г. Ессентуки |
|
29 ноября 2013 г. |
Дело N А15-1610/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Дагестанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.08.2013 по делу N А15-1610/2013,
по заявлению индивидуального предпринимателя Амирбекова Тагира Ахмедовича (ИНН 051120178832, ОГРН 306055003700022),
к Дагестанской таможне (ИНН 0541015036, ОГРН 1020502528727),
об обязании возвратить 182 584 рубля 30 копеек таможенных платежей, излишне уплаченных по декларации на товары N 10801020/230113/0000441 (судья Батыраев Ш.М.),
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Амирбекова Тагира Ахмедовича - Амирбеков Т.А. лично по паспорту и его представитель Саидов Г.М. по доверенности от 29.03.2013.
от Дагестанской таможни - Гамзатов А.Ш. по доверенности от 18.03.2013 N 05-12/0079.
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Амирбеков Тагир Ахмедович (далее -предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Дагестанской таможне (далее - таможня) об обязании возвратить 182 584 рубля 80 копеек таможенных платежей, излишне уплаченных по декларации на товары (далее - ДТ) N 10801020/230113/0000441.
Решением суда от 30 августа 2013 года Дагестанская таможня обязана возвратить индивидуальному предпринимателю Амирбекову Тагиру Ахмедовичу 182 584 рубля 30 копеек таможенных платежей, излишне уплаченных по декларации на товары N 10801020/230113/0000441.
Решение мотивированно тем, что действия таможни по корректировке таможенной стоимости ввезенных предпринимателем товаров по спорной декларации привели к возникновению у последнего незаконно возложенной обязанности по уплате дополнительных таможенных платежей в сумме 182 584 рублей 30 копеек. Таможня необоснованно не применила первый метод таможенной стоимости при наличии достаточных документов для определения таможенной стоимости по первому методу.
Не согласившись с принятым решением, Дагестанская таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что суд первой инстанции пришел к ошибочному мнению о том, что декларант не обязан иметь в наличии экспортную декларацию. Таможней соблюден принцип последовательности применения методов определения таможенной стоимости товаров.
Индивидуальный предприниматель Амирбеков Тагир Ахмедович представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.08.2013 по делу N А15-1610/2013, следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается, что во исполнение контракта от 12.12.2012 N S-RN-01 от турецкой фирмы "Serra Kalip Ve Iskele Aksesuarlari Arlari Dokum Ve Insaat Tigaret Lim Sirketi" в адрес предпринимателя поступили товары - части металлоконструкции: скрепляющее металлическое приспособление, предназначенное для сборки металлических труб (стальные зажимы - адаптеры) и ручной металлический инструмент для стягивания.
На данные товары предпринимателем в Махачкалинский таможенный пост подана ДТ N 10801020/230113/0000441.
При этом цена товара определена в рамках статьи 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение) по цене сделки с однородными товарами (3 метод).
В обоснование заявленной таможенной стоимости декларантом в таможню представлены следующие документы: договор, инвойс, международная товарно транспортная накладная (CMR).
Таможня не приняла заявленную таможенную стоимость со ссылкой на то, что представленные документы и сведения недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товара и в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки от 19.02.2013.
Для подтверждения заявленной стоимости у предпринимателя дополнительно запрошены следующие документы: документы, в соответствии с которыми были выпущены идентичные (однородные) товары, экспортная декларация, банковские документы по оплате за товар, прайс - лист производителя, документы об оприходовании товара. Срок для представления дополнительных документов установлен до 23.02.2013. Одновременно декларанту сообщено, что для выпуска товара необходимо в срок до 25.01.2013 заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Расчет размера обеспечения уплаты таможенных платежей доведен до декларанта.
Письмом от 24.01.2013 предприниматель сообщил таможне о невозможности представить дополнительные документы и просил принять решение об окончательной оценке товара и его выпуске без осуществления выпуска под обеспечение уплаты дополнительно начисленных таможенных платежей.
В связи с непредставлением предпринимателем дополнительных документов 24.01.2013 таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости, определив таможенную стоимость товара в соответствии со статьей 10 Соглашения, на основании которого декларант оформил ДТС-2 и форму корректировки таможенной стоимости (КТС-1), согласно которым общая сумма таможенных платежей, подлежащая взысканию в результате корректировки таможенной стоимости товара, составила 71 585 рублей 66 копеек. В ДТС-2 проставлена запись "ТС принята 24.01.2013". После уплаты указанной суммы таможенных платежей товар выпущен в свободное обращение.
Заявление предпринимателя от 13.06.2013 о возврате 182 584 рублей 80 копеек таможней не рассмотрено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 64 ТК ТС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Частью 1 статьи 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (часть 2 статьи 4 Соглашения).
Как следует из части 3 статьи 2 Соглашения и части 4 статьи 65 ТК ТС, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. В случае невозможности определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами применяется последовательно каждый из методов, перечисленных в статьях 6 - 10 Соглашения. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие оснований, предусмотренных Соглашением.
Основания невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами указаны в части 1 статьи 4 Соглашения.
Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения (статья 68 Кодекса).
На основании пункта 1 статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с данным Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
До принятия таможенным органом по результатам дополнительной проверки решения в отношении таможенной стоимости товаров контроль таможенной стоимости товаров считается незавершенным.
Если дополнительная проверка не может быть проведена в сроки, установленные для выпуска товаров, то решение о проведении дополнительной проверки не является основанием для отказа в выпуске товаров. Выпуск товаров осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определенного таможенным органом (пункт 2 статьи 69 ТК ТС).
Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого. Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений (пункт 3 статьи 69 ТК ТС).
Если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям Соглашения об определении таможенной стоимости (пункт 4 статьи 69 ТК ТС).
По смыслу статьи 69 ТК ТС при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска у декларанта возникает обязанность представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Декларант вправе доказать достоверность сведений и правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости. В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждены и не опровергнуты иными документами.
Приведенные положения статьи 69 ТК ТС подлежат применению во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 176 этого же Кодекса, в соответствии с которым при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенные органы вправе требовать представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и представление которых предусмотрено таможенным законодательством таможенного союза.
В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждены и не опровергнуты иными документами.
Обязанность декларанта представить по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о таможенной стоимости товаров либо в случае, когда заявленные сведения должным образом не подтверждены.
Согласно статье 111 ТК ТС полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" разъяснено, что под несоблюдением условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений. Таможенный орган, реализующий право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов, представив доказательства объективной невозможности получения или использования ценовой и иной информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов.
Поскольку основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами и закон содержит исчерпывающий перечень оснований, исключающих его применение, для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие таких оснований.
Обязанность представлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.
При подаче декларации на товары таможенная стоимость товара определена декларантом по стоимости сделки с однородными товарами (3 метод).
В соответствии с пунктом 22 (глава V) Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, и Регламента действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров, утвержденных Приказом ФТС России от 14.02.11 N 272 (далее - приказ N 272), при осуществлении контроля таможенной стоимости, определенной в соответствии со статьями 6 и 7 Соглашения, уполномоченные должностные лица должны убедиться, что в качестве основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров не может быть использована стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Если таможенная стоимость должна быть определена по стоимости сделки с ними, уполномоченные должностные лица осуществляют проверку в соответствии с главами II и III Инструкции.
Со ссылкой на недостаточность представленных декларантом документов, таможня сделала вывод о занижении заявленной таможенной стоимости товара, приняла решение о проведении дополнительной проверки и запросила у декларанта дополнительные документы в обоснование заявленной таможенной стоимости. Непредставление декларантом дополнительных документов послужило основанием для принятия решения об окончательной корректировке таможенной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения, при любом из условий, в пункте 1 статьи 4 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (пункт 2 статьи 4 Соглашения).
Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения в случае, если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, она определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
Первоосновой для определения таможенной стоимости товара является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.
Товары, оформленные по спорной таможенной декларации, ввезены во исполнение договора от 12.12.2012 N S-RN-1, заключенного с турецкой фирмой. Предметом договора является зажимы строительные и другое строительное оборудование. Ассортимент, количество и цена на каждую партию товара указываются в инвойсах. Товары поставляются на условиях СРТ Махачкала. Отгружаемый товар сопровождается следующими документами: инвойс, сертификат происхождения, прайс - лист производителя. Оплата за товар производится путем банковского перевода в течение 360 дней со дня поставки партии товара.
Согласно инвойсу от 31.12.2012 N 036866 стоимость партии товара составляет 22 000 долларов США.
Из ДТС-2 следует, что заявленная декларантом таможенная стоимость включает в себя стоимость товара по инвойсу в сумме 22 000 долларов США и транспортные расходы в сумме 13 100 долларов США.
Поскольку товар ввезен на условиях поставки СРТ Махачкала и учитывая, что доказательства несения предпринимателем каких - либо иных расходов, предусмотренных статьей 5 Соглашения, в материалах дела отсутствуют, довод предпринимателя об ошибочном указании в ДТС-2 транспортных расходов, суд признает обоснованным. Поскольку в стоимость товара транспортные расходы были включены, их повторное начисление является неправомерным.
Предприниматель находится на упрощенной системе налогообложения, в связи с чем требования таможни о представлении документов об оприходовании товаров являются неправомерными.
Товар перевозился по процедуре МДП и пакет с товаросопроводительными документы первоначально вскрывается должностными лицами таможенного органа, поэтому таможня неправомерно запросила у предпринимателя оригиналы документов, подтверждающих заявленные сведения на бумажных носителях.
Декларантом представлен пакет документов, необходимый для таможенного оформления в соответствии с выбранным таможенным режимом, а также документы и сведения, выражающие содержание сделки и информацию по условиям ее оплаты, анализ и оценка которых позволяет суду сделать вывод о том, что они являлись достаточными для определения таможенной стоимости товара, задекларированных по спорной декларации, в соответствии со статьей 4 Соглашения - по цене сделки с ввозимыми товарами.
Из решения о корректировке таможенной стоимости по спорной декларации следует, что основанием для его принятия также послужило непредставление декларантом дополнительных документов.
В то же время ни действующим законодательством, ни обычаями делового оборота не предусмотрена обязанность декларанта иметь в наличии экспортную декларацию, и ее отсутствие само по себе не может являться основанием для корректировки таможенной стоимости товаров. Отсутствие прайс - листов при наличии других документов, содержащих полную информацию, необходимую для определения таможенной стоимости по цене сделки, не является основанием для корректировки таможенной стоимости по шестому (резервному) методу. Запрошенные таможенным органом экспортная таможенная декларация и прайс - листы не предусмотрены Перечнем дополнительных документов и сведений, которые могут быть запрошены при проведении дополнительной проверки (приложение N 3 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров, утвержденным решение Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 376) и они не являются документами, подтверждающую таможенную стоимость.
В решении о проведении дополнительной проверки также указано, что заявленная таможенная стоимость занижена по сравнению с ценовой информацией, имеющейся в распоряжении таможни. Однако решение о проведении дополнительной проверки не содержит ссылок на конкретную ценовую информацию, с которой таможня сравнивала заявленную таможенную стоимость по спорной декларации.
Решение о проведении дополнительной проверки в части изложения признаков, указывающих на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, составлено формально, без надлежащего отражения данных причин. Указанное также касается ссылки на информацию, полученную при помощи программы ИАС "Мониторинг-Анализ".
Таможня не представила доказательств того, что стоимость товаров, указанная в инвойсе, умышленно занижена с целью уклонения от уплаты таможенных платежей.
Предприниматель представил таможне документы, которые у него имелись. Заявленная таможенная стоимость и представленные сведения, относящиеся к ее определению, основаны на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, в связи с чем, у таможни не было оснований сомневаться в обратном и принимать решения о корректировке таможенной стоимости лишь на основании своих предположений.
Непредставление дополнительно запрошенных документов не может свидетельствовать о недостоверности и неопределенности данных, использованных предпринимателем при определении таможенной стоимости товаров по первому методу.
Доказательств, указывающих на недостоверность сведений, содержащихся в представленных предпринимателем документах, противоречия между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных товаросопроводительных и коммерческих документах, относящихся к контракту, таможня не представила.
При определении таможенной стоимости иным методом, чем основной метод, таможня должна не просто сомневаться в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости товара, а иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости товара.
Такие доказательства таможня не представила. Таможня нарушила принцип последовательности применения методов определения таможенной стоимости товаров.
Поскольку основным методом определения таможенной стоимости товара является метод по цене сделки с ввозимыми товарами, таможенный орган обязан доказать наличие оснований, исключающих применение предыдущих методов.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 147 Федерльного закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
- платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
- документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
- документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
- документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
- документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
- иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
Это условие предпринимателем соблюдено, в заявлении предприниматель пояснил основания, по которым требует возврата суммы, сослался на платежный документ, по которому сумма излишне перечислена, приложил необходимые документы.
Согласно расчету предпринимателя:
Сумма таможенных платежей, подлежащая уплате по первому методу за товар N 1, составляет 221 844, 48 рублей.
Сумма таможенных платежей, подлежащая уплате по первому методу за товар N 2, составляет 10 247, 58 рублей.
Общая сумма платежей по указанным товарам по первому методу составляет 232 098,06 рублей.
Сумма платежей, взысканная после корректировки таможенной стоимости, составляет 414 676, 36 рублей.
Факт уплаты таможенных платежей подтверждается платежными документами и актом сверки, составленным таможней и предпринимателем.
Таким образом, сумма, подлежащая возврату, составляет 182 584,3 рублей.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости применения первого метода определения таможенной стоимости, о подтверждении факта уплаты таможенных платежей и необходимости возврата излишне уплаченной суммы.
Довод апелляционной жалобы о том, что инвойс не содержал необходимых сведений для определения стоимости товара, отклоняется. В пункте 2 контракта указано, что цена определяется на основании инвойса; в представленном инвойсе указано наименование товара, его код, вес, цена и общая стоимость, что является достаточным для определения таможенной стоимости по первому методу.
Довод таможни о том, что предприниматель включил в стоимость товаров транспортные расходы, которые не подтверждены документально, потому первый метод неприменим, отклоняется. Действительно, предприниматель, определяя величину таможенной стоимости, завысил ее на сумму транспортных расходов, в то время как в соответствии с пунктом 2 контракта, расходы, связанные с выполнением условий СТР (Инкотермс 2010), включаются в цену товара. Условие СТР (Инкотермс 2010) означает, что перевозка оплачена до места назначения. Из текста СМR (международная товарно-транспортная накладная) следует, что транспортные расходы дополнительно к стоимости товара продавец не выделял. Допущенная декларантом техническая ошибка не являлась основанием для отказа в применении первого метода определения таможенной стоимости.
Довод таможни о том, что предприниматель включил в стоимость товаров транспортные расходы, которые не подтверждены документально, потому первый метод неприменим, отклоняется. Действительно, предприниматель, определяя величину таможенной стоимости, завысил ее на сумму транспортных расходов, в то время как в соответствии с пунктом 2 контракта, расходы, связанные с выполнением условий СТР (Инкотермс 2010), включаются в цену товара. Условие СТР (Инкотермс 2010) означает, что перевозка оплачена до места назначения. Из текста СМR (международная товарно-транспортная накладная) следует, что транспортные расходы дополнительно к стоимости товара продавец не выделял. Допущенная декларантом техническая ошибка не являлась основанием для отказа в применении первого метода определения таможенной стоимости.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции пришел к ошибочному мнению о том, что декларант не обязан иметь в наличии экспортную декларацию - не состоятелен, так как нормативными актами такая обязанность не установлена, в контракте не предусмотрено, что он обязан иметь экспортную декларацию; непредставление декларантом дополнительно запрошенных у декларанта документов, в том числе в силу их объективного отсутствия, не обосновывает правомерность произведенной таможней корректировки, поскольку таможенный орган вправе истребовать лишь документы, необходимые для определения таможенной стоимости товара в силу закона либо обычая делового оборота. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представленных с таможенной декларацией документов было достаточно для определения таможенной стоимости по цене сделки.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не дал должной оценки тому, что таможенная стоимость товара, заявленная предпринимателем в спорных декларациях, имеет низкий ценной уровень, отклоняется, так как расхождение между заявленной декларантом таможенной стоимостью и имеющейся в таможенном органе ценовой информацией (сведения из ИАС "Мониторинг-Анализ") не является основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров без выяснения причин такого расхождения. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как доказательство недостоверности условий сделки и служить основанием для корректировки таможенной стоимости, а является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения этих обстоятельств, в том числе истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений. Кроме того, таможня ошибочно отклонила первый метод, и нарушив принцип последовательности, применила шестой метод.
Довод таможни о том, что судом был сделан неверный вывод в части того, что таможня нарушила принцип последовательности применения методов определения таможенной стоимости, является несостоятельным. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что таможней нарушен порядок выбора метода для определения таможенной стоимости товара, так как таможня не обосновала причины, по которым невозможно применить 1-5 методы. Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 правило последовательного применения методов определения таможенной стоимости товаров при невозможности использования основного метода каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Данное правовое положение означает, что таможенный орган, реализующий право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.08.2013 по делу N А15-1610/2013.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.08.2013 по делу N А15-1610/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-1610/2013
Истец: Амирбеков Тагир Ахмедович
Ответчик: ГУ "Дагестанская таможня", Федеральная таможенная служба Северо-Кавказское таможенное управление "Дагестанская таможня"