г. Чита |
|
2 декабря 2013 г. |
Дело N А10-2508/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 декабря 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. В. Желтоухова, В. А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гусевой Е. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЖилСтройИнвест" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 4 сентября 2013 года по делу N А10-2508/2013 по заявлению Республиканской службы государственного строительного надзора (ИНН 0326037302, ОГРН 1060326046153) к Обществу с ограниченной ответственностью "ЖилСтройИнвест" (ИНН 0326002123, ОГРН 1020300911894) о привлечении к административной ответственности,
(суд первой инстанции Дружинина О. Н.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Казимирская Г. Ф. - представитель по доверенности от 07.08.2013 г.;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился,
установил:
Республиканская служба государственного строительного надзора (далее Служба Госстройнадзора, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия к Обществу с ограниченной ответственностью "ЖилСтройИнвест" (далее ООО "ЖилСтройИнвест", Общество) с заявлением о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 4 сентября 2013 года заявленные административным органом требования удовлетворены в полном объеме. ООО "ЖилСтройИнвест", привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии вины Общества в совершенном правонарушении.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая на истечение срока привлечения Общества к ответственности и на то, что за неисполнение спорных по данному делу предписаний привлечено ООО "Бурятмяспром".
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу в суд не направил.
Представитель Службы Госстройнадзора просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель своего представителя в суд не направил. В соответствии с частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав доводы представителя заявителя, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в соответствии с заключенным между ООО "Бурятмяспром" и ООО "ЖилСтройИнвест" договором от 27.10.2011 ООО "ЖилСтройИнвест" осуществляет строительство объекта капитального строительства "Улан-Удэнский мясокомбинат" по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Пугачева, 38.
Ранее Службой Госстройнадзора в адрес ООО "ЖилСтройИнвест" были выданы предписания (N 39/23-3.2012-1п-ДАА-281 от 17.09.2012 г., N 39/23-3.2012-3п-ДАА-416 от 12.12.2012 г., N 39/23-3.2012-5п-ДАА-37 от 21.02.2013 г., N 39/23-3.2012-7п-ДАА-137 от 07.05.2013 г.) об устранении выявленных в ходе проверки нарушений при строительстве Обществом объекта капитального строительства - "Улан-Удэнский мясокомбинат" по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Пугачева, 38.
Срок исполнения предписаний от 17.09.2012 г. N 39/23-3.2012-1п-ДАА-281, от 12.12.2012 г. N 39/23- 3.2012-3п-ДАА-416 и от 21.02.2013 г. N 39/23-3.2012-5п-ДАА-37 был продлен распоряжением Службы Госстройнадзора от 13.05.2013 г. N 461-р до 15.06.2013 г.
На основании распоряжения начальника Службы Госстройнадзора от 11.06.2013 г. N 583-рп должностным лицом административного органа в период с 20.06.2013 г. по 24.06.2013 г. проведена внеплановая документарная, выездная (комплексная) проверка ООО "ЖилСтройИнвест" по выполнению Обществом ранее выданных предписаний N (N 39/23-3.2012-1п-ДАА-281 от 17.09.2012 г., N 39/23-3.2012-3п-ДАА-416 от 12.12.2012 г., N 39/23-3.2012-5п-ДАА-37 от 21.02.2013 г., N 39/23-3.2012-7п-ДАА-137 от 07.05.2013 г. (т. 1 л.д. 76).
По результатам проведенной проверки составлен Акт N 39/23-3.2012-8а-ДАА-182 от 24.06.2013 г. (т. 1 л.д. 33-39).
В ходе проверки устранения Обществом нарушений, указанных в пунктах 1, 7, 8, 13, 14 предписания от 17.09.2013 г. N 39/23-3.2012-1п-ДАА-281, пунктах 2, 3, 4, 5, 6 предписания от 12.12.2012 г. N 39/23-3.2012-3п-ДАА-416, пунктах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 предписания от 21.02.2013 г. N 39/23-3.2012-5п-ДАА-37 и в предписании от 07.05.2013 г. N 39/23-3.2012-7п-ДАА-137 установлено их невыполнение в установленный срок, а именно:
- Пункт 1 предписания от 17.09.2012 г. N 39/23-3.2012-1п-ДАА-281 предписывает: "Организовать проведение в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53778-2010 обследования технического состояния конструкций, выполненных до направления застройщиком в Госстройнадзор РБ извещения о начале строительства (фундаментов и металлических конструкций производственного цеха и холодильника; фундаментов и конструкций каркаса, стен, лестниц, перекрытий 1-4 этажей административно-бытового корпуса) с привлечением организации, имеющей допуск от СРО на выполнение указанных работ. Представить материалы обследования". Указанный пункт предписания ООО "ЖилСтройИнвест" не выполнен в полном объеме. Материалы обследования производственного корпуса и холодильника не представлены. Материалы обследования административно-бытового корпуса необходимо доработать, о чем заказчику-застройщику ООО "ЖилСтройИнвест" и застройщику ООО "Бурятмяспром" было сообщено в письме от 07.02.2013 г. N 74-и011-265/13;
- Пункт 2 предписания от 12.12.2012 г. N 39/23-3.2012-Зп-ДАА-416 предписывает: "В представленной застройщиком проектной документации 795/11-АР.1, 759/11-КР габариты локомотивного депо (9x15м) не соответствуют положительному заключению государственной экспертизы проектной документации от 28.04.2012 г. N 03-1-4-0045-12 стр.24 (24x7,5-м). Представить проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы". Указанный пункт предписания ООО "ЖилСтройИнвест" не выполнен;
- Пункт 3 предписания от 12.12.2012 г. N 39/23-3.2012-Зп-ДАА-416 предписывает: "Конструктивная схема административного корпуса: "полный монолитный железобетонный каркас", указанная в проектной документации 795/11-КР (лист 5) не соответствует конструктивной схеме, указанной в положительном заключении государственной экспертизы проектной документации от 28.04.2012 г. N 03-1-4-0045-12 (стр.8): "монолитный рамный железобетонный каркас с железобетонными диафрагмами и кирпичным заполнением". На чертежах раздела 795/11-КР не показаны диафрагмы. Представить проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы". Указанный пункт предписания ООО "ЖилСтройИнвест" не выполнен;
- Пункт 4 предписания от 12.12.2012 г. N 39/23-3.2012-Зп-ДАА-416 предписывает: "В связи с изменением параметров теплого гаража, указанных в проектной документации 795/11 (разделы ПЗУ, АР.1, КР, ПБ, ИОС (подразделы 1, 2, 3, 4) и положительном заключении государственной экспертизы проектной документации от 28.04.2012 г. N 03-1-40045-12: площадь застройки: 1669,5 м2 общая площадь: 1631,3 м2 строительный объем: 6525,2 м3, конструктивная схема: рамный металлический каркас, Внести соответствующие изменения в проектную документацию".
- Пункт 5 предписания от 12.12.2012 г. N 39/23-3.2012-Зп-ДАА-416 предписывает: "Направить измененную проектную документацию на экспертизу. Указанные пункты предписания не выполнены;
- Пункт 6 предписания от 12.12.2012 г. N 39/23-3.2012-Зп-ДАА-416 предписывает: "Представить измененную проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы, в Госстройнадзор РБ". Указанный пункт предписания не выполнен;
- Пункт 1 предписания от 21.02.2013 г. N 39/23-3.2012-5п-ДАА-37 предписывает: "Административный корпус. На 2-м этаже в осях 15-32 х 11 14 выполняется монтаж металлических конструкций перехода в производственный корпус. Таким образом, допущены отклонения параметров объекта от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы от 28.04.2012 г. N 03-1-4-0045-12. Внести соответствующие изменения в проектную документацию". Указанный пункт предписания не выполнен;
- Пункт 2 предписания от 21.02.2013 г. N 39/23-3.2012-5п-ДАА-37 предписывает: "Производственный корпус. В осях 19п-20п х Г-В; 23п-24п х Е-Г выполняются не предусмотренные проектом помещения с кирпичными перегородками, толщиной 250 мм. Внести соответствующие изменения и представить проектную и рабочую документацию на устройство данных помещений". Указанный пункт предписания не выполнен.
- Пункт 3 предписания от 21.02.2013 г. N 39/23-3.2012-5п-ДАА-37: "Направить измененную проектную документацию на экспертизу. При получении положительного заключения экспертизы утвердить измененную проектную документацию. Представить измененную проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы, в Госстройнадзор РБ". Указанный пункт предписания не выполнен;
- Пункт 4 предписания от 21.02.2013 г. N 39/23-3,2012-5п-ДАА-37 предписывает: "По согласованию с проектной организацией выполнить антисейсмические швы между указанными в п. 2 данного предписания кирпичными перегородками и стальными колоннами каркаса здания". Указанный пункт предписания не выполнен - извещение об устранении нарушений с приложением документов, подтверждающих устранение, не представлено;
- Пункт 6 предписания от 21.02.2013 г. N 39/23-3.2012-5п-ДАА-37 предписывает: "Пристрой к производственному корпусу. По согласованию с проектной организацией в осях 16п-31п х К-Л в болтовых соединениях опорных плит колонн выполнить мероприятия по предупреждению самоотвинчивания гаек (в настоящее время анкерные болты закручены на одну гайку)". Указанный пункт предписания не выполнен - извещение об устранении нарушений с приложением документов, подтверждающих устранение, не представлено;
- Пункт 8 предписания от 21.02.2013 г. N 39/23-3.2012-5п-ДАА-37 предписывает: "Локальное очистное сооружение. Армирование и бетонирование плиты днища емкости усреднителя в осях Б-Г х 2-3 выполнено с нарушением требований рабочей документации: шаг стержней арматуры d 10 А400 значительно, в несколько раз (см. фотофиксацию) превышает указанный в рабочей документации 795/11-КЖ. 10 лист 26: 200 мм. При бетонировании плиты не выполнены выпуски арматуры. Устранить данное нарушение по согласованию с проектной организацией и с представлением соответствующей исполнительной документации". Указанный пункт предписания не выполнен;
- Пункт 9 предписания от 21.02.2013 г. N 39/23-3.2012-5п-ДАА-37 предписывает: "Локальное очистное сооружение. Согласовать с проектной организацией расположение рабочих швов при бетонировании конструкций усреднителя. Рабочую документацию 795/11-КЖ10 проверить и проставить отметки о допуске в производство работ заказчиком-застройщиком ООО "ЖилСтройИнвест". Указанный пункт предписания не выполнен;
- Пункт 10 предписания от 21.02.2013 г. N 39/23-3.2012-5п-ДАА-37 предписывает: "К проектной документации приложить технические условия на подключение к сетям водоснабжения и канализации от организации, осуществляющей эксплуатацию данных сетей, - ООО "Байкальские коммунальные системы". Указанный пункт предписания не выполнен;
- Пункт 1 предписания от 07.05.2013 г. N 39/23-3.2012-7п-ДАА-137 предписывает: "Обеспечить безопасное производство работ при строительстве Локального очистного сооружения в соответствии с ППР (проектом производства работ). Покрытую ржавчиной арматуру, использованную при армировании стенок емкости усреднителя, привести в соответствие с требованиями ГОСТ 5781-82. Представить соответствующие акты освидетельствования скрытых работ". Указанный пункт предписания не выполнен;
- Пункт 2 предписания от 07.05.2013 г. N 39/23-3.2012-7п-ДАА-137 предписывает: "Испарительную установку выполнить в соответствии с проектной документацией 795/11-ИОС.6 (листы 5, 7) в отдельно стоящем здании". Указанный пункт предписания не выполнен;
- Пункт 3 от 07.05.2013 г. N 39/23-3.2012-7п-ДАА-137 предписывает: "В бытовых помещениях производственного корпуса в осях К-Л х 16-31 на отм. 2,100 очистить от бетона швы вокруг колонн". Указанный пункт предписания не выполнен;
- Пункт 4 от 07.05.2013 г. N 39/23-3.2012-7п-ДАА-137 предписывает: "Соединительные элементы МС-4 железобетонных колодцев сетей водоснабжения, канализации окрасить лаком ХВ-784 за 2 раза по грунтовке ХС-010". Указанный пункт предписания не выполнен;
- не выполнены пункты предписания от 07.05.2013 г. N 39/23-3.2012-7п-ДАА-137, касающиеся вопросов санитарно-эпидемиологической безопасности, а именно:
- п. 29 "Внести изменения в проектную документацию и предусмотреть воздушные разрывы при присоединении моечных ванн, аппаратов и машин к канализационной сети";
- п. 30 "Предусмотреть бытовые помещения предприятия по типу санпропускника. Запроектировать маникюрную, комнату медосмотра, помещения для личной гигиены женщин";
- п. 31 "Предусмотреть оборудование производственных цехов и туалетов раковинами для рук и унитазами, конструкции которых исключают повторное загрязнение рук;
- п. 32 Проектом предусмотреть установку смывных кранов с кронштейнами в производственных помещениях предприятия и установку раковин с подводкой горячей и холодной воды в отделениях инъектирования и массирования сырья, отделениях дефростации мяса, подготовки специй";
- п. 33 "Проектом предусмотреть питьевые фонтанчики или сатураторные установки";
- п. 35 "Предусмотреть воздушный разрыв при присоединении технологического и производственного оборудования и моечных ванн к канализационной сети";
- п. 36 "Предусмотреть проектом оборудование унитазов и раковины для мытья рук персонала устройствами, исключающими дополнительное загрязнение рук (локтевые, педальные приводы и т.п.)";
- п. 37 - "Проектом определить, какие виды исследования с ПБА III или IY группы будут проводиться в микробиологической лаборатории";
- п. 38 - "Ветеринарную лабораторию привести в соответствии с нормами".
На основании результатов проверки должностным лицом Службы Госстройнадзора, с учетом надлежащего извещения Общества о дате, времени и месте составления протокола, был составлен протокол об административном правонарушении N 1/90 от 24.06.2013 г. о совершении ООО "ЖилСтройИнвест" правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, выразившемся в невыполнении в установленный срок законного предписания органа государственного строительного надзора (т. 1 л.д. 18-31).
26 июня 2013 года на основании ч. 3 ст. 23.1, ст. 28.8 КоАП РФ и ч. 1 ст. 202 АПК РФ Служба Госстройнадзора обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "ЖилСтройИнвест" к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
В пункте 9.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что рассмотрение дел о привлечении юридических лиц к административной ответственности за совершение правонарушений, которые предусмотрены статьями (частями статей), перечисленными одновременно в части 2 и абзаце третьем части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, осуществляется административными органами, если они не передали такие дела на рассмотрение в арбитражный суд, или арбитражным судом, если ему соответствующие дела административными органами переданы. При этом административные органы при рассмотрении указанных дел не вправе назначать те виды наказаний, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей. В случае, если административный орган посчитает необходимым обсудить вопрос о применении такого наказания, дело передается для рассмотрения в арбитражный суд.
Учитывая приведенное разъяснение и положения частей 2 и 3 статьи 23.1 КоАП РФ, суд первой инстанции правомерно рассмотрел дело о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для привлечения ООО "ЖилСтройИнвест" к административной ответственности, исходя из следующего.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения составляет невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного строительного надзора.
Пунктом 1 части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе либо является типовой проектной документацией или ее модификацией, а также при реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе.
Согласно части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 этого Кодекса.
На основании пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 9 и 10 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 (далее - Положение о государственном строительном надзоре), государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок. При строительстве проверке подлежит соблюдение требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.
Пунктом 13 Положения о государственном строительном надзоре (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что для определения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной и рабочей документации должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется:
- соблюдение требований к выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;
- соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ (далее - общие и (или) специальные журналы), исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
- устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее - нарушения), а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;
- соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами (нормами и правилами), иными нормативными правовыми актами, проектной документацией.
Процедура проведения проверки регламентирована разделом III Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (РД 11-04-2006), утвержденного Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 г. N 1129 (далее - Порядок проведения проверок (РД 11-04-2006)).
Согласно части 6 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункту 14 Положения о государственном строительном надзоре при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Пунктом 16 Порядка проведения проверок (РД 11-04-2006) установлено, что после устранения выявленных государственным строительным надзором нарушений лицо, осуществляющее строительство, направляет в орган государственного строительного надзора извещение об устранении выявленных нарушений, составляемое по образцу, предусмотренному в Приложении N 9 к данному Порядку.
Служба Госстройнадзора осуществляет государственный строительный надзор, в том числе при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией, кроме объектов, государственный строительный надзор которых осуществляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти (пункт 9.2.1.1).
В целях обеспечения реализации полномочий, Служба Госстройнадзора проводит проверки соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации; составляет акты по результатам проведенной проверки, являющиеся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписаний об устранении выявленных нарушений.
Как уже отмечалось выше, из представленных в материалы дела документов следует, что Разрешение на строительство N N RU043 02000-122 объекта капитального строительства "Улан-Удэнский мясокомбинат", расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, Октябрьский район, ул. Пугачева, 38, получено застройщиком ООО "Бурятмяспром" 18.07.2012. Строительство объекта капитального строительства осуществляется по проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы от 28.04.2012 N 03-1-4-0045-12.
27.10.2011 г. между ООО "Бурятмяспром" (заказчик), с одной стороны, и ООО "ЖилСтройИнвест" (заказчик-застройщик), с другой стороны заключен договор, согласно которого заказчик поручает, а заказчик-застройщик принимает на себя обязательства по выполнению функций заказчика-застройщика на строительство объекта "Улан-Удэнский мясокомбинат", расположенного по адресу: г. Улан- Удэ, ул. Пугачева, д. 38.
Таким образом, ООО "ЖилСтройИнвест" является техническим заказчиком при строительстве указанного объекта капитального строительства.
Согласно пункту 2.1 договора заказчик-застройщик обязуется оказать следующие инжиниринговые услуги:
На стадии предпроектной проработки и подготовки к строительству: получает согласования и технические условия на подключение Объекта к действующим инженерно-техническим сетям;
В области подготовки и использования строительной площадки выполняет следующие работы:
- оформляет разрешение на производство работ подготовительного периода;
- назначает лицо, осуществляющее строительный контроль;
- оформляет и получает от имени Заказчика разрешение соответствующих эксплуатационных организаций на использование на период строительно-монтажных работ действующих коммуникаций, источников водо- и энергоснабжения;
- определяет объемы и места вывоза и завоза грунта и плодородного слоя;
- создает за счет Заказчика геодезическую разбивочную основу для строительства;
- выполняет за счет Заказчика разбивку осей и трасс зданий и сооружений;
- получает разрешение на производство работ в зоне подземных коммуникаций и инженерных сооружений;
В области строительного контроля:
- утверждает перечень лиц, уполномоченных осуществлять строительный контроль и технический надзор за проведением строительно-монтажных работ и проверку качества используемых материалов, конструкций и оборудования, принимает совместно с уполномоченным представителем Заказчика скрытые и законченные работы и дает предписания о прекращении или временной приостановке работ;
- регистрирует в государственных надзорных органах должностных лиц, ответственных за проведение работ повышенной опасности и соблюдение специальных требований органов государственного надзора;
- получает разрешение на строительство и передает подрядчику необходимые согласования и разрешения;
- осуществляет за счет Заказчика вынос в натуру границ участка, красных линий и других линий застройки, высотных отметок, осей зданий и сооружений, трасс инженерных коммуникации, а также границ стройплощадки;
- контролирует исполнение подрядчиками требований договоров и законодательства РФ по складированию и вывозу грунта, мусора, материалов от разборки в установленные Заказчиком места;
- контролирует исполнение подрядчиками технических условий по точкам подключения к действующим сетям;
- передает подрядчику в производство работ, после получения от Заказчика, проектную документацию в количестве, необходимом для выполнения работ;
- согласовывает совместно с Заказчиком перечень планируемых поставщиков, материалов и привлекаемых сторонних организаций для выполнения отдельных видов работ и монтажа оборудования;
- проверяет наличие необходимых разрешений и сертификатов у исполнителей работ и поставщиков материалов;
- устанавливает порядок ведения исполнительной и производственной документации на Объекте;
- не позднее 3-х месяцев со дня заключения настоящего договора передает Заказчику конкретный состав (перечень) приемосдаточной и исполнительной документации, необходимой для приема Объекта в эксплуатацию;
- осуществляет совместно с Заказчиком контроль и технический надзор за строительством, стоимостью и качеством работ, проектов, сметных расчетов и договорными ценами, строительными нормами и правилами;
- контролирует выполнение подрядчиками графика производства работ;
- производит совместно с уполномоченным представителем Заказчика освидетельствование скрытых работ и промежуточную приемку ответственных конструкций;
- в необходимых случаях, по согласованию с Заказчиком, организует внесение изменений в проектную документацию;
- при обнаружении отступлений от проекта, использования материалов и выполненных работ, качество которых не отвечает Требованиям ТУ, ГОСТ, СНиП, по согласованию с Заказчиком дает предписание о приостановке работ и исправлении обнаруженных дефектов;)
- оформляет документы, необходимые для приемки Объекта в эксплуатацию.
- организует приемку и ввод в эксплуатацию законченного строительством Объекта, в срок не более 100 (Ста) календарных дней со дня передачи подрядчиком законченного строительством объекта Заказчику.
В области финансирования, учета, отчетности и аудита:
- ежемесячно ведет учет объема, стоимости выполненных работ по актам формы КС-2', КС-3, визирует справку формы КС-3 и предоставляет их для подписания Заказчику не позднее трех календарных дней с момента приемки выполненных работ.
- ведет учет объема, стоимости выполненных работ по форме КС-6, составляет и предоставляет Заказчику по его запросу справку об использовании выделяемых на строительство средств;
- участвует в проверках, проводимых органами государственного надзора и строительного контроля, а также вневедомственными инспекциями и комиссиями.
В соответствии с п. 5, 6, 7 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:
- копия разрешения на строительство;
- проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
- копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
- общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
- положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Согласно п. 6.5.3 "СП 14.13330.2011. Свод правил. Строительство в сейсмических районах. Актуализированная редакция СНиП II-7-81*", для обеспечения независимого деформирования перегородок следует предусматривать антисейсмические швы вдоль вертикальных торцевых и верхних горизонтальных граней перегородок и несущими конструкциями здания. Ширину швов принимают по максимальному значению перекоса этажей здания при действии расчетных нагрузок, но не менее 20 мм. Швы заполняют упругим эластичным материалом.
Пунктом 2.13. СНиП 3.03.01-87 установлено, что поверхность рабочих швов, устраиваемых при укладке бетонной смеси с перерывами, должна быть перпендикулярна оси бетонируемых колонн и балок, поверхности плит и стен. Возобновление бетонирования допускается производить по достижении бетоном прочности не менее 1,5 МПа.
Постановлением Госстроя РФ от 17.09.2002 N 123 приняты "Строительные нормы и правила Российской Федерации "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство. СНиП 12-04-2002". Указанные нормы и правила распространяются на производство общестроительных и специальных строительных работ, выполняемых при новом строительстве, расширении, реконструкции, техническом перевооружении, капитальном ремонте зданий и сооружений.
Пунктом 2.8 "ГОСТ 5781-82. Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия", утвержденных Постановлением Госстандарта СССР от 17.12.1982, предусмотрено, что на поверхности профиля, включая поверхность ребер и выступов, не должно быть раскатанных трещин, трещин напряжения, рванин, прокатных плен и закатов. Допускаются мелкие повреждения ребер и выступов, в количестве не более трех на 1 м длины, а также незначительная ржавчина, отдельные раскатанные загрязнения, отпечатки, наплывы, следы раскатанных пузырей, рябизна и чешуйчатость в пределах допускаемых отклонений по размерам.
Как уже отмечалось выше, в нарушение вышеуказанных норм права, а так же в нарушение пунктов 4.10, 10.1, 4.8, 10.5 "Санитарных правил для предприятий мясной промышленности" от 27 марта 1985 г. N 3238-85; пунктов 3.13, 3.14 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья, утвержденных Постановлением от 8 ноября 2001 г. N 31 "О введении в действие санитарных правил"; Санитарно - эпидемиологических правил СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III- IV группы опасности и возбудителями паразитарных болезней", ООО "ЖилСтройИнвест", являясь техническим заказчиком при строительстве объекта капитального строительства - "Улан-Удэнский мясокомбинат", расположенного по адресу: г. Улан- Удэ, ул. Пугачева, д. 38, не выполнило по установленному сроку исполнения предписания Службы Госстройнадзора, а именно: п. 1 предписания от 17.09.2013 N 39/23-3.2012-1п- ДАА-281, п. 2, 3, 4, 5, 6 предписания от 12.12.2012 N 39/23-3.2012-3п-ДАА-416, п. 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10 предписания от 21.02.2013 N 39/23-3.2012-5п-ДАА-37 и п. 1, 2, 3, 4, 29, 30, 31, 32, 33, 35, 36, 37, 38 предписания от 07.05.2013 N 39/23-3.2012-7п-ДАА-137.
Указанные факты по существу не опровергаются и самим ООО "ЖилСтройИнвест".
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относится, в том числе, наличие (отсутствие) события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
В подтверждение вменяемого ООО "ЖилСтройИнвест" события административного правонарушения административным органом в материалы дела представлены:
- акт проверки N 39/23-3.2012-8а-ДАА-182 от 24.06.2013 г. (т. 1 л.д. 33-39);
- предписания N 39/23-3.2012-1п-ДАА-281 от 17.09.2012 г., N 39/23-3.2012-3п-ДАА-416 от 12.12.2012 г., N 39/23-3.2012-5п-ДАА-37 от 21.02.2013 г., N 39/23-3.2012-7п-ДАА-137 от 07.05.2013 г. (т. 1 л.д. 49-75);
- распоряжение о продлении срока исполнения предписания N 461-р от 13.05.2013 г. (т. 1 л.д. 78);
- договор от 27.05.2013 г. (т. 1 л.д. 79-82);
- фотоматериалы (т. 1 л.д. 40-48)
- протокол об административном правонарушении N 1/90 от 24.06.2013 г. (л.д. 18-31).
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2). Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности (часть 3). Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (часть 4).
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом в пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции находит их достаточными для квалификации противоправного поведения Общества по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ и его виновности в совершении данного правонарушения.
В связи с чем, Служба Госстройнадзора законно и обоснованно квалифицировала действия ООО "ЖилСтройИнвест" по неисполнению ранее выданных предписаний по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлено нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности.
В частности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении законный представитель учреждения был извещен заблаговременно и надлежащим образом.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Административный штраф (50 000 рублей) назначен судом первой инстанции в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
Доводы апелляционной жалобы об истечение срока привлечения к ответственности, несостоятельны, поскольку основанием для привлечения ООО "ЖилСтройИнвест" к ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ явилось неисполнение, в том числе, предписаний от 17.09.2012 г. N 39/23-3.2012-1п-ДАА-281, от 12.12.2012 г. N 39/23- 3.2012-3п-ДАА-416 и от 21.02.2013 г. N 39/23-3.2012-5п-ДАА-37, срок исполнения которых был продлен распоряжением Службы Госстройнадзора от 13.05.2013 г. N 461-р до 15.06.2013 г.
А факт привлечения к ответственности за невыполнение вышеуказанных предписаний иного лица - ООО "Бурятмяспром", не может служить основанием для освобождения ООО "ЖилСтройИнвест" от ответственности за их невыполнение, поскольку приведенные выше предписания выдавались в адрес обеих юридических лиц.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Частью 6 статьи 271 АПК РФ предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
В соответствии с частью 4.1 статьи 206 АПК РФ решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц 100 000 рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 этого Кодекса.
В пункте 40.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что рассматривая вопрос о возможности обжалования в суд кассационной инстанции судебных актов по делам о привлечении к административной ответственности и по делам об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, судам следует исходить из размера фактически назначенного наказания по конкретному делу, а не из размера санкции, установленной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом по делам о привлечении к административной ответственности надлежит учитывать сумму административного штрафа, определенную судом, принявшим решение о привлечении лица к административной ответственности.
Учитывая, что размер назначенного Обществу штрафа не превышает 100000 рублей, то применяется порядок обжалования, установленный частью 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 4 сентября 2013 года по делу N А10-2508/2013, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 4 сентября 2013 года по делу N А10-2508/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
В. А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-2508/2013
Истец: Республиканская служба государственного строительного надзора
Ответчик: Общество с ограниченной отвественностью ЖилСтройИнвест