г. Челябинск |
|
02 декабря 2013 г. |
Дело N А07-7999/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Соколовой И.Ю., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесозаготовительная компания "Башлеспром" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.09.2013 по делу N А07-7999/2012 (судья Айбасов Р.М.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан - Кваснина Наталья Алексеевна (доверенность от 28.12.2012 N 190), Нургалиев Эдуард Рифзянович (доверенность от 17.01.2013 N 226);
общества с ограниченной ответственностью "Лесозаготовительная компания "Башлеспром" - Гильманов Салават Ильдарович (доверенность от 11.03.2013 N 16), Голиков Михаил Павлович (доверенность от 11.03.2013 N 19).
Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее также - Минлесхоз РБ, Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лесозаготовительная компания "Башлеспром" (далее - ООО "ЛЗК "Башлеспром", Общество, ответчик), содержащим следующие требования:
- обязать ответчика в сроки согласно Приказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 183 "Об утверждении Правил лесовосстановления" исполнить обязательства в сфере лесопользования, в соответствии с Приложением N 6 к договору аренды лесного участка N 1 от 16.06.2008 (зарегистрированного в УФРС за N 02-04-26/008/2008-331 (Аскинское лесничество) и Проектом освоения лесов, а именно: профилактические биотехнические мероприятия - 0,5 га (огораживание муравейников - 2 шт.); лесовосстановительные работы - 25,7 га (в том числе создание лесных культур - 2,8 га, комбинированное лесовосстановление - 13,8 га, естественное лесовосстановление - 9,1 га) (с учётом принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнений заявленных требований - т. 1, л.д. 6-11, 151-152; т. 3, л.д. 76-78, 80; т. 5, л.д. 4).
ООО "ЛЗК "Башлеспром" обратилось в арбитражный суд с встречным иском, в котором просило признать недействительными:
- объёмы работ по второму блоку таблицы 5.3.2 проекта освоения лесов, пункты "в среднем за год", пункт "всего на арендуемом лесном участке" по второму блоку таблицы - указанные во втором блоке таблицы 5.3.2 на странице 50 проекта освоения лесов "Аскинское лесничество", "Лесосеки сплошных рубок проектируемого периода" (с учётом принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения встречного иска - т. 5, л.д. 48-53; т. 6, л.д. 104-109).
Определением от 29.05.2013 арбитражный суд первой инстанции привлёк к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, федеральное государственное унитарное предприятие "Рослесинфорг" (далее - ФГУП "Рослесинфорг", Предприятие; т. 5, л.д. 94-95).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.09.2013 (резолютивная часть объявлена 06.09.2013) в удовлетворении первоначального и встречного исковых заявлений отказано (т. 6, л.д. 122-135).
В апелляционной жалобе общество "ЛЗК "Башлеспром" просит:
- отменить решение в части вывода о том, что поименованные в первоначальном исковом заявлении работы выполнены Обществом после обращения Министерства в суд;
- отменить решение в части отказа в удовлетворении встречных исковых требований, признать недействительными объёмы работ по второму блоку таблицы 5.3.2 проекта освоения лесов, пункты "в среднем за год", пункт "всего на арендуемом лесном участке" по второму блоку таблицы (т. 7, л.д. 3-10).
Приводит следующие доводы.
Суд неверно указал срок действия договора аренды лесного участка, который составляет не 49 лет, а период с момента государственной регистрации сделки и до 25.08.2015.
Суд не дал оценку условиям договора аренды и проекта освоения лесов, в которых отражены обязательства арендатора. Суд не принял во внимание доводы ответчика о том, что с 2011 года арендодатель стал иным образом толковать условия проекта освоения лесов. Не рассмотрел и не дал правовой оценки доводу Общества о том, что представленный Министерством расчёт объёмов обязательств Общества является неверным.
Исковые требования Министерства направлены на изменение проекта освоения лесов, на выполнение арендатором обязательств в большем, нежели предусмотрено проектом освоения лесов, объёме, и соответственно, ведет к большим финансовым затратам для ООО "ЛЗК "Башлеспром". Понуждая арендатора выполнить работы по площадям непокрытых лесом земель в большем объёме, арендодатель вынуждает арендатора осуществить работы ранее установленного срока. При этом в отсутствие свободных площадей под посадку лесных культур условие об определённом ежегодном объёме лесовосстановления теряет свою актуальность.
Проектом освоения лесов предусмотрено, что ежегодно лесовосстановительные работы по непокрытым лесом землям должны осуществляться на площади в 8,7 га, а всего - 87,3 га. Письмом от 08.06.2012 N 08/30-144 государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан "Аскинское лесничество" подтвердило, что мероприятия по лесовосстановлению осуществлены на площади 87,3 га. В связи с этим, вывод суда первой инстанции о том, что необходимые работы выполнены обществом "ЛЗК "Башлеспром" после обращения Минлесхоза РБ в арбитражный суд, является ошибочным.
Выводы суда в части правовой оценки встречных исковых требований также являются ошибочными. Проект освоения лесов содержит часть условий договора аренды лесного участка и является односторонней сделкой. Более того, проект разработан на основании данных, предоставленных Минлесхозом РБ. В данном случае поименованные во встречном исковом заявлении отдельные условия и пункты проекта освоения лесов не соответствуют положениям Лесного кодекса Российской Федерации и Правилам заготовки древесины, утверждённым Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184 (пункты 10, 12, 43). В силу чего, на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации требования общества "ЛЗК "Башлеспром" подлежали удовлетворению.
Вывод суда о пропуске Обществом срока исковой давности является неверным. Министерством заявлены требования относительно объёма лесовосстановительных работ за 2011 года. Следовательно, составляющий 3 года срок исковой давности в данном случае не истёк.
Таким образом, ООО "ЛЗК "Башлеспром" просит изменить мотивировочную часть решения в части рассмотрения первоначального иска, а также отменить состоявшийся судебный акт в части рассмотрения по существу встречного искового заявления, требования Общества удовлетворить.
Минлесхоз РБ представило письменное пояснение по жалобе, которое приобщено к материалам дела в порядке статьи 81 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель третьего лица не явился.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия ФГУП "Рослесинфорг".
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объёме.
Представитель истца возражал относительно доводов апелляционной жалобы, дал пояснения в обоснование своих возражений.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов настоящего дела, 16.06.2008 между Министерством природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан (правопредшественник Минлесхоза РБ согласно Указу Президента Республики Башкортостан от 31.07.2008 N УП-362) (арендодатель) и обществом "ЛЗК "Башлеспром" (арендатор) был подписан договор аренды лесного участка N 1 (т. 1, л.д. 25-47, 83-92).
По условиям данной сделки арендодатель обязался предоставить, а арендатор - принять во временное пользование, на срок до 25.08.2015 (пункт 18), для целей заготовки древесины (ликвидной), лесной участок площадью 2264 га, с кадастровым номером 02:04:000000:0014, расположенный в Аскинском районе Республики Башкортостан, а именно: Аскинское лесничество, кварталы N N 48, 54, 59, 60, 62, 76, 78, 79, 81 Тюйского участкового лесничества.
В приложениях N N 1-6 к договору аренды стороны согласовали схему распределения арендуемых участков лесного фонда (т. 1, л.д. 31-32), характеристики лесного участка и его насаждений (т. 1, л.д. 33-36), целевые объёмы использования лесов на арендуемом лесном участке (т. 1, л.д. 37), сроки внесения арендной платы (т. 1, л.д. 38), акт приёма-передачи лесного участка в аренду от 16.06.2008 (т. 1, л.д. 39-43), а также объёмы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке (т. 1, л.д. 44-46).
Договор аренды от 16.06.2008 зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан, запись регистрации номер 02-04-26/008/2008-331 (т. 1, л.д. 30).
Согласно подпунктам "е", "ж", "з" пункта 11 договора от 16.06.2008 арендатор обязан осуществлять противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, прокладку просек и противопожарных разрывов, создание и содержание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров в объёмах, определенных проектом освоения лесов. В обязанности арендатора входят также осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объёмах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении N 6 к договору, осуществлять разрубку (расчистку) квартальных просек, замену квартальных столбов.
Во исполнение подпункта "в" пункта 11 договора аренды общество "ЛЗК Башлеспром" разработало и представило арендодателю "Проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО "ЛЗК "Башлеспром", в Аскинском лесничестве Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан", на который было выдано положительное заключение государственной экспертизы (т. 1, л.д. 12-18, 93, 107; т. 6, л.д. 43-75).
Разделом 5.3 Проекта освоения лесов предусмотрены обязательства арендатора по лесовосстановлению. Так, в частности, по состоянию на 2008 год площадь не покрытых лесом земель, нуждающихся в лесовосстановлении, составила 87,3 га. Площадь лесосек сплошных рубок предстоящего периода (10 лет), также нуждающихся в лесовосстановлении, составила 370 га (страница 50 Проекта освоения лесов - т. 1, л.д. 105). Согласно таблице 5.3.2 в среднем за 1 год лесовосстановительные работы должны производиться арендатором на площади в 45,7 га (8,7 га + 35 га).
16.03.2012 истцом в адрес ответчика было направлено претензионное письмо (исх. N 08/1497), в котором Министерство сообщило Обществу о ненадлежащем исполнении обязательств по охране, защите и воспроизводству лесов в объёмах, установленных Проектами освоения лесов за 2011 год, в связи с чем, потребовало от Общества в срок до 01.04.2012 принять необходимые меры для целей исполнения принятых на себя обязательств (т. 1, л.д. 49-54).
Поскольку письменное требование арендодателя арендатор не выполнил, Минлесхоз РБ обратилось в арбитражный суд с иском о понуждении контрагента к исполнению обязанности в натуре (т. 1, л.д. 6-11, 151-152; т. 3, л.д. 76-78, 80; т. 5, л.д. 4).
Возражая против предъявленного иска, общество "ЛЗК "Башлеспром" обратилось в арбитражный суд со встречным иском, в котором просило признать недействительными, не соответствующими требованиям закона отдельные положения утверждённого Проекта освоения лесов, приведённые в таблице 5.3.2, на странице 50 проекта (т. 5, л.д. 48-53; т. 6, л.д. 104-109).
Отказывая в удовлетворении исковых требований Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что общество "ЛЗК "Башлеспром" исполнило договорные обязательства и осуществило профилактические биотехнические мероприятия, а также выполнило лесовосстановительные работы.
Отказывая в удовлетворении встречного иска, арбитражный суд первой инстанции исходил из следующего. Проект освоения лесов "Аскинское лесничество" не является сделкой в смысле, придаваемом нормой статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу того, что Министерство не является лицом, составившим проект освоения лесов, Обществом избран ненадлежащий способ защиты права. Кроме того, Обществом пропущен срок исковой давности, поскольку о нарушении своих прав последнее должно было узнать не позднее 10.03.2009, то есть с момента вынесения Минлесхозом РБ приказа N 68-ОД об утверждении положительного заключения на проект освоения лесов (т. 6, л.д. 30).
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс РФ, ЛК РФ) использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Находящиеся в государственной или муниципальной собственности лесные участки могут быть переданы юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование (часть 1). Предоставление юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом (часть 2). При этом к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 Лесного кодекса РФ).
По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для использования в целях, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса, то есть, в том числе для заготовки древесины (часть 1 статьи 72 Лесного кодекса РФ).
Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 88 Лесного кодекса РФ).
Согласно действовавшему в 2008-2009 гг. (т.е. в период заключения договора аренды и разработки и согласования Проекта освоения лесов "Аскинского лесничества") Приказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 N 77 "Об утверждении Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ, - также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (пункт 4 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки).
Согласно Правилам заготовки древесины, утверждённым Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184 (далее - Правила заготовки древесины, Правила N 184), заготовка древесины осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании договоров аренды в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду (пункт 2).
Согласно Правилам пожарной безопасности в лесах, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах, Правила N 417) указанные в подпунктах "а" (противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов) и "б" (создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности) пункта 3 настоящих Правил меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов (пункт 5).
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части воспроизводства лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного срочного пользования лесными участками (часть 4 статьи 61 Лесного кодекса РФ).
Таким образом, проект освоения лесов представляет собой документ, помимо договора аренды лесного участка непосредственно регулирующий правоотношения арендодателя и арендатора по поводу использования лесного участка, устанавливающий обязательства арендатора.
Как указано выше, утверждённым в отношении Аскинского лесничества Проектом освоения лесов установлены обязательства арендатора (ООО "ЛЗК "Башлеспром") по осуществлению работ по лесовосстановлению - раздел 5.3 проекта (т. 1, л.д. 105; т. 6, л.д. 70). Так, площадь нуждающихся в лесовосстановлении не покрытых лесом земель на 2008 год составляла 87,3 га, а лесосек сплошных вырубок предстоящего периода (10 лет) - 370 га. Кроме того, проектом, а именно таблицей 5.3.2 предусмотрено, что в среднем за 1 год мероприятия по лесовосстановлению должны осуществляться в отношении 8,7 га не покрытых лесом земель лесного фонда, а также 37 га лесосек сплошных вырубок проектируемого периода.
Статьей 26 Лесного кодекса РФ предусмотрено правило о необходимости предоставления арендаторами лесных участков лесных деклараций, то есть заявлений об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1). Так, ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (часть 2).
Кроме того, в силу части 1 статьи 49 Лесного кодекса РФ юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны предоставлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, отчеты об использовании лесов (информация об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре, другая информация).
Из представленного Обществом отчёта об использовании лесов по Аскинскому лесничеству за 2011 год не следует, что арендатор исполнил обязательства по лесовосстановлению в предусмотренном Проектом освоения лесов объёме (т. 1, л.д. 19-24). Более того, отчёт представляет собой односторонний документ заинтересованного в разрешении спора об объёмах выполненных работ лица и в отсутствие иных доказательств не может быть принят во внимание в качестве документа, объективно свидетельствующего об определённом объёме лесовосстановления.
Вместе с тем, в результате проведённого по требованию Арбитражного суда Республики Башкортостан (определение от 20.08.2013 - т. 6, л.д. 87-89) осмотра кварталов N N 59 (выдел 4), 60 (выделы 10, 13, 16), 62 (выделы 1, 3), 78 (выдел 33), 81 (выдел 14), 76 (выдел 62) переданного обществу "ЛЗК "Башлеспром" по договору от 16.06.2008 лесного участка сторонами был составлен акт от 29.08.2013 (т. 6, л.д. 100-103).
На основании данного двухстороннего документа и пояснений представителя Минлесхоза РБ арбитражным судом первой инстанции был установлен факт исполнения обществом "ЛЗК "Башлеспром" обязательств по осуществлению профилактических биотехнических мероприятий, а также по выполнению лесовосстановительных работ.
В связи с чем, суд отказал в удовлетворении искового заявления Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан.
В апелляционной жалобе ООО "ЛЗК "Башлеспром" просит изменить решение суда первой инстанции в части вывода о том, что обязательства были исполнены арендатором после обращения Министерства с исковым заявлением в суд (т. 6, л.д. 131, абзац 5).
При принятии постановления суд апелляционной инстанции действует в пределах полномочий, определенных статьей 269 АПК РФ. В случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть (пункт 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Коллегия судей не находит правовых оснований для иного вывода в части определения момента исполнения арендатором обязательств, предусмотренных Проектом освоения лесов, с требованием о принудительном исполнении которых Минлесхоз РБ обратилось в арбитражный суд.
С иском по настоящему делу Министерство обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан 04.05.2012 (т. 1, л.д. 6).
Письмо государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан "Аскинское лесничество" от 08.06.2012 N 08/30-144 (т. 5, л.д. 78) и составленный сотрудниками ООО "ЛЗК "Башлеспром" в одностороннем порядке акт от 14.06.2012 (т. 5, л.д. 77) вопреки позиции ответчика не подтверждают факта выполнения лесовосстановительных работ до момента обращения истца в суд.
Вопреки требованиям статей 9, 41, 65 АПК РФ общество "ЛЗК "Башлеспром" не представило доказательств исполнения предусмотренных Проектом освоения лесов объёмов лесовосстановительных работ до обращения в суд 04.05.2012. В силу чего обжалуемый судебный акт в части рассмотрения по существу исковых требований Министерства отмене либо изменению не подлежит.
То обстоятельство, что Проектом освоения лесов Аскинского лесничества предусмотрены общие объёмы лесовосстановления, а также площади земель лесного фонда, подлежащих восстановлению в среднем за 1 год (из расчёта 10 лет использования), не является основанием для изменения мотивировочной части решения от 16.09.2013.
Из акта от 29.08.2013 следует, что необходимые лесовосстановительные работы фактически выполнены (т. 6, л.д. 100-103).
Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Тем самым, арендатор вправе исполнить обязательства по лесовосстановлению в объёме 87,3 га в отношении не покрытых лесом земель лесного фонда досрочно, до окончания срока действия договора аренды.
Более того, согласно статье 1 Лесного кодекса РФ одним из принципов лесного законодательства Российской Федерации является использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов. Принимая во внимание данное правовое положение, использование обществом "ЛЗК "Башлеспром" лесного участка в целях заготовки древесины (вырубка леса), а также оставшийся срок действия договора аренды (менее 2 лет), не имеется оснований для вывода о злоупотреблении арендодателем своими правами.
При принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 168 АПК РФ).
В части правовой оценки встречных исковых требований апелляционный суд исходит из следующего.
Согласно статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс РФ, ГК РФ) сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) (пункт 1 статьи 166 Гражданского кодекса РФ).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ).
За исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1 статьи 168 Гражданского кодекса РФ).
Настаивая на удовлетворении требования о признании недействительными объёмов работ по второму блоку таблицы 5.3.2 проекта освоения лесов, пунктов "в среднем за год", пункта "всего на арендуемом лесном участке" по второму блоку таблицы, указанных во втором блоке таблицы 5.3.2 на странице 50 проекта освоения лесов "Аскинское лесничество", "Лесосеки сплошных рубок проектируемого периода", общество "ЛЗК "Башлеспром" полагает данные условия Проекта освоения лесов не соответствующими требованиям закона.
Однако ответчик в нарушение статьи 65 АПК РФ не обосновал, каким именно положениям закона противоречат оспариваемые им условия (формулировки).
Согласно пункту 42 Правил заготовки древесины N 184, а также пункту 43 Правил заготовки древесины, утверждённых Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337, при проведении сплошных рубок спелых, перестойных лесных насаждений обязательными условиями являются: сохранение жизнеспособного подроста ценных пород и второго яруса, обеспечивающих восстановление леса на вырубках, оставление источников обсеменения или искусственное лесовосстановление путем закладки лесных культур в течение 2 лет после рубки.
Данное правовое положение регламентирует порядок действий в определённой ситуации (сплошные рубки лесных насаждений), тогда как в рассматриваемой ситуации речь идёт о лесовосстановлении, в том числе не покрытых лесом земель лесного фонда.
Кроме того, приведённый выше пункт Правил заготовки древесины не содержит запрета на установление в договоре аренды на основании действующего лесохозяйственного регламента меньшего (к примеру, ежегодно) временного промежутка, в течение которого арендатор обязан выполнять лесовосстановительные работы.
Самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении встречного иска является, как обоснованно указал суд первой инстанции, пропуск Обществом срока исковой давности.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ).
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 Гражданского кодекса РФ).
Срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки (пункт 1 статьи 181 Гражданского кодекса РФ).
Исполнение договора аренды лесного участка в данном случае началось не позднее 16.06.2008 - дата передачи объекта по акту (т. 1, л.д. 39-43). Кроме того, о нарушении своего права ООО "ЛЗК "Башлеспром" должно было узнать не позднее 10.03.2009 (дата утверждения положительного заключения на Проект освоения лесов - т. 6, л.д. 30).
Поскольку со встречным иском Общество обратилось в арбитражный суд 28.05.2013 (т. 5, л.д. 48), установленный федеральным законом срок исковой давности в данном случае пропущен.
При таких обстоятельствах, решение арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу отмене (изменению) не подлежит. В свою очередь, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Безусловных оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на ответчика по первоначальному иску (податель жалобы). Оплата обществом "ЛЗК "Башлеспром" государственной пошлины в размере 2000 руб. подтверждается платёжным поручением от 02.10.2013 N 52013 (т. 7, л.д. 11).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.09.2013 по делу N А07-7999/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесозаготовительная компания "Башлеспром" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.И. Карпачева |
Судьи |
И.Ю. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-7999/2012
Истец: Министерство лесного хозяйства РБ
Ответчик: ООО "ЛЗК Башлеспром"
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан, ФГУП "Рослесинфорг"