г. Санкт-Петербург |
|
02 декабря 2013 г. |
Дело N А56-22573/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Л.А.Шульги
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Капорин А.В. - доверенность от 21.12.2012
от заинтересованных лиц: предст. Прокофьев А.А. - доверенность от 26.12.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19564/2013) ООО "Лента" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.08.2013 по делу N А56-22573/2013 (судья Анисимова О.В.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Лента"
к 1) Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
2) Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Выборгском и Калининском районах
об оспаривании постановления от 19.03.2013 N Ю78-02-03-392, представления от 19.03.2013 N Ф78-02-03/20-41 и решения от 05.04.2013
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лента" (ОГРН 1037832048605; место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д.112; далее - ООО "Лента", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления от 19.03.2013 N Ю78-02-03-392 по делу об административном правонарушении, представления от 19.03.2013 N Ф78-02-03/20-41 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенных Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Выборгском и Калининском районах (далее - Территориальный отдел, административный орган), а также решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 05.04.2013.
Решением суда от 21.08.2013 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Лента" просит решение суда от 21.08.2013 отменить как вынесенное с нарушением норм материального права и без учета фактических обстоятельств, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель заинтересованных лиц возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 20.02.2013 в Территориальный отдел поступило заявление гр. Шпака В.Н. на действия ООО "Лента", осуществляющего свою деятельность по адресу: г. Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, д. 11, литер А, о нарушении Обществом требований законодательства о защите прав потребителей (недоведение до потребителя полной и достоверной информации о реализуемом товаре). На основании обращения гр. Шпака В.Н. определением от 11.03.2013 в отношении Общества было возбуждено дело N 336/з об административном правонарушении по статье 14.15 и части 1 статьи 14.8 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования.
В качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении 11.03.2013 произведен осмотр торговых площадей магазина ООО "Лента", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, дом 11, литер А, в ходе которого административным органом установлено, что ценники на реализуемые промышленные товары оформлены ненадлежащим образом: на ценниках указаны две цены: "Цена по карте ЛЕНТА" и "Цена без карты ЛЕНТА", имеются ценники желтого и красного цвета (результаты осмотра зафиксированы в протоколе осмотра от 11.03.2013 N 336/з).
По факту выявленного нарушения (нарушения правил продажи отдельных видов товаров) должностным лицом Территориального отдела в отношении Общества 15.03.2013 составлен протокол N Ю78-02-03-54 об административном правонарушении по статье 14.15 КоАП РФ.
Постановлением Территориального отдела от 19.03.2013 N Ю78-02-03-392 ООО "Лента" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 25000 рублей. Указанным постановлением Обществу вменено, что в нарушение требований пунктов 18 и 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 55 от 19.01.1998, ценники на реализуемые Обществом промышленные товары оформлены ненадлежащим образом: на ценниках указаны две цены: "Цена по карте ЛЕНТА" и "Цена без карты ЛЕНТА", при этом "Цена по карте ЛЕНТА" выделена более крупным шрифтом, чем "Цена без карты ЛЕНТА"; также на реализуемые товары ценники оформлены как желтого, так и красного цвета.
Обществу выдано представление от 19.03.2013 N Ф78-02-03/20-41 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которым Обществу предложено принять меры по устранению выявленных нарушений действующего законодательства, причин и условий им способствующих, недопущению нарушений впредь, привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в создании предпосылок к совершению административного правонарушения и сообщить в Территориальный отдел о выполнении представления в установленный законом месячный срок.
ООО "Лента" подало в Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу жалобу на постановление от 19.03.2013 N Ю78-02-03-392 и представление от 19.03.2013 NФ78-02-03/20-41. Решением Управления от 05.04.2013 вышеназванные постановление и представление оставлены без изменения, а жалоба Общества - без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением от 19.03.2013 N Ю78-02-03-392 и представлением от 19.03.2013 N Ф78-02-03/20-41 Территориального отдела, а также решением Управления от 05.04.2013, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы представителей сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 21.08.2013 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в связи со следующим.
Статьей 14.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров (далее - Правила продажи), разработанные в соответствии с Законом Российской Федерации 07.02.1992 N2300-1 "О защите прав потребителей" и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.
В соответствии с пунктом 11 Правил продажи продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать, в том числе: цену в рублях и условия приобретения товаров.
Согласно пункту 18 Правил продажи цены товаров, реализуемых продавцом, а также иные условия договора должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда федеральными законами или иными нормативными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий покупателей.
Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника (пункт 19 Правил продажи).
Как установлено административным органом и судом и усматривается из материалов дела, в нарушение вышеприведенных требований ценники на реализуемые Обществом промышленные товары оформлены ненадлежащим образом: на ценниках указаны две цены: "Цена по карте ЛЕНТА" и "Цена без карты ЛЕНТА", при этом "Цена по карте ЛЕНТА" выделена более крупным шрифтом, чем "Цена без карты ЛЕНТА", на отдельных ценниках указана третья цена (перечеркнутая); также на реализуемые товары ценники оформлены как желтого, так и красного цвета.
Как правомерно указал суд первой инстанции, содержащееся в пункте 18 Правил продажи требование о том, что цены товаров должны быть одинаковыми для всех покупателей, не ставит под сомнение как таковую возможность предоставления продавцом скидок на реализуемые им товары, в том числе и посредством распространения пластиковых карт.
Вместе с тем, исследовав представленные в материалы дела фотоснимки ценников на реализуемые Обществом товары, апелляционная коллегия соглашается с выводами административного органа и суда первой инстанции о том, что имеющее место оформление Обществом ценников на товары не является единообразным и четко определенным (ценники оформлены разными цветами, шрифтами, с указанием двух-трех цен на товар, с перечеркиванием и без), информация о товаре, в данном случае цена, не доводится до потребителя в доступной форме, что является нарушением пунктов 11 и 19 Правил продажи и образует объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.15 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом правил продажи в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении применительно к положениям части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.15 КоАП РФ.
Судом также не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления.
Доводы Общества о нарушении административным органом порядка проведения проверки, установленного Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N294-ФЗ), обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку в силу пункта 3 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения указанного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при проведении административного расследования.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим обращением гр. Шпака (потребителя) в отношении Общества административным органом было возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование, порядок осуществления которого регламентируется положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Осмотр магазина ООО "Лента", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, дом 11, литер А, произведен административным органом в рамках производства по делу об административном правонарушении. Протокол осмотра составлен в соответствии с требованиями статьи 27.8 КоАП РФ в присутствии двух понятых и работника общества, выступавшего в качестве представителя Общества при осмотре (статьей 27.8 КоАП РФ не предусмотрено, что при проведении осмотра в качестве представителя юридического лица должен участвовать исключительно его законный представитель или защитник, специально уполномоченный на представление интересов юридического лица при производстве по делу об административном правонарушении, в том числе, проведении осмотра). Обстоятельства, изложенные в протоколе осмотра от 11.03.2013, подтверждаются фотографиями, сделанными в ходе осмотра и представленными в материалы дела.
По факту выявленного в ходе проведения 11.03.2013 осмотра нарушения Обществом требований Правил продажи отдельных видов товаров (ненадлежащее оформление ценников) уполномоченным должностным лицом Территориального отдела в соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 28.1, статьей 28.2 КоАП РФ 15.03.2013 в присутствии защитника Общества Жилко Р.В. (доверенность от 11.02.2013 N 77 АА 3469867) составлен протокол об административном правонарушении по статье 14.15 КоАП РФ. Общество было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (телеграмма N 15354 от 12.03.2013 получена Обществом 13.03.2013). Копия протокола от 15.03.2013 и определение от 15.03.2013 о назначении времени и места рассмотрения дела получены защитником Общества Жилко Р.В. Кроме того, Общество также было извещено о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении телеграммой N18122 от 15.03.2013 (получена Обществом 18.03.2013), представило свои объяснения по факту вменяемого правонарушения. Постановление от 19.03.2013 N Ю78-02-03-392 вынесено в присутствии представителя Общества Капорина А.В (доверенность от 21.12.2012 N 78 АА3469197).
Таким образом, административным органом не было допущено процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении и вынесении постановления от 19.03.2013 N Ю78-02-03-392 в отношении Общества, которые привели бы к нарушению прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности.
Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, выдано Территориальным отделом в соответствии с частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Учитывая, что административным органом доказано наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.15 КоАП РФ, Территориальный отдел, установив причины совершения Обществом правонарушения (необеспечение со стороны руководителя надлежащего контроля за соблюдением правил продажи, а также неисполнение должностными лицами организации своих должностных обязанностей), правомерно выдал Обществу представление от 19.03.2013 N Ф7802-03/20-41, которым обязал Общество принять меры по устранению выявленных нарушений действующего законодательства, причин и условий им способствующих, привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в создании предпосылок к совершению административного правонарушения и о выполнении представления в установленный законом месячный срок.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами Общества о том, что по смыслу положений пункта 2 статьи 30.4 КоАП РФ и пунктов 2, 4 статьи 30.6 КоАП РФ во взаимосвязи с положениями статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого вынесено постановление, извещается о времени и месте рассмотрения его жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, нарушение Управлением вышеуказанных требований при рассмотрении жалобы Общества на постановление от 19.03.2013 N Ю78-02-03-392 и предписание от 19.03.2013 N Ф78-02-03/20-41, не привело в данном случае к существенному нарушению прав заявителя, поскольку доводы жалобы Общества были оценены Управлением при принятии решения от 05.04.2013, кроме того заявитель воспользовался предоставленным ему частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ правом на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности в арбитражный суд. Более того, отмена решения от 05.04.2013 не приведет к восстановлению прав Общества, поскольку не повлечет отмену постановления от 19.03.2013 N Ю78-02-03-392 и представления от 19.03.2013 N Ф78-02-03/20-41 законность которых подтверждена арбитражным судом при рассмотрении настоящего дела.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 21.08.2013 и удовлетворения апелляционной жалобы ОАО "Лента".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 августа 2013 года по делу N А56-22573/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лента" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-22573/2013
Истец: ООО "Лента"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в Выборгском и Калининском районах, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу