г. Москва |
|
22 ноября 2013 г. |
Дело N А40-100546/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи |
Якутова Э.В. |
судей: |
Бекетовой И.В. |
|
Каменецкого Д.В. |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Артюковой О.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ОАО "Управление монолитного индивидуального строительства" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.09.2013 по делу N А40-100546/13 судьи Быковой Ю.Л. (119-964),
по заявлению ОАО "Управление монолитного индивидуального строительства" (ОГРН 1037739412941; 125009, г.Москва, ул. Тверская, д. 6, стр. 2)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Жулидов Н.Е. по дов. от 17.07.2013 N УМИС 122/13;
от ответчика: Камышов Д.А. по дов. от 22.01.2013 N 05-08-212/13,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.09.2013 ОАО "Управление монолитного индивидуального строительства" (далее - Общество) было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - Департамент) от 28.06.2013 N 1505-097/2013 о привлечении Общества к административной ответственности на основании ст.4.46 Закона г. Москвы "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
Общество не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает его незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права.
Указывает на то, что протокол проведения измерений уровня шума от 04.04.2013 N 98-ш не может быть признан надлежащим и достоверным доказательством по делу об административном правонарушении, поскольку измерения уровня шума проведены с нарушением требований ГОСТ 23337-79 и МУК 4.3.2194-07.
Полагает, что административным органом неправильно была дана квалификация совершенного заявителем административного правонарушения.
Просит отменить решение суда.
Отзыв на апелляционную жалобу Департаментом не представлен.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 03.04.2013 на основании жалобы на повышенный уровень шума в ночное время от строительных работ ГПУ "Мосэкомониторинг" проведены измерения уровней шума на территории, прилегающей к жилому дому 842 г.Зеленоград, подрядчиком на которой в соответствии с договором от 27.03.2012 N УМИС 32/12-ГП/ГМС 107/12 является ОАО "Управление монолитного индивидуального строительства".
В соответствии с протоколом проведения измерений уровня шума от 04.04.2013 N 98-ш ГПУ "Мосэкомониторинг" установлено, что в период с 23 часов 20 минут до 23 часов 32 минут 03.04.2013 у фасада жилого дома 842, г. Зеленоград со стороны строительного объекта зафиксированы превышения допустимого уровня шума в ночное время, обусловленные работой генераторной установки, на 10-14 дБА по эквивалентному уровню звука, а также нормируемых октавных полосах со среднегеометрическими частотами 63, 125, 250, 500, 1 000, 2 000 и 4 000 Гц.
20.05.2013 должностным лицом Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в присутствии представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении N 1503-097/2013, которым ОАО "Управление монолитного индивидуального строительства" вменялось совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.4.46 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП Москвы), выразившегося в нарушении условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума.
Постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 28.06.2013 N 1505-097/2013, вынесенным в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя Общества, ОАО "Управление монолитного индивидуального строительства" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.4.46 КоАП Москвы, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что факт совершения Обществом вменяемого ему правонарушения доказан, подтверждается материалами дела и не опровергнут надлежащими и достоверными доказательствами.
При этом, суд правомерно указал на то, что в соответствии со ст.4.46 КоАП Москвы нарушение установленных правовыми актами города Москвы условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
Пунктом 2 Постановления Правительства Москвы от 19.11.2002 N 939-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы" установлено, что Департамент является органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве.
Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 08.11.2005 N 866-ПП "О функционировании Единой системы экологического мониторинга города Москвы и практическом использовании данных экологического мониторинга" Департаментом ведется регулярная работа по мониторингу уровня шума на территориях города Москвы, прилегающих к строительным площадкам.
Ведение мониторинга шумового воздействия по жалобам жителей, в том числе, проведение измерения (контроль) уровней шума, в ночное время на территориях, прилегающих к строительным площадкам, в соответствии с приказом руководителя Департамента от 09.07.2007 N 87 осуществляет ГПУ "Мосэкомониторинг".
Согласно п.2 Постановления Правительства Москвы от 24.06.2003 N 480-ПП "О предоставлении данных государственного экологического мониторинга города Москвы" экологическая информация и иные данные, выдаваемые ГПУ "Мосэкомониторинг" как на бумажных, так и на магнитных носителях, в дополнительных проверках и удостоверениях не нуждаются.
Указанные проверки проводятся без уведомления проверяемого юридического лица, а, в случае выявления совершенного правонарушения, Департамент, в пределах своей компетенции, привлекает к ответственности лиц, виновных в совершении правонарушений в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.1 ст.55 Федерального закона от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
Согласно ч.2 ст. 55 Федерального закона "Об охране окружающей среды" при планировании и застройке городских и сельских поселений, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации производственных объектов, создании и освоении новой техники, производстве и эксплуатации транспортных средств должны разрабатываться меры, обеспечивающие соблюдение нормативов допустимых физических воздействий.
Частью 3 статьи 55 Федерального закона "Об охране окружающей среды" запрещается превышение нормативов допустимых физических воздействий.
Согласно п.5.17.6 Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в г.Москве, утвержденных Постановлением Правительства г. Москвы от 07.12.2004 N 857-ПП, производство работ в ночное время суток разрешается при выполнении следующих условий: обеспечивать глушение двигателя автотранспорта в период нахождения на площадке; исключить громкоговорящую связь; не производить сварочные работы без установки защитных экранов; исключить забивку фундаментных свай и производство прочих работ, сопровождаемых шумами с превышением допустимой нормы; не допускать освещение прожекторами фасадов жилых зданий, примыкающих к строительной площадке; исключить работу оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы.
Производство работ в ночное время суток (с. 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин.) оформляется распоряжением префекта административного округа по согласованию с главой районной управы, органами Госсанэпиднадзора, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и ОАТИ города Москвы.
Факт превышения нормативов допустимого уровня шума в ночное время (проверка проводилась 03.04.2013 с 23.20 по 23.32) подтверждается протоколом проведения измерений уровня шума N 98-ш, протоколом об административном правонарушении от 20.05.2013.
Оценивая доводы Общества о том, что измерение уровня шума произведено с нарушением требований ГОСТ 23337-78, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что согласно протоколу проведения измерений уровня шума от 04.04.2013 N 98-ш измерения производились в соответствии с ГОСТ 23337-78, МУК 4.3.2194-07.
Также не может быть признан обоснованным довод Общества о неприменение при измерении шума МУК 4.3.2194-07, утвержденным Роспотребнадзором 05.04.2007, поскольку данные указания носят ведомственный характер и отсутствие на них ссылок не свидетельствует о неверности проведенных замеров.
Кроме того, методика измерения уровня шума определяется экспертом, проводящим такие измерения, который не вправе требовать отключения какого-либо оборудования.
Довод апелляционной жалобы о неправильной квалификации вмененного административного правонарушения несостоятелен. Объективная сторона правонарушения согласно оспариваемому постановлению выразилась в нарушении условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума, что соответствует диспозиции ст.4.46 КоАП Москвы.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствуют о том, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ст.4.46 КоАП Москвы предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную обязанность по соблюдению требований в сфере охраны окружающей среды, заявителем не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел выводу о том, что заявителем нарушены установленные правовыми актами города Москвы правила и требования в области охраны окружающей среды, ответственность за которые предусмотрена ст.4.46 КоАП Москвы.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Размер штрафа назначен административным органом в пределах санкции, предусмотренной ст.4.46 КоАП Москвы, с учетом требований ст.4.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.210 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Принимая во внимание изложенное и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.09.2013 по делу N А40-100546/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Э.В. Якутов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-100546/2013
Истец: ОАО "УМИС"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Управление государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства г. Москвы