г. Томск |
|
29 ноября 2013 г. |
Дело N А45-10756/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой Ю.В.
с участием в заседании: без участия
рассмотрев в судебном заседании
апелляционную жалобу Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 21 "Колокольчик" комбинированного вида города Искитима Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19.09.2013 по делу N А45-10756/2013
по заявлению Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 21 "Колокольчик" комбинированного вида города Искитима Новосибирской области, г. Искитим
к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Новосибирск
об отмене постановления N 31-269/ю.л. от 10.06.2013 (рассмотрено в порядке упрощенного производства)
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 21 "Колокольчик" комбинированного вида города Искитима Новосибирской области обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об отмене постановления N 31-269/ю.л. от 10.06.2013.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 19.09.2013 г. в удовлетворении требований отказано (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование жалобы приводит доводы о необоснованности неприменения судом ст. 2.9 КоАП РФ, отсутствии виновных действий Учреждения с учетом отсутствия финансирования на проведение первого энергетического обследования.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Новосибирской области от 19.09.2013 г.
Как следует из материалов дела, Сибирским управлением Ростехнадзора в период с 06.06.2013 по 10.07.2013 в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 21 "Колокольчик" комбинированного вида города Искитима Новосибирской области проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности.
10.06.2013 г. составлен акт проверки N 31-0521/А-ЭС-181, согласно которому в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных в п.п.1,2 ст.16 ФЗ N261-ФЗ от 23.11.2009 г. "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", выразившиеся в не проведении обязательного энергетического обследования в установленный срок - до 31.12.2012 г.
Постановлением N 31-269/ю.л. от 10.06.2013 МБДОУ N 21 "Колокольчик" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст.9.16 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Заявитель, не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из доказанности события, состава административного правонарушения, виновных действий Учреждения, соблюдения порядка и сроков привлечения к ответственности, отсутствия оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, считая их обоснованными.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Частью 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2).
Под составом административного правонарушения подразумевается совокупность субъективных и объективных признаков - как элементов состава, в число которых входит наделенный административно-процессуальной правоспособностью субъект правонарушения, а также субъективная сторона правонарушения, которая определяется виновным поведением субъекта правонарушения.
Согласно статье 16 ФЗ от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" проведение энергетического обследования является обязательным для организации с участием государства или муниципального образования. При этом такие организации обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу данного Федерального закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.
В силу положений пункта 9 статьи 2 ФЗ N 261-ФЗ МБДОУ N 21 "Колокольчик" является субъектом данных отношений и, соответственно, обязано было провести первое энергетическое обследование в установленные сроки, то есть с 23.11.2009 г. до 31.12. 2012 г.
Частью 8 статьи 9.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от лица не зависящих.
Учреждение не представило доказательств, подтверждающих принятие им всех необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства, несмотря на достаточный срок, установленный законодателем, для проведения необходимых мероприятий.
Доводы об отсутствии финансирования для проведения указанных мероприятий, не могут быть приняты во внимание, поскольку данное обстоятельство не может свидетельствовать о соблюдении требований закона.
Таким образом, в действиях заявителя содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 9.16 КоАП РФ.
Статьей 2.9, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено право суда освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", установлено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В пункте 18.1 указанного Постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Учреждением не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, указывающих на признаки малозначительности совершенного административного правонарушения и позволяющих применить статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии со стороны заявителя надлежащего контроля, а также действий, направленных на соблюдение исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, и характеризуют пренебрежительное отношение к установленным правовым требованиям и предписаниям.
При изложенных обстоятельствах, с учетом особой значимости охраняемых отношений в сфере энергетики, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что допущенное административное правонарушение не является малозначительным.
Порядок и сроки привлечения к ответственности соблюдены, штрафные санкции применены с учетом всех обстоятельств по делу, в пределах минимального размера.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы, проверенные судом апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, в силу чего, не являются основаниями для отмены по существу правильно принятого судом первой инстанции решения.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19.09.2013 по делу N А45-10756/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-10756/2013
Истец: МБДОУДС N21 "Колокольчик" комбинированного вида г. Искитима
Ответчик: Западно-Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Сибирское управление Ростехнадзора, Сибирское управление Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору