г. Тула |
|
28 ноября 2013 г. |
Дело N А62-3653/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.11.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Капустиной Л.А. и Каструбы М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Радченко Е.А., при участии от заявителя - закрытого акционерного общества "Корпорация "ГРИНН"" (г. Орел, ОГРН 1024600949185, ИНН 4629045050) - Локтионова О.А. (доверенность от 31.12.2012), в отсутствие представителей заинтересованного лица - департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1026701437212, ИНН 6730042526) и третьего лица: управления архитектуры и градостроительства администрации города Смоленска (г. Смоленск, ОГРН 1086731003501, ИНН 6730075360),
извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Корпорация "ГРИНН"" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.09.2013 по делу N А62-3653/2013 (судья Еремеева В.И.), установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Корпорация "ГРИНН"" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с требованием к департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - департамент) о признании незаконным и отмене решения, изложенного в письме от 24.06.2013 N 08493/08, и об обязании восстановить нарушенные права (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 24.09.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием у департамента оснований для отказа в предоставлении обществу в собственность испрашиваемого земельного участка.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 12.01.2012 между департаментом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор N 1448/з аренды земельного участка с кадастровым номером 67:27:0013008:22 площадью 2200 кв. м, расположенного в г. Смоленске по ул. Кашена в районе автовокзала, для целей, не связанных со строительством - для автостоянки специализированного магазина сроком на 11 месяцев.
В порядке части 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договор возобновлен на неопределенный срок.
Департаментом в адрес заявителя направлено уведомление от 01.02.2013 N 1232/09 о прекращении договора аренды указанного участка по истечении трех месяцев с момента получения.
Поскольку факт получения обществом уведомления и дата получения (11.02.2013) подтверждены материалами дела и не оспариваются заявителем, то договор прекращен 11.05.2013.
Впоследствии в департамент 23.05.2013 поступило заявление департамента Смоленской области по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству (вх. N 04770) о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с кадастровым номером 67:27:0013008:22 площадью 2200 кв. м, расположенного в г. Смоленске, по ул. Кашена, в районе автовокзала, для целей, не связанных со строительством (парковка для автотранспорта посетителей автовокзала).
Общество 03.06.2013 обратилось в департамент с заявлением N 550 о предоставлении указанного земельного участка в собственность для целей, не связанных со строительством - для автостоянки специализированного магазина, и заключении договора купли-продажи.
В общественно-политической газете "Смоленская газета" 04.06.2013 в соответствии с требованиями раздела 6 Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, утвержденного постановлением администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243, осуществлена публикация сообщения о возможном (предстоящем) предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка для целей, не связанных со строительством, - парковки для автотранспорта посетителей автовокзала.
При этом на заявление общества от 03.06.2013 N 550 департамент направил письмо от 24.06.2013 N 08493/08 об отказе в предоставлении в собственность указанного земельного участка, обосновав его тем, что в соответствии с постановлением администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 "Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" земельные участки предоставляются исключительно в аренду. Также департаментом указано о рассмотрении им вопроса о представлении в постоянное (бессрочное) пользование указанного участка для парковки автотранспорта посетителей автовокзала и отсутствии оснований для отмены опубликованного 04.06.2013 извещения в общественно-политической газете "Смоленская газета" о возможном (предстоящем) предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка.
Приказом от 08.07.2013 N 1071 спорный земельный участок предоставлен департаменту Смоленской области по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству в постоянное (бессрочное) пользование для целей, не связанных со строительством - парковка для автотранспорта посетителей автовокзала.
Полагая, что решение департамента, изложенное в письме от 24.06.2013 N 08493/08, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка является незаконным, несоответствующим статье 36 Конституции Российской Федерации, статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации, и нарушающим его право на приобретение земельного участка в собственность, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как усматривается из материалов дела, 12.01.2012 между департаментом (арендодатель) и обществом (арендатор) был заключен договор N 1448/з аренды земельного участка с кадастровым номером 67:27:0013008:22 площадью 2200 кв. м, расположенного в г. Смоленске по ул. Кашена в районе автовокзала, для целей, не связанных со строительством - для автостоянки специализированного магазина сроком на 11 месяцев.
В порядке части 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор возобновлен на неопределенный срок.
В соответствии с положениями статей 310, пункта 3 статьи 450 ГК РФ допускается односторонний отказ от договора, если это предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 2 статьи 610 ГК РФ в отношении договора аренды, заключенного на неопределенным срок, каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца.
Таким правом воспользовался департамент, в связи с чем обществом 11.02.2013 получено уведомление от 01.02.2013 N 1232/09 о прекращении договора аренды указанного участка по истечении трех месяцев с момента получения уведомления.
Поскольку процедура расторжения договора соблюдена, то договор аренды земельного участка с кадастровым номером 67:27:0013008:22 от 12.01.2012 N 1448/з прекращен 11.05.2013.
В связи с этим общество 03.06.2013 обратилось в департамент с заявлением N 550 о предоставлении указанного земельного участка в собственность для целей, не связанных со строительством - для автостоянки специализированного магазина, и заключении договора купли-продажи.
В силу статей 11 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Постановлением администрации Смоленской области от 20.02.2009 N 86 утверждено Положение о департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области, согласно которому департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске (пункт 1.1 Положения).
В соответствии с частью 1 статьи 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Согласно части 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением прямо предусмотренных законом случаев.
Согласно части 1 статьи 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Порядок предоставления земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, регламентирован статьей 34 ЗК РФ.
Согласно абзацу 4 части 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Конституционный суд Российской Федерации в определении от 25.11.2010 N 1549-О-О отметил, что данные нормы направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Информирование о предоставлении конкретных земельных участков способствует получению наибольшего числа заявок от всех заинтересованных лиц, что способствует достижению максимальной эффективности распоряжения земельными участками.
По существу принципы, провозглашенные в пункте 1 статьи 34 ЗК РФ, направлены на установление максимальной прозрачности процедуры предоставления земельных участков, четкой и определенной информированности о таком предоставлении, которая не должна вводить в заблуждение относительно конкретного участка, подлежащего передаче, в т. ч. его размере, а также цели, для которой такой участок передается.
Постановлением администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 утвержден Порядок организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске (далее - Порядок).
Согласно пункту 6.9 Порядка юридическим лицам, а также гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, земельные участки предоставляются в аренду, за исключением случая, предусмотренного абзацем шестым пункта 6.1 настоящего Порядка.
Пунктом 6.1 Порядка предусмотрено, что в целях, не связанных со строительством, земельные участки предоставляются, в том числе, для присоединения к существующему (смежному) землепользованию, предоставленному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю до вступления в силу Правил землепользования и застройки города Смоленска, в случае, если размер существующего (смежного) землепользования с расположенным на нем завершенным строительством объектом капитального строительства не соответствует градостроительному регламенту, установленному для данной территориальной зоны.
Таким образом, в соответствии с положениями вышеуказанных норм юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, земельные участки предоставляются в аренду.
Следовательно, отказ департамента в предоставлении обществу земельного участка для целей, не связанных со строительством, в собственность является правомерным.
Довод апелляционной жалобы о том, что постановление администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 вводит дополнительное, не предусмотренное статьей 28 ЗК РФ, основание для отказа в предоставлении в собственность земельного участка, не может быть принят во внимание судом.
По мнению суда, пункт 4 статьи 28 ЗК РФ, устанавливающий перечень случаев, когда не допускается отказ в предоставлении в собственность земельных участков, применяется исключительно, когда право на предоставление земельного участка в собственность предусмотрено конкретными нормами земельного права, регламентирующими порядок предоставления земельных участков для определенных целей.
Так, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках.
Аналогичная позиция содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15.09.2010, принятому по делу N А48-6241/2009.
Не может быть принята во внимание судом и ссылка жалобы на выводы Президиума ВАС РФ, изложенные в постановлении от 14.09.2010 N 4224/10, поскольку указанное постановление затрагивает вопрос предоставления земельных участков для строительства при наличии нескольких заявок от субъектов, обладающих равными правами в предоставлении земельных участков на праве аренды по процедуре выбора земельных участков для строительства, предусмотренной статьей 31 ЗК РФ.
В данном же случае 23.05.2013 в департамент поступило заявление (вх. N 04770) департамента Смоленской области по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с кадастровым номером 67:27:0013008:22 площадью 2200 кв. м, расположенного в г. Смоленске, по ул. Кашена, в районе автовокзала, для целей, не связанных со строительством, - парковки для автотранспорта посетителей автовокзала.
При этом общество не является субъектом, которому земельный участок может быть предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Следовательно, право департамента Смоленской области по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству, как органа государственной власти, на приобретение спорного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, закрепленное частью 1 статьи 20 ЗК РФ, при наличии ранее поданного заявления является преимущественным перед правом юридического лица на приобретение права аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Кроме того, как установлено судом, на момент обращения общества с заявлением от 03.06.2013 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 67:27:0013008:22 департаментом рассматривалось заявление департамента Смоленской области по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству от 23.05.2013 о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование указанного участка для целей, не связанных со строительством - парковка для автотранспорта посетителей автовокзала.
На основании заявления от 23.05.2013 департаментом вынесен приказ от 08.07.2013 N 1071 о предоставлении спорного земельного участка департаменту Смоленской области по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству в постоянное (бессрочное) пользование для целей, не связанных со строительством - парковка для автотранспорта посетителей автовокзала.
Не соглашаясь с таким выводом суда, заявитель апелляционной жалобы полагает, что суд безосновательно сослался на названный приказ департамента.
С таким мнением общества нельзя согласиться, поскольку данный приказ, свидетельствующий о закреплении земельного участка за третьим лицом, является действующим. Земельным законодательством не предусмотрено возможности одновременного предоставления земельного участка в собственность и в постоянное (бессрочное) пользование разным лицам.
Довод жалобы о том, что необходимость предоставления спорного участка обусловлена обеспечением нормативного минимума машиномест для обслуживания посетителей торгового центра, возможности подъезда пожарных машин, эвакуации людей при пожаре, не принимается судом во внимание по следующим основаниям.
Как установлено судом, для проектирования торгового центра с парковкой автотранспорта и трансформаторной подстанцией 29.11.2010 разработан градостроительный план земельного участка, 03.02.2011 главным архитектором города Смоленска согласована схема планировочной организации земельного участка с учетом парковочных мест.
Обществу 20.07.2011 выдано заключение о соответствии построенного торгового центра требованиям технических регламентов и проектной документации.
Иных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.09.2013 по делу N А62-3653/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-3653/2013
Истец: ЗАО "Корпорация "ГРИНН"
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области
Третье лицо: Управление архитертуры и градостроительства Администрации г. Смоленска