Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2013 г. N 05АП-12762/13
г. Владивосток |
|
29 ноября 2013 г. |
Дело N А51-20375/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 ноября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента экономики Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-12762/2013
на решение от 09.09.2013
судьи О.Л. Заяшниковой
по делу N А51-20375/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Грин Фреш" (ИНН 2536259440, ОГРН 1132536000585, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 05.02.2013)
к Департаменту экономики Приморского края (ИНН 2540150332, ОГРН 1082540011157, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 04.12.2008)
о признании незаконным решения от 30.04.2013, оформленного приказом N 43,
при участии:
от ООО "Грин Фреш": Ильин К.В. по доверенности N 25 АА 1033612 от 04.07.2013, срок действия 3 года;
от Департамента экономики Приморского края: Томко О.В. - главный специалист-эксперт по доверенности N 9 от 22.08.2013, срок действия 1 год,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Грин Фреш" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Департаменту экономики Приморского края о признании незаконным решения от 30.04.2013, оформленного приказом N 43, просило обязать департамент экономики Приморского края в пятнадцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу совершить действия по предоставлению ООО "Грин Фреш" субсидий на возмещение части затрат, связанных с регистрацией юридического лица, началом предпринимательской деятельности, выплатами по передаче прав на франшизу (паушальный взнос), в виде грандов, в сумме 600.000 рублей.
Решением от 09.09.2013 суд признал незаконным оспариваемое решение и обязал департамент экономики Приморского края в пятнадцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу совершить действия по рассмотрению и принятию решения по заявлению ООО "Грин Фреш" о предоставлении субсидии от 01.04.2013 на возмещение части затрат (планируемых и (или) фактически произведенных), связанных с регистрацией юридического лица или индивидуального предпринимателя, началом предпринимательской деятельности, выплатами по передаче прав на франшизу (паушальный взнос), в виде грантов, в заявленной сумме 600.000 рублей. Кроме того, суд взыскал с Департамента экономики Приморского края в пользу общества 4.000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт, Департамент указал, что финансовая поддержка не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим как производство, так и реализацию подакцизных товаров. Согласно представленной обществом выписке из ЕГРЮЛ, в качестве дополнительных видов деятельности указана розничная торговля в неспециализированных магазинах, преимущественно пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, последние в соответствии с продпунктом 5 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ являются подакцизными изделиями.
В судебном заседании представитель Департамента экономики Приморского края поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "Грин Фреш" доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, поддержал в полном объеме. Решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
01.04.2013 ООО "Грин Фреш" обратилось в департамент экономики Приморского края с заявлением о предоставлении субсидий на возмещение части затрат субъекта малого или среднего предпринимательства, связанных с регистрацией юридического лица или индивидуального предпринимателя, началом предпринимательской деятельности, выплатами по передаче прав на франшизу (паушальный взнос).
Рассмотрев представление заявителем документы, уведомлением от 08.05.2013 N 29/1880-4 ответчик известил общество, что на основании приказа департамента экономики Приморского края от 30.04.2013 N 43, по результатам рассмотрения представленных ООО "Грин Фреш" документов, с учетом рекомендаций межведомственной комиссии при Администрации Приморского края по вопросам предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, принято решение об отказе в предоставлении субсидии в заявленной сумме 600.000 рублей, в связи с предоставлением выписки из единого государственного реестра юридических лиц, в которой как один из видов деятельности указана торговля подакцизными товарами (табачные изделия), что свидетельствует о несоответствии требованиям Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Приморского края, производящим и реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации и (или) экспорта, утверждённого постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 года N 382-па "О государственной программе Приморского края "Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края" на 2013-2017 годы".
Полагая свои права нарушенными, а решение органа местного самоуправления, выраженное в приказе от 30.04.2013 N 43 несоответствующим закону, заявитель обратился с соответствующими требованиями в суд.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее Федерального закона N 209-ФЗ) установлено, что основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; доступность инфраструктуры поддержки; равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах; оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; открытость процедур оказания поддержки.
Согласно пункту 3 статьи 5 Закона Приморского края от 01.07.2008 N 278-КЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Приморском крае" (далее Закона Приморского края N 278-КЗ) условия и порядок оказания конкретных форм поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, устанавливаются программами развития малого и среднего предпринимательства.
В целях обеспечения благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с приоритетами экономического развития Приморского края постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 N 382-па (далее - постановление N 382-па) утверждена государственная программа Приморского края "Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края" на 2013 - 2017 годы" (далее - Подпрограмма), являющаяся составной частью государственной программы Приморского края "Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края" на 2013 - 2017 годы, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 N 382-па "О государственной программе Приморского края "Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края" на 2013-2017 годы".
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, производящим и реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации с целью возмещения части затрат (планируемых и (или) фактически произведенных) субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с началом предпринимательской деятельности, в виде грантов.
Судом установлено, что ООО "Грин Фреш" в департамент экономики Приморского края предоставлено заявление с приложением документов, предусмотренных пунктом 7.1 Порядка предоставления субсидий.
Как правильно указал суд, согласно пункту 12 Порядка предоставления субсидий уполномоченный орган отказывает в предоставлении субсидий по основаниям, указанным в части 5 статьи 14 Федерального закона N 209-ФЗ. Кроме того, в подпункте "д" пункта 4 Порядка предоставления субсидий указано, что финансовая поддержка не оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров.
Из материалов дела, в том числе из уведомления от 08.05.2013 N 29/1880-4 следует, что единственным основанием принятия департаментом экономики решения об отказе в предоставлении заявителю субсидии в виде гранта является представление выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), в которой одним из видов экономической деятельности указана торговля подакцизными товарами (табачные изделия).
Действительно, согласно выписке из ЕГРЮЛ дополнительным видом экономической деятельности ООО "Грин Фреш" является "Розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями" (код по ОКВЭД 52.11).
Вместе с тем, следует учитывать, что согласно постановлению Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" группировка в вид экономической деятельности 52.11 включает розничную торговлю универсальным ассортиментом товаров в магазинах, которые наряду с основной продажей (более 50% в обороте) пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий продают также другие товары (одежду, мебель, бытовые электротовары, скобяные изделия, косметические товары и т.п.), т.е. данный вид деятельности ООО "Грин Фреш" подходит по причине включения в него - реализации пищевых продуктов, которая является частью деятельности ООО "Грин Фреш".
При этом, Общероссийский классификатор видов экономической деятельности содержит такой вид деятельности как "розничная торговля табачными изделиями", который определяется кодом 52.26, и не выбран ООО "Грин Фреш", согласно выписке из ЕГРЮЛ.
Суд первой инстанции правильно указал, что в нарушение статьи 65 АПК РФ суду не представлено доказательств того, что ООО "Грин Фреш" производит табачные изделия и имеет разрешительные документы на торговлю подакцизными товарами (табачными изделиями).
Само по себе наличие в выписке из ЕГРЮЛ указание на дополнительный вид экономической деятельности 52.11 не может являться фактом, подтверждающим реализацию ООО "Грин Фреш" табачной продукции.
Материалами дела подтверждается, что на момент принятия решения об отказе в предоставлении субсидии департаментом не устанавливался факт осуществления обществом деятельности по оптовой и розничной торговли подакцизным товаром, проверка не проводилась, доказательств реализации подакцизных товаров в материалы дела не представлено.
Как правильно указал суд, отказ департамента в предоставлении субсидии, основанный лишь на Выписке из ЕГРЮЛ, вынесенный без установления фактических обстоятельств, является неправомерным. При этом, предположительный довод о том, что общество в будущем будет осуществлять торговлю подакцизными товарами, не может быть принят во внимание.
При изложенных выше обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение департамента об отказе в предоставлении субсидии, изложенное в приказе от 30.04.2013 N 43 по приведенному в нем основанию не соответствует Федеральному закону N 209-ФЗ.
Соглашаясь с выводами суда в части удовлетворения требований общества, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о неверном распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина организациями уплачивается в размере 2.000 руб.
Требования общества удовлетворены в полном объеме. Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку с требованиями в арбитражный суд общество обратилось в порядке главы 24 АПК РФ, суду первой инстанции следовало взыскать с Департамента в пользу общества судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 2.000 рублей.
Вместе с тем, суд первой инстанции взыскал с Департамента экономики Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Грин Фреш" 4.000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
С учетом изложенного выше, коллегия считает, что решение суда подлежит изменению: с Департамента экономики Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Грин Фреш" подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 2.000 рублей. Кроме того, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2.000 рублей подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Изменить решение Арбитражного суда Приморского края от 09.09.2013 по делу N А51-20375/2013 в части распределения судом расходов по оплате государственной пошлины.
Возвратить Скорынину Игорю Дмитриевичу из федерального бюджета излишне уплаченную за общество с ограниченной ответственностью "Грин Фреш" по квитанции Сбербанка России от 05.07.2013, номер документа 10055935, государственную пошлину в размере 2.000 рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Взыскать с Департамента экономики Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Грин Фреш" 2.000 (две тысячи) рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
В остальной части решение Арбитражного суда Приморского края от 09.09.2013 по делу N А51-20375/2013 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.