г. Чита |
|
2 декабря 2013 г. |
Дело N А58-4027/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 декабря 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального бюджетного учреждения "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 сентября 2013 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А58-4027/2013 по заявлению Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Якутске Республики Саха (Якутия) к Федеральному государственному учреждению "Ленское государственное бассейновое управление водных путей судоходства" в лице филиала Якутского района водных путей и судоходства о взыскании задолженности в сумме 79794 руб. 65 коп. (суд первой инстанции: Шевелев В.В.),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Якутске Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401059261, ИНН 1435117091, место нахождения: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Орджоникидзе, 23; далее - пенсионный фонд, управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Федеральному государственному учреждению "Ленское государственное бассейновое управление водных путей судоходства" (ОГРН 1021401057655, ИНН 1435033691, место нахождения: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Дзержинского, 2; далее - учреждение) в части деятельности филиала Якутского района водных путей и судоходства о взыскании задолженности по пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 79 794 руб. 65 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 сентября 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Суд первой инстанции, рассмотрев дело в порядке упрощенного производства, установил, что пенсионным фондом представлены доказательства возникновения задолженности по страховым взносам, на которую начислены пени, по деятельности филиала Якутского района водных путей и судоходства. Суд установил, что в связи с представлением корректирующих расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2011 года, за 2011 год, 1 квартал 2012 года и полугодие 2012 года с уменьшением начислений, изменилась обязанность учреждения по уплате соответствующих пеней. Пенсионным фондом в адрес филиала и учреждения направлены уточненные требования об уплате пени за несвоевременную уплату страховых взносов, которые исполнены частично.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" (ОГРН 1021401057655, ИНН 1435033691, место нахождения: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Дзержинского, 2); обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить или изменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель указал, что на основании распоряжения АД-52-Р от 20.02.2013 Федеральное государственное учреждение "Ленское государственное бассейновое управление водных путей судоходства" было переименовано в Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей", которое является заявителем апелляционной жалобы.
Основанием несогласия с судебным актом является ссылка учреждения на наличие переплаты по результатам отчетных периодов 3 квартал 2011 года, 4 квартал 2011 года, 1 квартал 2012 года и 2 квартал 2012 года, в связи с чем пенсионным фондом необоснованно начислены пени.
Переплата сложилась в результате представления корректирующих расчетов по страховым взносам к уменьшению начислений по отношению к первичным расчетам: за 3 квартал 2011 года - 15110 руб. по страховой части, 1129 руб. по накопительной части, 1936 руб. - в ФФОМС, 1250 руб. -в ТФОМС; за 4 квартал 2011 года - 1 копейка на страховую часть; 1 квартал 2012 года - 14036 руб. -на страховую часть, 3253,80 руб. - в ФФОМС; за 2 квартал 2012 года - 1 копейка на страховую часть, на накопительную часть - расхождение на 1 копейку к доплате. При суммировании переплата по страховым взносам составила 36714,80 руб., о чем пенсионный фонд не проинформировал ответчика.
Пенсионный фонд доводы апелляционной жалобы оспорил по мотивам, изложенным в отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 11.10.2013.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель пенсионного фонда в судебном заседании апелляционного суда доводы апелляционной жалобы оспорил по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Якутский район водных путей и судоходства в соответствии с Положением, утвержденным руководителем Федерального государственного учреждения "Ленское государственное бассейновое управление водных путей судоходства" 05.04.2005, является филиалом учреждения. При этом филиал имел отдельный баланс, расчетный счет и начислял выплаты в пользу физических лиц, в связи с чем, в силу пункта 11 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ, исполнял обязанности по организации по уплате страховых взносов, а также обязанности по представлению расчетов по начисленным и уплаченным взносам.
Приказом по учреждению от 15.11.2012 N 279 с 16.01.2013 филиал Якутский район водных путей лишен финансовой самостоятельности без изменения его статуса, в связи с чем с 08.02.2013 снят с учета в качестве плательщика страховых взносов в органе пенсионного фонда.
Федеральное государственное учреждение "Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" зарегистрировано в качестве юридического лица 27.10.1994, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за ОГРН 1021401057655; поставлено на налоговый учет с ИНН 1435033691; состоит на учете в органе Пенсионного фонда РФ в качестве плательщика страховых взносов. В соответствии со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 10 июля 2013 года, имеющимися в материалах дела, данное юридическое лицо является действующим.
Судом апелляционной инстанции на основании исследования выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 25 ноября 2013 года установлено, что 12.03.2013 в реестр внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, связанных с изменением наименования юридического лица на Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей".
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, учреждением по деятельности филиала 25.02.2013 представлены уточненные расчеты по
начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2011 года, 2011 год, за 1 квартал 2012 года, за полугодие 2012 года. Ошибочное указание суда первой инстанции на представление корректирующих расчетов 01.12.2012 не повлекло неправильных выводов суда по существу спора.
В корректирующих расчетах плательщик страховых взносов изменил суммы начислений страховых взносов в сторону уменьшения, что повлекло за собой изменение обязанности по уплате соответствующих пеней.
На дату представления уточненной отчетности задолженность по страховым взносам за указанные отчетные периоды отсутствовала. Однако при этом ежемесячные обязательные платежи поступали с нарушением установленных законом сроков, что повлекло начисление пени:
1) за 3 квартал 2011 года:
10 907,29 руб. пени по страховой части;
968,47 руб. пени по взносам в ФФОМС;
3 671,20 руб. пени по взносам в ТФОМС.
2) за 4 квартал 2011 года:
21 147,38 руб. пени по страховой части;
2 377,37 руб. пени по накопительной части;
1 218,62 руб. пени по взносам в ФФОМС;
8 362,76 руб. пени по взносам в ТФОМС;
3) за 1 квартал 2012 года:
27 602,97 руб. пени по страховой части;
2 945,67 руб. пени по накопительной части;
4 112,22 руб. пени по взносам в ФФОМС;
4) за отчетный период 2 квартал 2012 года:
- 1 803,74 руб. пени по взносам на страховую часть.
В общей совокупности:
61 461,38 руб. пени по страховой части;
5 323,04 руб. пени по накопительной части;
6 299,31 руб. пени по взносам в ФФОМС;
-12 033,96 руб. пени по взносам в ТФОМС;
Всего - 85 117,69 руб.
В адрес филиала и организации пенсионный фонд направил уточненные требования N 01603440012032, 01603440012033, 01603440012035, 01603440012036 от 26.02.2013 об уплате указанных сумм пени по состоянию на 26.02.2013. Требования направлены заказными письмами 28.02.2013, срок для добровольного исполнения установлен до 19.03.2013.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в уточненных требованиях имеется указание на изменение обязанности плательщика страховых взносов после направления требований N 01603440095167 от 14.12.2011, N 01603440036306 от 18.04.2012, N 01603440046199 от 22.05.2012, N 01603440067288 от 29.08.2012, которые аннулируются и исполнению не подлежат.
На момент подачи заявления о взыскании задолженность по пеням погашена частично.
В связи с неисполнением уточненных требований в добровольном порядке в установленный срок, пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о взыскании с учреждения недоимки по пени в общей сумме 79794 руб. 65 коп., в том числе: на страховую часть в размере 61 461,38 руб., в ФФОМС - 6 299,31 руб., в ТФОМС -12 033,96 руб.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об удовлетворении требований пенсионного фонда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Заявитель обязан представить размер и расчет суммы, подлежащего взысканию платежа (часть 1 статьи 214 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд (часть 1 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных -для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж (части 3-5 ст.15 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно части 4 статьи 18 Закона N 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 18 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
В соответствии с частью 7 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
В силу статьи 25 Закона N 212-ФЗ исполнение обязанности обеспечивается пенями. Пенями признается установленная денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным Законом N 212 - ФЗ сроком уплаты сумм страховых взносов.
В силу части 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ заявление о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из взаимосвязанных положений статей 19 и 22 Закона о страховых взносах следует, что срок давности взыскания задолженности по страховым взносам, а также пеней включает трехмесячный срок на предъявление требования, срок на его добровольное исполнение (10 календарных дней) и шестимесячный срок для обращения в арбитражный суд.
Апелляционным судом проверено соблюдение сроков давности взыскания страховых взносов, нарушений не установлено: задолженность выявлена в связи с представлением корректирующих расчетов 25.02.2013, уточненные требования об уплате недоимки выставлены 26.02.2013, направлены 28.02.2013 (реестры на отправку заказных писем с оттиском календарного штемпеля); с заявлением о взыскании пенсионный фонд обратился 12.07.2013, то есть в установленный законом срок.
Досудебный порядок урегулирования спора суд признает соблюденным, поскольку в адрес ответчика направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, к каждому требованию об уплате пени имеется таблица расчета пени по страховым взносам, что позволяет проверить обоснованность их начисления. Из данных расчетов возможно достоверно установить размер недоимки, период и дату ее возникновения (с учетом уплаты), сумму задолженности, по которой начислены пени и ставки пеней.
В материалы дела пенсионным фондом представлены доказательства в подтверждение оснований возникновения недоимки (в том числе расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам), периода просрочки уплаты страховых взносов. Сведения пенсионного фонда, приведенные в расчетах относительно подлежащей учету уплаты страховых взносов при начислении пени, учреждением не оспорены и возражений о неправильном учете уплаты за спорные периоды не приведено.
Предложенные к уплате в требовании суммы пени соответствуют фактической обязанности учреждения и начислены правомерно. Доказательств в подтверждение обратного учреждением не представлено, требования об уплате недоимки и расчеты пени учреждением не оспорены, контррасчет пени не представлен.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований пенсионного фонда о взыскании с учреждения недоимки.
Доводы заявителя апелляционной жалобы относительно того обстоятельства, что пенсионным фондом при расчете пени не учтена имеющаяся переплата по страховым взносам, образовавшаяся в результате уменьшения по корректирующим расчетам сумм страховых взносов к уплате, не подтверждаются имеющимися в деле доказательствами. Анализ расчетов пени свидетельствует о том, что пени начислены за несвоевременную уплату страховых взносов в установленный законом срок, исходя из подлежащих уплате на основании корректирующих расчетов сумм страховых взносов.
Суд апелляционной инстанции, учитывая, что дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, и в материалах дела отсутствовали сведения об изменении наименования учреждения на момент рассмотрения спора, считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы в данной части не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции. Изменение наименования юридического лица не повлекло изменения его правоспособности и не является основанием для постановки вопроса о правопреемстве. Указание судом прежнего наименования юридического лица не повлекло невозможности его идентификации, с учетом того, что судом установлены и отражены в резолютивной части основной государственный регистрационный номер учреждения и его идентификационный номер как налогоплательщика.
При установленных по делу обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 229, 258, 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 сентября 2013 года по делу N А58-4027/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без - удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Э.В. Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-4027/2013
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Якутске Республики Саха (Якутия)
Ответчик: ФГУ "Ленское государственное бассейновое управление водныхй путей судоходства" в лице филиала Якутского района водных путей и судорходства