполняться на объекте с количеством мест, запроектированных и утвержденных на дату постройки объекта.
Поскольку Обществом не представлено доказательств изменения объема помещения, требование о наличии пожарного занавеса и о его ежеквартальной проверки подлежат исполнению заявителем.
Кроме того, из письма Главы города Искитима от 15.04.2013 в адрес Общества следует, что демонтаж механизма противопожарной защиты "пожарный занавес", расположенный в помещении большого зала здания ДК "Россия", возможен при условии согласования с ОНД по Искитимскому району НСО.
Доказательств демонтажа пожарного занавеса и соответствующего согласования Обществом не представлено.
При отсутствии актов проверки работоспособности пожарного занавеса административным органом сделан обоснованный вывод о нарушении Обществом пункта 61 Правил противопожарного режима.
Также в ходе проверки установлено, что в здании ДК "Россия" в большом зале расположена сцена, на которой установлен киноэкран в передней ее части, на сцене и помещениях входящих в состав сцены имеется установка пожаротушения.
Наличие автоматической установки пожаротушения обусловлено требованием пункта 30.2 таблицы 3 НПБ 110-03, поскольку здание ДК "Россия" по функциональному назначению является клубом (дворец культуры), в большом зале имеется сцена размером более 12,5x7,5.
Указание Общества на отсутствие необходимости использования автоматической установки пожаротушения, является необоснованным, поскольку противоречит пункту 30.2 таблицы 3 НПБ 110-03.
Принимая во внимание отсутствие со стороны Общества ежеквартального проведения проверки работоспособности автоматической установки пожаротушения, административным органом обоснованно указано на нарушение пункта 61 Правил противопожарного режима.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции о законности пункта 9 предписания N 524/1/1.
В соответствии с пунктом 3 таблицы 2 НПБ 104-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323, предприятия общественного питания, размещенные в подвале (цоколе), должны оборудоваться системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3 типа.
Однако в ходе проверки выявлено, что в помещении подвала, где расположен музыкальный ресторан "СССР", установлена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2 типа.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что в период с 02.09.2010 по 31.12.2010 установлена система оповещения 3 типа.
Вместе с тем, акт приема в эксплуатацию автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре N 195, на который ссылается Общество, составлен и подписан 24.12.2012; данным актом системы принимаются в эксплуатацию с 24.12.2012, то есть после выявления административным органом нарушения.
Доказательств того, что 12.12.2012 и ранее была установлена и функционировала система оповещения 3 типа, не представлено.
Фактически доводы апелляционной жалобы в указанной части свидетельствуют об исполнении Обществом пункта 16 предписания N 524/1/1.
В обоснование апелляционной жалобы Общество также указывает, что административным органом вменяется несоблюдение требований нормативных актов, которые не действовали в момент ввода принадлежащего Обществу здания в эксплуатацию
Арбитражный апелляционный суд отклоняет указанные доводы Общества по следующим основаниям.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В силу части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения данного Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями данного Федерального закона.
Согласно пункту 39 Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утвержденной приказом МЧС России от 16.03.2007 N 140, требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, также не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Содержащиеся в пунктах 1, 2, 5, 6, 9, 16 предписания N 524/1/1 требования к пожарной безопасности являются условиями безопасной эвакуации людей в случае возникновения пожара и ограничения распространения возникшего пожара, установления необходимых требований по противопожарной защите конструкций, помещений, зданий, элементов и частей зданий в зависимости от их огнестойкости и (или) пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что здание, принадлежащее заявителю, построено ранее 1997 года.
Вместе с тем, принятие указанных норм и правил после введения зданий в эксплуатацию не освобождает Общество от их соблюдения и обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствие с установленными требованиями, поскольку в результате соблюдения последних обеспечивается безопасность жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, Обществом не представлено.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно отказано Обществу в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания ОНД по Искитимскому району N 524/1/1.
При вынесении решения судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущено нарушений норм процессуального права.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.09.2013 по делу N А45-10213/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АртСайнс девелопмент" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. Н. Хайкина |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-10213/2013
Истец: ООО "АртСайнс девелопмент"
Ответчик: Главное управление МЧС по Новосибирской области, Главное управление МЧС по Новосибирской области, отдел надзорной деятельности по Искитимскому району, Отдел надзорной деятельности по Искитимскому району Новосибирской области ГУ МЧС по НСО
Третье лицо: Администрация г. Искитима Новосибирской области