г. Пермь |
|
29 ноября 2013 г. |
Дело N А50-7385/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 ноября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Васевой Е.Е., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пьянковой Е.Л.,
при участии:
от истца Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования в РФ (ИНН 5904100537, ОГРН 1025900889002) - Страумит Ю.Д., доверенность от 27.08.2013, предъявлено удостоверение;
от ответчика Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 9" (ИНН 5907031708, ОГРН 1065907023544) - не явился, извещен надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования в РФ
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 13 сентября 2013 года
по делу N А50-7385/2013,
принятое судьей Фоминой Н.Н.,
по иску Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования в РФ
к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N 9
о о возмещении вреда,
установил:
Государственное учреждение - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее ГУ ПРО ФСС РФ) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с МБУЗ "Городская поликлиника N 9" убытков в размере 24 625,63 руб., понесенных в связи с необоснованной выдачей медицинским учреждением листков временной нетрудоспособности.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13.09.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ГУ ПРО ФСС РФ обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и удовлетворить исковые требования, поскольку судом нарушены нормы материального права. Заявитель жалобы указывает на то, что в результате выявленного нарушения работниками ответчика Порядка выдачи листков нетрудоспособности истцу был причинен ущерб. Факт выдачи листков с нарушениями подтверждается материалами проверки.
Представитель фонда в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в соответствии с п.3 ст. 156, п.2 ст. 200 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела без их участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ГУ СРО ФСС РФ в период с 09.10.2012 по 12.10.2012 проведена внеплановая проверка исполнения нормативных требований законодательства по экспертизе временной нетрудоспособности.
В справке от 12.10.2012 N 311 фондом зафиксированы результаты проверки, выявлен факт выдачи листков нетрудоспособности, оформленных с нарушением Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок N 624н), Борисовой Н.В., Моисеевских М.А., Пятышиной Е.А., Слезкину А.В., Плюсниной Т.Ф., Бортникову В.Л., Нургалиной А.Н., Овечкину А.В. с нарушением п.п. 5, 13, 14, 58.
Полагая, что бюджету фонда, вследствие выдачи больницей листков нетрудоспособности с нарушением действующего порядка, причинены убытки в сумме 24 625,63 руб., фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что основания для наступления материальной ответственности в соответствии со ст.ст. 1064, 1068 ГК РФ отсутствуют, поскольку отсутствует предусмотренная положениями главы 59 ГК РФ совокупность условий, при которых допускается возмещение вреда.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителя истца, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. По общему правилу для наступления ответственности за причинение вреда, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между противоправным поведением и наступившим вредом.
Средствами государственного социального страхования управляет Фонд социального страхования Российской Федерации, в состав которого входят исполнительные органы, в частности региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации. Средства Фонда направляются в том числе на выплату пособий по временной нетрудоспособности (пункты 1, 3 и 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации).
В силу ст. 1 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, в том числе вследствие заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей) и других событий.
Согласно подп. 5 п. 2 ст. 8 указанного закона одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н утвержден Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, согласно п. 1, 2, 5 которого документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности, на период долечивания в санаторно-курортных учреждениях, при необходимости ухода за больным членом семьи, на период карантина, на время протезирования в условиях стационара, на период отпуска по беременности и родам, при усыновлении ребенка.
Листок нетрудоспособности выдают лечащие врачи медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, включая работы по экспертизе временной нетрудоспособности.
Выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.
Таким образом, основанием для выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом, является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности.
Судом первой инстанции установлено, что выдача листков нетрудоспособности была связана с временной потерей трудоспособности обратившихся граждан.
Нарушения требований Порядка, допущенные при его оформлении медицинскими работниками, не свидетельствуют об отсутствии страхового случая как такового, являющегося основанием для выдачи листка нетрудоспособности.
При этом, в отношении Борисовой Н.В., по которой фонд пришел к выводу об отсутствии оснований для выдачи больничного листа, судом первой инстанции верно указано, что выводы узкого специалиста при первичной консультации не свидетельствуют о неверности выводов лечащего врача о нетрудоспособности больного. Факт наступления страхового случая как такого подтвержден надлежащими документами.
В отношении остальных лиц фондом не опровергается факт наступления страхового случая.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101) выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Согласно пункту 18 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
В силу пункта 26 Постановления Фонда социального страхования РФ от 07.04.2008 N 81 по результатам рассмотрения материалов проверки в случае выявления в ходе проверки расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке, руководитель отделения (филиала отделения) Фонда может принять решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования.
На основании решения о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога, отделение (филиал отделения) Фонда предлагает страхователю отразить суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам Фонда (раздел I) и представить в территориальный орган Федеральной налоговой службы уточненный расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу (пункт 28 Постановления Фонда социального страхования РФ от 07.04.2008 N 81).
Законодателем установлено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Исходя из системного толкования пунктов 60, 61 Постановления Фонда социального страхования РФ от 07.04.2008 N 81, отделение фонда принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки в отношении тех нарушений, которые могут поставить под сомнение наступление (продолжительность) страхового случая, по остальным - принимает меры к лечебному учреждению, выдавшему листки нетрудоспособности.
Между тем, доказательств, подтверждающих неправомерность выдачи ответчиком листков нетрудоспособности (в отсутствие наступления страхового случая (заболевания), заявителем апелляционной жалобы, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлено.
Как следует из материалов дела, истцом в нарушение вышеуказанных требований приняты к оплате листки нетрудоспособности, что свидетельствует об отсутствии причинно-следственной связи между действиями ответчика по выдаче листков нетрудоспособности и понесенными убытками.
Таким образом, заявленная истцом к взысканию сумма представляет собой сумму пособия по временной нетрудоспособности, выплаченную страхователем за счет средств обязательного социального страхования застрахованному лицу на основании предъявленных им листков нетрудоспособности, выданных лечебным учреждением, с нарушениями, расходы на обязательное социальное страхование по которым приняты истцом.
Ссылка истца пункт 6 части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 225-ФЗ, и пункт 68 Приказа Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н, согласно которым страховщик вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности; за нарушение установленного порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности медицинские организации, а также медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку указанные положения не освобождают истца от обязанности доказывания причинно-следственной связи между противоправными действиями медицинского учреждения и возникновением у истца убытков.
В связи с отмеченным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что убытки фонда не находятся в причинной связи с действиями работников больницы, несущих ответственность не гражданско-правового характера.
На основании изложенного, ответственность за понесенные фондом убытки в виде излишне выплаченных сумм пособия по нетрудоспособности вследствие нарушений выдачи листка нетрудоспособности, не может быть возложена на ответчика.
При данных обстоятельствах решение суда не подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 13.09.2013 по делу N А50-7385/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-7385/2013
Истец: ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУ - ПРО ФСС РФ
Ответчик: МБУЗ "Городская поликлиника N9", Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 9"