г. Москва |
|
28 ноября 2013 г. |
Дело N А40-56286/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.11.2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 28.11.2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Банина И.Н.,
судей: Яремчук Л.А., Юрковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца -
открытого акционерного общества "Московская объединённая энергетическая компания" на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2013 г. по делу N А40-56286/13,
принятое единолично судьёй Ильиной Т.В. (шифр судьи 114-530),
по иску открытого акционерного общества "Московская объединённая энергетическая компания" (ОГРН 1047796974092, г. Москва, ул. Электродная, д. 4А) к Государственному казённому учреждению города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Южного административного округа" (ОГРН 1087746796796, г. Москва, Шипиловский пр-д, д. 43, корп. 5) о взыскании 123 178 448, 50 руб.
при участии представителей:
от истца - Ракчеев А.Н. по доверенности от 31.05.2012
от ответчика - Яновская М.В. по доверенности N 2 от 13.02.2013
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Московская объединенная энергетическая компания" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Государственному казенному учреждению города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Южного административного округа" о взыскании разницы в тарифах (субсидий) 123 178 448, 50 руб. по договорам энергоснабжения за январь- декабрь 2012 года (договоры).
Решением Арбитражного суда города Москвы в иске отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что истец не доказал наличие оснований для взыскания субсидий в указанном по иску размере, поэтому иск не подлежит удовлетворению.
Не согласившись с данным решением Арбитражного суда г. Москвы, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Истец просит отменить решение Арбитражного суда г. Москвы и удовлетворить иск, так как считает размер долга по субсидиям истцом доказанным.
Ответчик в судебном заседании доводы апелляционной жалобы отклонил.
Истец в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Изучив и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив обоснованность и законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2013 г. по делу N А40-56286/13.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договорами энергоснабжения истцом в период с января по декабрь 2012 года была осуществлена поставка тепловой энергии в жилые дома управляющих организаций.
Расчеты с данными управляющими организациями за поставленную тепловую энергию с января по декабрь 2012 года производились по тарифам для населения.
Согласно Федерального закона от 14.04.1996 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" тарифы на тепловую энергию, применяемые ОАО "МОЭК" в расчетах с контрагентами, подлежат государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов РФ.
В соответствии со ст. 4 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию должны соблюдаться принципы обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии, учета экономически обоснованных затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение тепловой энергии.
Поскольку уровень тарифов для населения ниже фактической стоимости её производства, передачи и распределения, и во исполнение вышеуказанных норм федерального законодательств были приняты нормативные правовые акты.
Согласно данных актов Москва, как субъект РФ, взяла на себя обязательства по возмещению за счет средств бюджета Москвы непосредственно теплоснабжающим организациям разницы в стоимости поставленной для нужд населения тепловой энергии, исчисленной по тарифу "прочие" и стоимости энергии, определенной по тарифу "население".
В соответствии с п. 3.4 распоряжения Правительства г. Москвы от 05.08.2004 N 1575-РП "О расходах бюджета города Москвы в связи с государственным регулированием цен на тепловую энергию, потребляемую населением" (в редакции распоряжения Правительства г. Москвы от 11.08.2010 г. N 1667-РП) на государственные учреждения города Москвы инженерные службы административных округов города Москвы (далее - ГУ ИС АО) и на Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Жилищник" возложены функции и полномочия получателей бюджетных средств по статье "Субсидии на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при продаже товаров (работ, услуг) населению".
Согласно указанного распоряжения с августа 2008 года субсидии подлежали выплате энергоснабжающим организациям инженерными службами административных округов г. Москвы.
Истец в обоснование заявленных требований ссылается на то, что субсидии за январь-декабрь 2012 года на покрытие разницы в тарифах, применяемых в расчетах отрытому акционерному обществу "МОЭК" не выплачены.
Арбитражный суд г. Москвы при рассмотрении дела пришел к выводу, что истец не доказал наличие оснований для получения субсидий в указанном по иску размере, поэтому иск не подлежит удовлетворению.
Арбитражный апелляционный суд считает данные выводы суда первой инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Порядок организации работы по предоставлению субсидий из бюджета города Москвы в целом по городу Москве установлен постановлением Правительства Москвы от 13.05.2008 г. N 385-1111 "О предоставлении в 2008 году субсидий из бюджета города Москвы", действие которого постановлением Правительства Москвы от 07.04.2009 г. продлено на 2009-2011г.г.
Согласно п. 2 указанного постановления обязательным условием для претендентов на получение субсидии являлось предоставление ими в уполномоченный орган следующих документов:
- составленной в произвольной форме письменной заявки о предоставлении субсидий (зарегистрированной уполномоченным органом в обязательном порядке);
- письменного обязательства о соблюдении уровня государственных регулируемых цен на производство (реализацию) товаров, выполнение работ и оказания услуг и выполнении установленного государственного задания на оказание государственных услуг, составленного в произвольной форме;
- статистической отчетности, содержащей сведения об объеме производства (реализации) товаров, выполнении работ и оказании услуг;
-расчета размера субсидий исходя из установленного уровня регулируемых цен (тарифов) и объема государственного задания на производство (реализацию) товаров, выполнения работ и оказания услуг;
-копии документа, удостоверяющего право претендента на получение субсидии на объект, используемый для производства (реализации) товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся основанием для получения субсидий.
В соответствии с п. 4.2 постановления объем подлежащих перечислению средств определялся уполномоченным органом на основании отчета получателя субсидий о фактически состоявшихся расходах (недополученных доходах) в отчетном периоде и выполнении условий договора.
В соответствии с п. 10.2 вышеуказанного постановления перечисление бюджетных средств осуществляется на расчетный счет получателя субсидии на основании документов, подтверждающих фактически состоявшиеся расходы (недополученные доходы) за отчетный период.
Распоряжением Правительства Москвы от 05.08.2004 г. N 1575-РП "О расходах бюджета города Москвы в связи с государственным регулированием цен на тепловую энергию, потребляемую населением" (в редакции распоряжения Правительства Москвы от 10.06.2008 г. N 1306-РП) утверждена типовая форма Регламента взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, управляющих и теплоснабжающих организаций в процессе расходования средств бюджета города Москвы по долевому финансированию целевых расходов, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению города Москвы, сторонами которого являются: Департамент финансов города Москвы (или финансово-казначейское управление административного округа города Москвы), ГУ ИС АО, организация, в управлении которой находится многоквартирный дом, и теплоснабжающая организация.
Регламент устанавливает функции и полномочия участников бюджетного процесса при расходовании бюджетных средств на указанные цели.
Сумма субсидий из бюджета города Москвы определяется как разница между стоимостью фактически поставленной населению тепловой энергии, исчисленной по тарифу, установленному для населения, и стоимостью тепловой энергии, исчисленной по тарифам, установленным для жилищных организаций с учетом оплаты ее производства и поставки.
Указанные стоимости рассчитываются как произведение фактически
поставленного объема тепловой энергии для бытовых нужд населению на соответствующие тарифы без учета НДС, утвержденные в установленном порядке Региональной энергетической комиссией города Москвы и действующие на момент поставки.
В соответствии с п. 4.1. Регламента теплоснабжающая организация обязана:
- осуществлять раздельный учет тепловой энергии, поставляемой населению и другим категориям потребителей, с отражением средств, полученных в качестве субсидии из бюджета города Москвы, на балансовом счете 86 "Целевое финансирование";
- представлять управляющей организации в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным для подписания, акты о фактическом отпуске тепловой энергии для бытовых нужд населения, основанных на показаниях приборов учета или рассчитанных по ценам, утвержденным Правительством Москвы (по нормативу);
- предоставлять получателю бюджетных средств заявку на выделение бюджетных средств не позднее 5 числа месяца, предшествующего платежу, с указанием даты и суммы платежа;
- применять для расчетов по настоящему Регламенту утвержденные в установленном порядке тарифы за поставку тепловой энергии;
- обеспечивать в установленные сроки составление бухгалтерской отчетности и предоставление налоговых деклараций с учетом действующих налоговых льгот.
Согласно п. 4.2 Регламента Получатель бюджетных средств обязан:
- обеспечить в порядке, установленном настоящим Регламентом, перечисление бюджетных средств теплоснабжающей организации;
- при необходимости своевременно в установленном порядке вносить предложения об увеличении бюджетных ассигнований по статье "Субсидии на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при продаже товаров (работ, услуг) населению";
- осуществлять контроль за правильным и своевременным предоставлением управляющими организациями и теплоснабжающими организациями документов, являющихся основанием для бюджетного финансирования.
Пунктом 4.3 Регламента Управляющая организация обязана:
- обеспечить подписание акта, подтверждающего объемы поставки тепловой энергии, используемой для бытовых нужд населения, и в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представить его получателю бюджетных средств и теплоснабжающей организации;
- производить в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, ежеквартальную выверку расчетов с теплоснабжающей организацией по фактической поставке тепловой энергии населению.
Таким образом, заключение участниками бюджетного процесса Регламента позволяет городу Москве планировать и корректировать бюджетные обязательства, проверять обоснованность заявленных к выплате сумм, исключить необоснованные выплаты из бюджета города Москвы.
Субсидии предоставляются в заявительном порядке.
Распоряжением Правительства Москвы от 05.08.2004 г. N 1575-PП "О расходах бюджета города Москвы в связи с государственным регулированием цен на тепловую энергию, потребляемую населением" (далее - Постановление) утверждена типовая форма Договора о предоставлении субсидий из бюджета города Москвы на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при продаже товаров (работ, услуг) населению, содержащая порядок и условия предоставления субсидии из бюджета города Москвы.
Обязанность теплоснабжающей организации:
4.1.2. - обеспечить подписание управляющими организациями в рамках заключенных с теплоснабжающей организацией договоров энергоснабжения (поставки тепловой энергии, горячей воды) актов приемки-передачи, фиксирующих объем фактически поставленной тепловой энергии для бытовых нужд населения.
4.1.3. - представлять уполномоченному органу в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, для подписания акты-расчеты суммы субсидии на фактический отпуск тепловой энергии для бытовых нужд населения (приложение 2 к договору) с приложением актов приемки-передачи, подписанных управляющими организациями (п. 4.1.2).
4.1.4. - ежеквартально до 17-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, осуществлять выверку расчетов с уполномоченным органом с оформлением акта выверки расчетов (п. 3.4).
Однако в нарушение вышеуказанных пунктов договора, актов приемки-передачи, фиксирующих объем фактически поставленной тепловой энергии для бытовых нужд населения, подписанных между управляющими организациями и теплоснабжающей организацией (ОАО "МОЭК") в 2012 году истцом ответчику не представлено.
Согласно ст. ст. 309- 310 ГК РФ обязательства должны исполняться в соответствии с условиями договора и требованиями закона и односторонний отказ от исполнения обязательств или их изменение не допустимы.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать, так как истцом нарушен порядок получения субсидий из бюджета, установленный указанными нормативными актами г. Москвы.
Поскольку размер долга истцом документально не подтвержден и не доказан, порядок получения субсидий из бюджета (разницы в тарифах), являющихся предметом иска по настоящему делу, истцом нарушен, то иск не подлежит удовлетворению.
Аналогичная правовая позиция определена Федеральным арбитражным судом Московского округа (Пост. от 26.04.13 г. по делу N А40-82623/12).
Выводы суда первой инстанции об отказе в иске арбитражный апелляционный суд считает соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы истца не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность решения Арбитражного суда г. Москвы по настоящему делу.
Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Арбитражный апелляционный суд считает, что оснований, установленных ст. 270 АПК РФ для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции, по настоящему делу не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2013 г. по делу N А40-56286/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Московская объединённая энергетическая компания" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
И.Н. Банин |
Судьи |
Л.А. Яремчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-56286/2013
Истец: ОАО "Московская объединенная энергетическая компания", ОАО "МОЭК"
Ответчик: ГКУ г. Москвы "Дирекция заказчика ЖКХ и благоустройства ЮАО", ГКУ г. Москвы "Дирекция заказчика ЖКХиБ ЮАО"