г.Воронеж |
|
20 августа 2007 г. |
Дело N А14-943/2007/30/19 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей: Сергуткиной В.А.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания Кустовой Н.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Воронежской области на решение арбитражного суда Воронежской области от 04.06.07 г. по делу N А14-943/2007/30/19 по заявлению прокурора Воронежской области в защиту интересов муниципального образования - города Воронежа с участием третьего лица - ООО консалтинговая фирма "Магистр" г.Воронеж о признании недействительным постановления от 30.06.06 г. N 1309
при участии:
от Администрации: Гаврилов Д.В. - главный специалист отдела правовой работы, доверенность N 15 от 09.01.07 г.
от Прокурора Воронежской области: Кривцов А.А. - прокурор отдела прокуратуры Воронежской области, удостоверение N 103434 действительно по 11.01.08 г.
от Воронежской городской Думы: Потапова С.В. - главный специалист отдела по доверенности N 1 ГД-107 от 05.04.07 г.,
от ООО консалтинговая фирма "Магистр": не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Воронежской области обратился в арбитражный суд Воронежской области с заявлением в защиту интересов муниципального образования города Воронежа в лице Воронежской городской Думы о признании недействительным п/п 1.2 и п.2 постановления главы городского округа г.Воронеж от 30.06.06 г. N 1309 "Об организации работы мини-рынка по адресу: проспект Труда, 23".
Решением арбитражного суда Воронежской области от 04.06.07 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, прокуратура Воронежской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт, как принятый с нарушением норм материального и процессуального права.
В настоящее судебное заседание представитель третьего лица - ООО консалтинговая фирма "Магистр", не явился. В материалах дела имеются доказательства его надлежащего извещения о месте и времени судебного заседания.
В связи с чем, дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства объявлялся перерыв.
Из материалов дела усматривается, что 30.06.2006 главой городского округа город Воронеж было вынесено постановление N 1309 "Об организации работы мини-рынка по адресу проспект Труда, 2 3".
Согласно п.1.2 указанного постановления ООО Консалтинговой фирме "Магистр" был предоставлен в аренду до подведения итогов торгов, но не более чем на 11 месяцев, земельный участок, расположенный по адресу: Воронеж, проспект Труда,23. В соответствии с п.2 постановления 000 Консалтинговой фирме "Магистр" предписывалось организовать работу мини-рынка; подготовить техзадание для
изготовления технологической схемы организации торговли; заключить трехсторонний договор обслуживания места организованной торговли; разработать и выполнить мероприятия по благоустройству места организованной торговли; представлять оперативную отчетность о финансово-хозяйственной деятельности мини-рынка; представлять на согласование прейскурант цен торговые места и услуги.
Полагая, что в указанной части постановление противоречит требованиям п.п.1.7, 1.8 Положения о местах организации торговли на территории Воронежа, утвержденного постановлением Воронежского городского муниципального Совета от 07.07.1998 N 128-11, Прокуратура Воронежской области обратилась в суд с заявлением о его отмене.
В заявлении прокуратура указала на то, что земельный участок предоставлен обществу минуя торги, на которых право выкупа аренды земельного участка могло быть продано в связи с наличием спроса на выгодных для муниципального образования условиях. Заявитель считает, что неполучение муниципальным образованием денежной суммы нарушает его интересы в сфере экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указал на отсутствие доказательств нарушения интересов муниципального образования в сфере предпринимательской деятельности, препятствий со стороны третьего лица в проведении торгов на земельный участок, в принятии результатов подведения итогов торгов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, апелляционная инстанция считает указанное решение суда подлежащим отмене, в виду следующего.
В соответствии со ст.29 Земельного Кодекса Российской Федерации" предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной или государственной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставлении соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.
Правовые основы деятельности органов местного самоуправления в этой области также устанавливается Федеральным Законом от 28.08.95 г. N 154- ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".
Решение о предоставлении земельного участка под организацию места организованной торговли в г. Воронеже должно соответствовать требованиям нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления - Воронежского муниципального Совета.
В соответствии с п. 1.7 Положения о местах организованной торговли на территории г. Воронежа, утвержденного постановлением Муниципального Совета г. Воронежа от 07.07.1998 N 128-11, определение организации или индивидуального предпринимателя, которые будут обслуживать место организованной торговли, осуществляется исключительно на открытом аукционе права аренды земельного участка.
Положение о порядке предоставления размещения рынков, мини-рынков в г.Воронеже, утвержденное Постановлением Администрации г.Воронежа от 07.02.2001 N 59, обязывает первоначальное предоставление земельных участков из состава земель общего пользования под размещение рынков и мини-рынков (организация, создающая условия для ведения торгов на основе договоров купли-продажи) производить исключительно на торгах по продаже права их аренды в установленном порядке (п. 2).
Введение в федеральное законодательство земельных торгов направлено на упорядочение отношений по предоставлению гражданам и юридическим лицам земельных участков или право их аренды в городах и иных поселениях. Кроме того, оно предоставляет муниципальным образованиям дополнительные возможности для пополнения местного бюджета за счет использования механизма торгов, эффективного в условиях большого спроса на земельные участки, и их высокой реальной (рыночной) стоимости.
В соответствии с требованиями действующего гражданского законодательства специфика торгов заключается в том, что при их проведении на один предмет претендует не менее двух возможных покупателей (п.5 ст.447 Гражданского Кодекса российской Федерации), поэтому торги носят состязательный характер и направлены на получение продавцом наибольшей выгоды от продажи земельного участка.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие приобретение права аренды земельного участка по пр. Труда, 23 обществом как в результате проведения аукциона (торгов), так и путем выкупа права аренды земельного участка без проведения аукциона (торгов), что не отрицалось в судебных заседаниях ООО КФ "Магистр" и администрацией городского округа г. Воронеж.
В силу ст.ст. 34, 35 Устава города Воронежа экономическую основу городского самоуправления составляют природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), муниципальная и иная собственность, служащая источником получения доходов городского самоуправления и удовлетворения потребностей жителей города. Муниципальная собственность является достоянием населения города.
Городская администрация осуществляет правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью в пределах, установленных законодательством и нормативными правовыми актами муниципального Совета, исключительно в интересах муниципального образования.
Издание главой городского округа г. Воронеж оспариваемого ненормативного правового акта затрагивает интересы в сфере экономической деятельности, как самого муниципального образования города Воронежа, так и иных организаций и граждан, связанные с соблюдением требований законодательства о порядке предоставления земельных участков.
Таким образом, оспариваемым ненормативным актом нарушены права неопределенного круга лиц на участие в торгах по продаже права аренды земельного участка, желающих обслуживать место организованной торговли.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом ненормативный правовой акт может быть признан недействительным только при наличии одновременно двух условий, а именно несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов юридического лица.
Принимая во внимание, что оспариваемое постановление не соответствуют закону и нарушает права и законные итересы муниципального образования, граждан и организаций, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда Воронежской области - отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Прокуратуры Воронежской области - удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.06.07 г. по делу N А14-943/2007/30/19 - отменить.
Признать незаконным п/п 1.2 и п.2 Постановления Главы городского округа г.Воронеж от 30.06.06 г. N 1309 "Об организации работы мини-рынка по адресу: проспект Труда, 23".
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий судья |
Миронцева Н.Д. |
Судьи |
Сергуткина В.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-943/2007
Истец: МО городской округ г. Воронеж в лице Воронежской городской Думы, Прокуратура Воронежской обл
Ответчик: Администрация городского округа город Воронеж
Третье лицо: ООО Консалтинговая фирма "Магистр", Администрация городского округа город Воронеж, Воронежская городская Дума, Прокуратура Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2007 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3425/07