02 декабря 2013 г. |
А39-2289/2013 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышкиной Е.Л.,
судей Вечканова А.И., Кузнецова В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмидько Е.Ю.,
при участии представителей сторон:
от истца - Пантелейкина Д.Д. по доверенности от 24.01.2013;
от ответчика - не явился, извещен (уведомление N 41633);
от третьего лица - не явился, извещен (уведомление N 41634),
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, г. Саранск, на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 26.08.2013 по делу N А39-2289/2013, принятое судьёй Шкурихиным В.А. по иску закрытого акционерного общества "Мордовский бекон", р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, г. Саранск, при участии третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального агентства по управлению государственным имуществом, г. Москва, об урегулировании разногласий, возникающих при заключении договора купли-продажи земельного участка N73-02/2013 от 05.03.2013.
Суд установил, что закрытое акционерное общество "Мордовский бекон" обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском, в котором просит урегулировать разногласия, возникающие при заключении с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия договора купли-продажи земельного участка N 73-02/2013 от 05.03.2013, кадастровый номер 13:22:0114003:68, площадью 61 535 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: Республика Мордовия, Чамзинский район, р.п. Чамзинка, ул. Лесная, д.3. В частности, истец просит урегулировать разногласия относительно стоимости указанного земельного участка (пункт 2.1 договора). Кроме того, ЗАО "Мордовский бекон" просит обязать ответчика привести распоряжение от 01.03.2013 N 8-рз в части расчета выкупной цены земельного участка (приложение N 2) в соответствие с требованиями пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и пункта 1 статьи 10 Закона Республики Мордовия от 12.03.2009 N23-З "О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия" в редакции закона на дату подачи истцом заявления о выкупе земельного участка.
Решением от 26.08.2013 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил исковые требования частично, урегулировал разногласия, возникшие между закрытым акционерным обществом "Мордовский бекон" и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия при заключении договора купли-продажи земельного участка N 73-02/2013 от 05.03.2013. Пункт 2.1 договора изложить в следующей редакции: "Цена участка составляет 259 462 руб. 33 коп., без учета НДС".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить данный судебный акт в части удовлетворенных требований как принятый с нарушением норм материального права, а также несоответствием выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, цена, по которой имущество подлежит отчуждению, должна определяться в размере семикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Одновременно указал, что применение 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка необоснованно, поскольку истцом не подтвержден факт отчуждения объектов недвижимости из государственной или муниципальной собственности.
Закрытое акционерное общество "Мордовский бекон" в отзыве на апелляционную жалобу просило решение Арбитражного суда Республики Мордовия оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом отзыва на апелляционную жалобу не представило, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проведено в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с использованием видео-конференц-связи с Арбитражным судом Республики Мордовия.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений относительно проверки судебного акта в обжалуемой части от сторон не поступило.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в обжалуемой части в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ЗАО "Мордовский бекон" является собственником двадцати объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 13:22:0114003:68, площадью 61 535 кв.м, по адресу: Республика Мордовия, Чамзинский район, р.п.Чамзинка, ул.Лесная, дом 3.
Право собственности на указанные объекты зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права, копии которых приобщены к материалам дела.
Указанный участок находится в федеральной собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.11.2006 13-ГА 067668.
30 января 2012 года ЗАО "Мордовский бекон" обратилось в Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия с заявкой на приватизацию находящегося в федеральной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности.
На запрос уполномоченного органа Обществом 02.04.2012 представлены дополнительные документы для решения вопроса о приватизации земельного участка.
Письмом N 2307 от 18.07.2012 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия отказало Обществу в предоставлении земельного участка на праве собственности.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.09.2012 по делу N А39-2508/2012, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2013, отказ ТУ Росимущества в Республике Мордовия в выкупе земельного участка признан незаконным. Указанным решением уполномоченный орган обязывался принять решение о предоставлении в собственность ЗАО "Мордовский бекон" земельного участка с кадастровым номером 13:22:0114003:68, площадью 61 535 кв.м, с адресным ориентиром: Республика Мордовия, Чамзинский район, р.п. Чамзинка, ул. Лесная, д.3, и направить в адрес Общества договор купли-продажи указанного земельного участка.
Во исполнение указанного решения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия издано распоряжение от 01.03.2013 N 8-рз о предоставлении ЗАО "Мордовский бекон" земельного участка с кадастровым номером 13:22:0114003:68. Согласно расчету выкупной цены земельного участка (приложение N 2) к распоряжению, стоимость земельного участка составила 1 089 741 руб. 77 коп.
5 марта 2013 года ответчиком истцу направлен проект договора купли-продажи N 73-02/2013 от 05.03.2013 земельного участка кадастровый номер 13:22:0114003:68, площадью 61 535 кв.м, пункт 2.1 которого содержал условие о цене участка в сумме 1 089 741 руб. 77 коп.
22 марта 2013 года ЗАО "Мордовский бекон" направило в ТУ Росимущества в Республике Мордовия протокол разногласий относительно условий договора, касающихся стоимости выкупаемого участка. В обоснование указанной позиции Общество указало, что в соответствии с порядком расчета стоимости земельного участка, установленным пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", стоимость земельного участка должна определяться в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Письмом от 15.04.2013 N 1341-исх ТУ Росимущества в Республике Мордовия уведомило заявителя, что договор заключен во исполнение решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.09.2012 по делу NА39-2508/2012, которым вопрос о стоимости земельного участка не разрешался. В связи с этим в согласовании условий договора в части выкупной цены участка Обществу было отказано, что и послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела и доводы сторон, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
По правилам пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях недостижения соглашения между контрагентами в отношении редакции определенных условий договора составляется протокол разногласий, подлежащий дальнейшему согласованию.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации спорные условия договора определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В силу пунктов 1 и статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, а также федеральными законами.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.09.2012 по делу N А39-2508/2012 установлено, что заключение договора купли-продажи спорного земельного участка для ответчика является обязательным, а само право на приобретение земельного участка в собственность возникло у ЗАО "Мордовский бекон" с момента обращения в ТУ Росимущества в Республике Мордовия с полным пакетом документов, то есть 02.04.2012.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, суд первой инстанции верно установил, что с 02.04.2012 у ответчика возникла обязанность заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 13:22:0114003:68, площадью 61 535 кв.м, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Чамзинский район, р.п.Чамзинка, ул.Лесная, дом 3.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
В силу абзаца 7 пункта 1 статьи 2 названного Федерального закона, при приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Республики Мордовия от 12.03.2009 N 23-З "О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия", для категорий лиц, указанных в абзаце 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, установлена в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Из материалов дела следует, что объекты недвижимого имущества, являющиеся собственностью ЗАО "Мордовский бекон", приобретены им у государственного предприятия "Чамзинское хлебоприёмное предприятие" по договору купли-продажи N 337/02-02 от 29.07.2008 в ходе реализации имущества предприятия-банкрота при проведении процедуры конкурсного производства.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что истец обладает исключительным правом на приобретение земельного участка в собственность на условиях, установленных пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ и пунктом 1 статьи 10 Закона Республики Мордовия от 12.03.2009 N23-З, те есть в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка отражена в кадастровом паспорте (выписке из государственного кадастра недвижимости) и составляет 10 378 493 руб. 10 коп.
Следовательно, выкупная стоимость земельного участка, определяемая по правилам пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ и пункта 1 статьи 10 Закона Республики Мордовия от 12.03.2009 N23-З, составляет 259 462 руб. 33 коп. (10 378 493,1 руб. х 2,5%) и решение суда первой инстанции в части установления цены участка в размере 259 462 руб. 33 коп., без учета НДС, является правомерным.
В остальной части решение суда первой инстанции не обжаловалось и судом апелляционной инстанции не проверялось.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что применение 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка необоснованно, поскольку истцом не подтвержден факт отчуждения объектов недвижимости из государственной или муниципальной собственности, не принимается судом апелляционной инстанцией.
Из содержания пункта 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации следует, что при приобретении в собственность земельного участка по цене, установленной в пункте 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, достаточным критерием установления права собственника недвижимого имущества на льготу служит факт отчуждения недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, любой собственник недвижимого имущества, выкупленного из государственной (муниципальной) собственности, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость в порядке, установленном Законом о приватизации или в последствии у лица, в рамках Закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Исходя из изложенного оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Оспариваемый судебный акт в обжалуемой части соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 26.08.2013 по делу N А39-2289/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, г. Саранск, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.Л. Малышкина |
Судьи |
А.И. Вечканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-2289/2013
Истец: ЗАО "Мордовский бекон"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия
Третье лицо: Федеральное агенство по управлению федеральным имуществом РФ г. Москва, Федеральное агентство по управлению госимуществом