г. Саратов |
|
29 ноября 2013 г. |
Дело N А57-12002/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района (ОГРН 1036405320456, ИНН 6453074026, адрес местонахождения: г. Саратов, ул. Чехова, 6А)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 октября 2013 года по делу N А57-12002/2013 (судья Огнищева Ю.П.)
по заявлению Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района (ОГРН 1036405320456, ИНН 6453074026, адрес местонахождения: г. Саратов, ул. Чехова, 6А)
заинтересованные лица: Администрация муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003, адрес местонахождения: г. Саратов, ул. Первомайская, 78),
Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405301954, ИНН 6453015253, адрес местонахождения: г. Саратов, ул. Международная, 1),
о признании незаконным действий,
при участии в судебном заседании представителей:
АТСЖ Ленинского района - не явился, извещена,
Администрации МО "Город Саратов" - не явился, извещена,
Администрация Ленинского района - не явился, извещена,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилась Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее - заявитель, АТСЖ Ленинского района) с заявлением о признании незаконными действий Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - Администрация Ленинского района) по проведению 13.06.2013 проверок по факту наличия различного рода объявлений, размещенных в неустановленных для этого местах на жилых домах N 9 и N 11 "А" по улице Измайлова в городе Саратове, как не соответствующих требованиям частей 2, 16 статьи 10, части 4 статьи 16 и части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Администрация муниципального образования "Город Саратов" (далее - Администрация МО "Город Саратов"), Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов".
Решением от 18 октября 2013 года Арбитражный суд Саратовской области в удовлетворении заявленных АТСЖ Ленинского района требований отказал.
Суд также взыскал с АТСЖ Ленинского района в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 руб.
АТСЖ Ленинского района не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит: решение суда первой инстанции отменить; принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Администрация МО "Город Саратов", Администрация Ленинского района письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
АТСЖ Ленинского района извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 80121 2 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание заявитель не обеспечил.
Администрация МО "Город Саратов" извещена о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 80122 9 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание Администрация не обеспечила.
Администрация Ленинского района извещена о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 80123 6 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание Администрация не обеспечила.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 31 октября 2013 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 13.06.2013 ведущим специалистом отдела экономического развития Администрации Ленинского района МО "Город Саратов" проводилась работа по установлению адресов дворовых территорий многоквартирных домов, необходимых к включению в ведомственную целевую программу на 2014 год.
При исполнении должностных обязанностей ведущим специалистом выявлены нарушения правил благоустройства территории: расклеены различного рода объявления вне установленном для этого месте. По факту обнаружения правонарушений ведущим специалистом 13.06.2013 составлены акты обнаружения административного правонарушения.
Ведущим специалистом отдела экономического развития Администрации Ленинского района МО "Город Саратов" составлены протоколы от 14.06.2013 N 002063, N 002065, N 002064, N 002062 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Закона Саратовской области N 104-ЗСО от 29.07.2009 "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области".
Считая действия Администрации Ленинского района по проведению проверок незаконными, как несоответствующие требованиям частей 2,16 статьи 10, части 4 статьи 16 и части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что оспариваемые действия Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" соответствуют закону и не нарушают права заявителя.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Положением об Администрации Ленинского района МО "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29.01.2009 N 36-398 Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" является территориальным структурным подразделением Администрации муниципального образования "Город Саратов", осуществляющим от имени Администрации муниципального образования "Город Саратов" исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории Ленинского района в части и объеме, установленных настоящим Положением, а также иными муниципальными правовыми актами.
В своей деятельности Администрация района руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Уставом (Основным законом) Саратовской области, нормативными правовыми актами Саратовской области, Уставом муниципального образования "Город Саратов", настоящим Положением и иными муниципальными правовыми актами муниципального образования "Город Саратов".
Администрация района в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Положением, а также иными муниципальными правовыми актами, представляет интересы муниципального образования в отношениях с федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами по вопросам, отнесенным к компетенции администрации района.
Согласно вышеуказанному Положению об Администрации Ленинского района МО "Город Саратов" на Администрацию района возложены полномочия в сфере организации благоустройства и озеленения, а также освещения улиц, установки указателей с названиями улиц и номерами домов:
- обеспечивает содержание зеленых зон, зеленых насаждений и занимаемых ими территорий, находящихся в границах района;
- обеспечивает проведение мероприятий по озеленению района;
- обеспечивает на территории района установку указателей с обозначением наименований улиц, переулков, проездов и домовых номерных знаков;
- устанавливает нумерацию домов, строений, квартир и комнат в коммунальных квартирах;
- выдает разрешения на производство земляных и вскрышных работ на тротуарах, внутриквартальных проездах, газонах и других объектах благоустройства, находящихся на территории района, осуществляет контроль за сроками и качеством восстановительных работ, а также принимает выполненные восстановительные работы;
- осуществляет иные полномочия в сфере благоустройства территории района в соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов".
В целях исполнения полномочий сотрудниками Администрации Ленинского района проводится работа по установлению мероприятий, необходимых к проведению, для обеспечения благоустройства района.
Как указано выше, 13.06.2013 ведущим специалистом отдела экономического развития Администрации Ленинского района МО "Город Саратов" проводилась работа по установлению адресов дворовых территорий многоквартирных домов, необходимых к включению в ведомственную целевую программу на 2014 год.
При исполнении должностных обязанностей ведущим специалистом выявлены нарушения правил благоустройства территории: расклеены различного рода объявления вне установленном для этого месте. По факту обнаружения правонарушений ведущим специалистом 13.06.2013 составлены акты обнаружения административного правонарушения.
Заявитель полагает, что действия Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" по проведению 13.06.2013 проверок по факту наличия различного рода объявлений, размещенных в неустановленных для этого местах на жилых домах N 9 и N 11 "А" по улице Измайлова в городе Саратове, не соответствуют требованиям частей 2, 16 статьи 10, части 4 статьи 16 и части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N294-ФЗ).
В статье 1 Закона N 294-ФЗ определено, что данный Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 294-ФЗ государственного контроля (надзора) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Как следует из материалов дела, осмотр Ленинского района МО "Город Саратов" в целях установления адресов дворовых территорий многоквартирных домов, необходимых к включению в ведомственную целевую программу на 2014 год, не является проверкой деятельности Товарищества и осуществлен в рамках предоставленных Администрации полномочий.
В силу пункта 1 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), на что обоснованно указано судом первой инстанции.
Применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела, взаимодействия между Товариществом и Администрацией в ходе проверки не требовалось.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает нарушений требований Закона N 294-ФЗ.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВАС РФ от 11.11.2013 N ВАС-16178/13 по делу N А43-9885/2013, постановлениях ФАС Поволжского округа от 02.04.2013 по делу N А65-20345/2012, от 19 июля 2012 г. по делу N А65-30412/2011.
Обнаружение же факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий административного органа в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемые действия Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" соответствуют закону и не нарушают права заявителя.
Учитывая изложенные обстоятельства, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу АТСЖ Ленинского района следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 октября 2013 года по делу N А57-12002/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
А.В. Смирников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-12002/2013
Истец: Ассоциация ТСЖ Ленинского района
Ответчик: Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", Администрация муниципального образования "Город Саратов"
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2651/14
04.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2041/13
29.11.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10519/13
18.10.2013 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-12002/13